Народные праздники как форма КТД
статья

Дуюн Сергей Александрович

Праздник - форма коллективного творческого дела в ансамбле "Забава"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_ktd.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народные праздники как форма КТД.

МБУДО «Центр детского творчества» г.Саяногорск

Педагог: Королева Ольга Евгеньевна

Концертмейстер: Дуюн Сергей Александрович

Реальность нашей жизни сегодня такова, что утрачены многие традиции, обычаи, которые играли первостепенную роль в формировании личности, укреплении системы жизненных и нравственных установок подрастающего поколения. Постижение наследия народного творчества, где в органичной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств выражается неразрывная связь духовной, материальной жизни и окружающей среды, может послужить формирующим фактором развития духовной культуры обучающихся.

Пробудить в детях потребность к творческому самовыражению – задача нелегкая и первостепенная. К сожалению, в наше время детям свойственно пассивное потребление культурного опыта людей. В ансамбле русской народной песни «Забава» Центра детского творчества г.Саяногорска дети изучают народную культуру России, узнают о жизни и быте русского народа, его традициях, обычаях и обрядах, что способствует развитию у обучающихся исторической памяти, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности.

В поиске путей духовного становления личности ребёнка неоценимую значимость приобретает коллективная творческая деятельность (КТД). 

Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине  60-х годов советским педагогом и писателем Антоном Семеновичем Макаренко, который разработал ряд направлений воспитания, заключающиеся в центральной роли коллектива в развитии личности.

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем академик (доктором педагогических наук, профессором) Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают его изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

Коллективное творческое дело - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, способствующее оказывать комплексное педагогическое воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств, познавательных, творческих способностей,  формированию мировоззрения личности, сплочению коллектива.

Отличительные признаки КТД:

- коллективность - совместное создание дела (планируется, готовится, совершается и планируется совместно с воспитанниками, воспитателями как младшими, так и старшими) с самого первого этапа;

- целеполагание (для чего надо, что хотим, для кого это нужно?);

- мотивация - высокая мотивация создателей (нам это надо?);

- творчество  (планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения, жизненно важных задач);

- рефлексия (самоанализ, осмысление,  оценка происходящего.

Одна из форм Коллективно творческого дела в ансамбле «Забава» - народный праздник.

Праздник для обучающихся становится стимулом к художественно-творческому выражению в различных видах деятельности: пении, сочинительстве, танце, рукоделии. На праздниках ребята легко, без напряжения приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют творческие способности, организаторские и лидерские качества, а главное осознают свою роль в  обществе.

Цель проведения народного праздника – способствовать решению проблемы целостного развития личности посредством взаимодействия народного творчества, понимания обучающимися окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры.

Содержание праздника строится по земельно-календарному принципу, на каждое время года.

Народный праздник в ряду обучающих занятий имеет ряд параметров:

- наличие предметного компонента (костюмы, оборудование, реквизит, игрушки и т.п.);

- знакомство с культурным наследием через доступные формы народного творчества и игры;

- коллективность, совместность участия;

- проявление артистизма, эмоциональный подъем;

- развивающий эффект, возможность для каждого воспитанника проявить свою индивидуальность, самоутвердиться, самореализоваться.

Ценность проведения народного праздника во многом определяется успехом подготовительных этапов. Готовясь к такому мероприятию, участвуя в нем, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют, импровизируют и т.п. В процессе работы идет закрепление и расширение знаний, приобретается опыт применения их на практике.

Из опыта ансамбля «Забава» определился своеобразный алгоритм действий по проведению народных праздников:

1.Предварительная работа:

- выбор темы, соответственно народному календарю;

- определение конкретных воспитательных и жизненно-практических  задач и действий для их выполнения;

- привлечение родителей, педагогов других творческих объединений к обсуждению и дальнейшему участию в совместной работе;

- увлечение детей перспективой интересного и полезного дела;

- проведение «нацеливающих» занятий, бесед, встреч и т.д.

2. Коллективное планирование:

- организация работы (обсуждение плана и замысла мероприятия);

- поиск и выбор лучшего варианта;

- опора на ранее накопленный опыт;

- выбор руководящего органа для подготовки и проведения мероприятия и стимулирование активности и самостоятельности каждого воспитанника при решении организационных вопросов.

3. Подготовительная работа: 

- разучивание музыкально-художественного материала по выбранной теме;

- реализация коллективно принятого плана проведения праздника;

- работа микроколлективов (групп, объединений) в соответствии с поручениями (подготовка атрибутов на занятиях, изготовление реквизита, музыкальное оформление и т.п.);

- сотрудничество и взаимопомощь в процессе подготовки;

- актуализация детьми полученного опыта, знаний, умений и навыков.

4. Проведение мероприятия:

- участие в коллективном творческом деле (демонстрация своих творческих способностей);

- формирование определенных знаний, умений и навыков;

- создание соответствующего настроя, одобрение и поддержка педагогом участников праздника.

5.  Подведение итогов и анализ (рефлексия):

- организация коллективного обсуждения результатов мероприятия с учетом предыдущего опыта подготовки и проведения занятий-праздников;

- включение каждого воспитанника в процесс анализа и размышления о проделанной работе;

- сопоставление мнений и предложений, стимулирование поиска причин успехов и неудач;

- опора на положительный опыт взаимодействия воспитанников.

6. Стадия ближайшего последействия:

- реализация принятых коллективом решений;

- использование опыта (планирования, обсуждения, подготовки и проведения таких мероприятий) в жизнедеятельности коллектива.

Проведение календарных праздников является не только закреплением тем, изученных учащимися на занятиях по народной культуре, но и способствует интеграции знаний, полученных в ходе различной художественно-практической деятельности, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. Праздники – своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.

Педагогическое наблюдение на каждой стадии от планирования до участия каждого в оценке сделанного дает возможность увидеть эмоциональные проявления обучающихся, их практические действия, динамику взаимоотношений в коллективе.

Работая в этом направлении, коллектив достиг определенных результатов. Так, некоторые семьи теперь считают совершенно естественным и даже жизненно необходимым в полном составе принять участие в Масленице, поколядовать на Святках, посетить вечерку или посиделки и др. При этом родители имеют уникальную возможность увидеть своих детей и других детей в их социальной, творчески ориентированной среде. Важное в такой деятельности – это возможность реализовать себя предоставляется всем желающим

В процессе КТД при подготовке и проведении народных праздников ребята, не только закрепляют и демонстрируют свои знания в области народного творчества, но и приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания, способствующего развитию личности, сплочению коллектива.

Коллективное творческое дело - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Оно является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.

Список литературы, использованных источников:

  1. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 2006.
  2. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005.
  3. Иванов И. П.  Энциклопедия коллективных творческих дел - М.: Педагогика, 1989.
  4. Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника: практическое пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.
  5. Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. - № 2. – С. 11.
  6. http://si-sv.com/publ/ktd/4-1-0-22
  7. http://gigabaza.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные праздники и традиции. Праздник Светлой пасхи.

Научить детей уважать и хранить народные традиции, а так же развивать народные промыслы....

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

Мастер - класс "Народные праздники как этнопедагогическая форма социокультурного взаимодействия с учащимися

В сборнике представлена технология   проведения народных праздников, предложенные  здесь материалы направлены на актуализацию знаний педагогических работников ОУ ДОД  в области этн...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....

Фольклорный народный праздник "Народный календарь"

Тема занятия «Народный календарь»Цель:    Создание условий для приобщения учащихся к культуре своего народа через знакомство с различными жанрами фольклора.Задачи:1.Познаком...

"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"

Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...