Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?
статья

     Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии. Сейчас мы все реже задумываемся над этим термином, потому как уже не замечаем как быстро информация и новые технологии интегрируются в наши жизни. Но что срывается за столь безобидным определением? Общество без будущего или же, наоборот, новое и более развитое поколение?
    Если мы рассмотрим различные сферы нашей жизни, то можем выделить положительные и отрицательные стороны этого явления.
    В техногенной сфере продолжается создание глобальных и региональных сетей обменом информацией. Достаточно посмотреть на сеть Интернет, она насчитывает сотни миллионов пользователей и ее можно назвать глобальной мировой информационной системой. Начинается новый этап в производстве и появляется потребность в использовании вычислительных машин с большой производительностью. Все более широкое распространение получают функциональные цифровые методы (например, обработка изображений, речевой информации, распознавание лиц, отпечатков пальцев, сетчатки глаз и многое другое).
    В сфере фундаментальных наук актуальны проблемы создания перспективных средств информатики, которые основываются на новых физических принципах хранения и обработки информации, таких как: создание запоминающих устройств высокой емкости, использующих голографических принципов хранения информации, проблемы создания оптических ЭВМ, проблемы создания и использования нейрокомпьютерных вычислительных устройств на основе достижений в области молекулярной электроники и, в частности, открытия способностей молекул ДНК «узнавать» друг друга и самоорганизовываться в упорядоченные последовательности. Уже имеются результаты исследований о искусственно созданных биоинформационных и биокибернетических устройствах, возможности которых по идентификации, запоминанию и преобразованию информации во много раз превысят возможности современных средств обработки информации. По своим характеристикам они будут приближаться к информационным системам, существующим в живой природе, а их главными отличительными особенностями, вероятнее всего, будут высокий параллелизм происходящих в них информационных процессов, сверхвысокая концентрация информации в единице объема, а также способность к обучению. Наиболее актуальны эти приборы для военной промышленности: уже разработаны различные биороботы в виде насекомых и мелких животных. Использование новых устройств в качестве интеллектуальных и управляющих элементов различных информационно-телекоммуникационных систем в биологии и медицине, при протезировании различных органов живых организмов кардинальным образом изменят наши представления о мире. Однако, для того чтобы разработки таких «биокомпьютерных» систем стали возможными, необходимо понимание общих принципов функционирования естественных биологических и информационных систем. Фундаментальные исследования представляются стратегически важными и перспективными. Но при этом, нельзя опускать «этический момент», причина этого в том, что биоробот будет иметь нервную систему и способность обучаться, а это позволит поставить его в ряд с живыми существами. И встанет вопрос, как отнесется к биороботам общество и будут ли к ним относиться как к живым существам.
    Сама информация становиться бизнесом. Она встанет в отдельную нишу вместе с понятием интеллектуальной собственности. Большое развитие ожидает сферу услуг. Информацией можно  торговать и обмениваться. С точки зрения экономики это очень выгодный процесс, так как информация имеет короткий срок окупаемости, а товарные отношения войдут в стадию товар-деньги. Система простого оборота денег довольно прозрачна на первый взгляд: для обмена информацией и данными будут развиваться «супермагистрали» и национальные информационные инфраструктуры. Постепенное их объединение поможет создать глобальную информационную инфраструктуру. Но могут возникнуть проблемы хранения и защиты информации, что повлечет за собой серьезные последствия, вплоть до информационной войны. Очевидна так же проблема отбора качественной и достоверной информаций. Качество и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках существенным образом зависят от уровня технологического развития той или иной страны и от уровня развития и использования новых информационных технологий.Возрастает количество людей занятых производством и трансляцией информации, знаний и разработок. Так как сфера промышленности будет продолжать роботизироваться, то это потребует специальной переподготовки кадров и обучение новых специалистов для работы в этой сфере. Работа для людей становится более быстрой и удобной. Работать с информацией можно везде, как сидя у себя дома, так и в офисе. Такая работа требует большой самоорганизации, собранности, усидчивости и способности рационально распределять время. Роботизация предприятий станет очень полезной в сферах трудоемких и опасных производств, понадобятся люди, способные обслуживать подобные машины. Высокая конкуренция станет лидирующим показателем. Спорным показателем можно назвать само определение «информационности или неинформационности» труда. Подсчет работников вовлеченных в сферу информации не дает понимания о иерархиях в обществе (например, социальный работник и компьютерщик).
    На сегодняшний день все больше проявляется тенденция к расширению возможностей общения посредствам чатов, форумов, социальных сетей, блогов и т.д. В последнее время начали активно пользоваться спросом интернет – форумы, онлаин конференции, уроки, мастер классы и т.д. Но в данной сфере много противоречий. С одной стороны, положительно то, что это существенно экономит время, общение становится доступно для большего количества людей и экономит средства на передвижение для личного общения. Глобализация этих методов позволяет многим людям обучаться бесплатно, в любое время (школьники, студенты, женщины, имеющие маленьких детей, люди с ограниченными возможностями) находить новые знакомства, иметь возможность общения с людьми из разных стран и городов, найти в себе таланты или новые перспективы. Так же будет решаться проблема безграмотного обращения с компьютером. Однако в этой сфере существуют и негативные аспекты: информация часто бывает недостоверной или неграмотной (особенно это касается учебной литературы и информации), к тому же многим людям будет тяжело адаптироваться к новой системе знаний, информационная незащищенность (ведь никогда не знаешь, кто может оказаться по ту сторону компьютера), повышается количество людей зависимых от социальных сетей и т.д.
    Информационные технологии будут все больше использоваться во всех сферах общественной жизни: в системе образования ( во всем мире уже существуют дистанционное обучение, системы рейтингов, системы приема онлаин-экзаменов и зачетов, замена печатных книг электронными и т.д.),здравоохранения (все чаще начинает использоваться и заменяться врачебная постановка диагноза постановкой разнообразных аппаратов, которые диагностируют серьезнейшие болезни, все больше расширяются базы данных таких машин), работе органов государственного управления, развития электронной торговли (почти все сейчас можно купить, не выходя из дома). Это, в свою очередь, конечно, повышает комфорт и качество жизни людей. Однако, при всех достоинствах есть серьезный недостаток: все больше вытесняется человеческое присутствие и личный контакт. Люди перестают выходить из дома, по причине ненадобности и доступности всего «не вставая с дивана», это влечет за собой ряд психологических расстройств и физических проблем (например, ожирение, сердечно- сосудистые заболевания).
   Общедоступность информации ведет к расширению свободы ценностного и профессионального выбора человека. С помощью информационных технологий люди находят места учебы, отдыха, работы. Новые веяния приводят к тому, что очень легко найти себе друга или товарища по интересам, более того, создаются пары и семьи. Все эти процессы больше обезличивают общество, мы все чаще общаемся под ненастоящими именами в социальных сетях, чем с живыми людьми. Никогда не знаешь, кто может скрываться за фото или ником. Диалоги сокращаются, все чаще можно увидеть сокращения, ответы по шаблону, поздравления взятые из Интернета .Еще одной серьезнейшей проблемой является резкое понижение грамотности в интернете. Информационные технологии постепенно приучают людей мыслить стандартно, упрощенно и примитивно. Постепенно падает и общий уровень культуры. Все реже люди ходят в кино, театры и музеи, потому что фильмы и спектакли можно посмотреть в Интернете. Музей можно исследовать с помощью интерактивной экскурсии, рассмотрев каждый экспонат во всех деталях. Постепенно исчезает понятие личного, как принадлежащего только индивиду, ведь уже личное становится все больше общественным. Очень велика вероятность несанкционированного доступа к информации, и все больше личной информации становится достоянием общественности.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное общество и перспективы его развития

Начиная с конца  60-х годов XX века в развитых капиталистических странах (прежде всего, в Японии и США)  информация и информационные ресурсы начинают играть особую самостоятел...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.

В статье поднимается вопрос о важности развития критического мышления подрастающего поколения в условиях негативного воздействия современного информационного общества, о развитии информационных технол...

Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Удостоверение   члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации...

Социальное развитие молодёжи в условиях информационного общества

Социальное развитие личности – представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде. Причем развитие может быть,...