Методическая разработка для работы по программе: «Хореография» «Движения экзерсиса по классическому танцу»
материал

Бояркина Анна Александровна

В разработке представлено подробное описание упражнений по классическому танцу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizheniya_ekzersisa_12.2020.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская Школа Искусств №3 «Младость» Промышленного района г.о. Самара

Методическая разработка для работы по программе:

 «Хореография»

«Движения экзерсиса по классическому танцу»

                                                                      Автор: Бояркина Анна Александровна

                                                                  Педагог дополнительного образования                                                              

                                                                  МБУ ДО ДШИ №3 «Младость»                   

Самара 2020 г.

Содержание:

  1. Plié (приседание).
  2. Battement tendu, simple (батман вытянутый, простой).
  3. Battement tendu jete (батман вытянутый, бросковый).
  4. Rond de jambe par terre (вращательное движение ноги по полу).
  5. Battement frappe (ударный батман).
  6. Battement fondu (плавный, тающий батман).
  7. Rond jambe en l’air (вращение ноги в воздухе).
  8. Petits battements sur le cou de pied (маленькие батманы у щиколотки опорной ноги).
  9. Grands battements jetes (большие бросковые батманы)
  10. Allegro (прыжки). Общие сведения

  1. Plié (приседание).

Plié подразделяется на demi plié – половинное приседание и grand plié-большое, полное приседание и исполняется на пяти позициях. Характер движения медленный, плавный, связный, мягкий. В музыкальном оформлении он наиболее соответствует понятиям adagio, molto cantabile, sempre legato.

Динамическая линия движения развивается crescendo по мере постепенно увеличивающегося приседания, достигая кульминации в крайней точке plié внизу. И наоборот, возвращаясь в исходное положение, динамическая линия движения ослабевает, идет diminuendo.

В музыкальном оформлении динамика данного движения отражается в динамических оттенках музыки (crescendo-diminuendo).

Исполняется plié в размерах 2\4 или 4\4, реже-в размере 6\8.

2. Battement tendu, simple (батман вытянутый, простой).

Battement tendu исполняется в I и V позициях. Характер движения-четкий, бодрый ; темп исполнения умеренный.

В музыке это движение наиболее соответствует темпу и характерy andantino semplice. Battement tendu исполняется обычно в размере 2\4, реже-4\4. Движение состоит в отведении вытянутой работающей ноги из исходного положения I или V позиции в требуемом направлении вперед, в сторону или назад и в приведении ее обратно в I или V позиции.

Акцент движения падает на момент приведения работающей ноги обратно в I или V позиции, т.е. на вторую часть движения. В музыке он должен совпадать с первой сильной долей такта. Поэтому первая часть движения должна быть затактной.

  1. Battement tendu jete (батман вытянутый, бросковый).

Исполняется так же, как battemebnt tendu simple, но только работающая нога выбрасывается в воздух под углом 45 градусов.

Музыкальное оформление этого движения аналогично оформлению battement tendu simple, с той лишь разницей, что бросковому, отрывистому характеру движения в музыке наиболее соответствует прием отрывистого исполнения staccato.

  1. Rond de jambe par terre (вращательное движение ноги по полу).

Характер движения rond de jambe par terre –плавный, связный; темп исполнения-умеренный; размер-2\4. В музыке наиболее соответствует характеру и темпу andante cantabile.

Rond de jambe par terre исполняется поочередно в двух направлениях: en dehors-наружу и en dedans–внутрь.

Движению предшествует preparation (подготовительное движение), исполняемое на протяжении двух тактов в размере 2\4 следующим образом:en dehors -на первую четверть demi plié в первой позиции; на вторую четверть работающая нога отводится вперед (опорная остается на plié ; на первую четверть второго такта работающая нога выводится по полу по дуге в сторону на вторую  позицию, одновременно опорная нога вытягивается.

Отсюда (т.е. уже на вторую четверть второго такта, оформляющего preparation) работающая нога начинает исполнять rond de jambe par terre; нога проводится скользя носком по дуге назад. На первую четверть следующего такта работающая нога через первую позицию проводится вперед; на вторую четверть нога описывает носком дугу по полу через вторую  позицию в положение назад и т.д.

При исполнении rond de jambe par terre en dehors с первой сильной долей такта должно совпадать положение работающей ноги впереди, а при исполнении en dedans–положение ноги сзади; в обоих случаях при плавном движении ноги без фиксации на отдельных точках.  

5. Battement frappe (ударный батман).

Характер движения – резкий, отрывистый, ударный. В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям energico, sempre staccato.

Исполняется движение в размере 2\4 и состоит в резком, энергичном вытягивании работающей ноги из положения sur le cou de pied в требуемом направлении (вперед, в сторону или назад).

Акцент движения падает на момент открывания ноги в заданном направлении. В музыке акцент должен совпадать с первой сильной долей такта, поэтому движение начинается с затакта.

6. Battement fondu (плавный, тающий батман).

Характер движения плавный, мягкий, певучий. В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям cantabile, sempre legato. Исполняется в размере 2\4 или 4\4. Движение состоит в плавном сгибании и приведении работающей ноги sur le cou de pied при одновременном demi plié на опорной ноге и затем-в плавном сгибании и открывании работающей ноги в требуемом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plié.

Акцент движения падает на момент demi plié на опорной ноге при положении работающей ноги sur le cou de pied. Он должен совпасть с первой сильной долей такта музыки.

Ритмический рисунок мелодии музыкального оформления соответственно с главным рисунком движения следует группировать восьмыми legato.

7. Rond jambe en l’air (вращение ноги в воздухе).

Характер движения –плавный, четкий. В музыкальном оформлении наиболее близок определениям grazioso, sempre legato. Исполняется в размере 2\4. Движение состоит в сгибании и разгибании в колене работающей ноги, отведенной на вторую позицию и поднятой под углом 45 градусов, во время которого нижняя часть работающей ноги (от колена до носка) описывает в воздухе овал.

Rond jambe en l’air исполняется в двух направлениях: en dehors-наружу и en dedans-внутрь.

Акцент движения падает на момент вытягивания работающей ноги на позицию под углом 45 градусов. В музыке он должен совпасть с первой сильной долей такта. Сгибание и вращение ноги должно исполняться на затакте.

  1. Petits battements sur le cou de pied (маленькие батманы у щиколотки опорной ноги).

Характер движения-четкий, отрывистый. В музыкальном оформлении он соответствует определению grazioso, staccato. Исполняется в размере 2\4. Движение состоит в разгибании работающей ноги в колене на половину расстояния до второй позиции из исходного положения sur le cou de pied спереди опорной ноги  и в сгибании ее с переносом sur le cou de pied сзади. Затем работающая нога снова разгибается на половину и, сгибаясь, возвращается sur le cou de pied вперед.

Акцент движения должен совпадать с первой сильной долей такта музыкального оформления.

9. Grands battements jetes (большие бросковые батманы)

Характер движения-четкий, отрывистый. В музыке наиболее соответствует определению moderato, energico, staccato. Исполняется в размере 2\4. Движение исполняется и музыкально оформляется аналогично вattement tendu jete, но работающая нога выбрасывается в воздух под углом 90 градусов и выше. Бросок ноги вверх приходится на затакт. Момент опускания ноги в исходную пятую позицию совпадает с первой долей такта.

10.Allegro (прыжки). Общие сведения.

Различные виды прыжков крайне многочисленны. Всякому прыжку предшествует demi plié. Заканчивается прыжок также в demi plié. Таким образом, здесь на лицо сочетание плавного по характеру движения plié с отрывисто четким моментом отдачи пятками от пола прыжком. В музыкальном оформлении прыжков оба эти момента должны отчетливо отражаться. Моменту прыжка наиболее соответствует оттенок sforzando. Характеру прыжков соответствует живая, бодрая музыка.

Demi plié, предшествующее прыжку, и сам прыжок приходятся на затакт.

Момент опускания в plié после прыжка совпадает с первой долей такта. Принцип музыкального оформления различных прыжков одинаков. В начале обучения прыжки исполняются в медленном темпе, в расчлененном виде.

Список литературы:

  1. Ваганова А. Основы классического танца. С-П.:Искусство, 2003.
  2. Ярмолович Л. Классический танец. Л.:Музыка, 1986.
  3. Классический танец в школе искусств: Методическая разработка /Самарская Государственная Академия ис-кусств. Самара, 1998/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения

Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся....

Методическая разработка к уроку по теме "Механическое движение "7 класс

Методическая разработка для проведения итогового повторения главы "Механическое движение". К учебнику Н.С Пурышевой. 7класс...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Методическая разработка урока по физике на тему "Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул"

Конспект урока по теме: движение частиц вещества. Диффузия.Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Раскрывает понятия броуновского движения, диффузии (в чем различия), отражены примеры, где...

Методическая разработка учебного занятия по программе «Хореография». Тема: «Народно-сценический танец»

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт дух...

Методическая разработка занятия по теме: «Основы сценического движения и танца для старших школьников»

Разработка ознакомительного занятия в форме план-конспект для школьников старшего возраста, планирующих поступление в профильные учебные заведения....