РОЛЬ ПЕДАГОГА НА СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ
статья

Волкова Ольга Анатольевна

Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, а выступает как деловое сотрудничество - совместная работа педагога и обучающихся. Педагогам на современном уроке необходимо осваивать новые профессиональные роли, связанные с  реализацией деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе: организатора самостоятельной активной познавательной деятельности, консультанта, менеджера образовательного процесса, фасилитатора, тьютора, эксперта и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_statya.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПЕДАГОГА НА СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ

(Волкова О.А., Филонова О.В.)

Исходя из сегодняшних целей и задач образования, роль педагога в образовательном процессе принципиально меняется. Связано это с тем, что реализация основных образовательных программ в логике компетентностного и системно-деятельностного подходов предусматривает субъект - субъектные отношения педагога и обучающегося.  

Субъектность в педагогической литературе рассматривается как «способность человека превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, т.е. управлять своими действиями, планировать их способы, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты, рефлексировать пройденный путь достижения цели. Быть субъектом – значит занимать активную, авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно» [1, с. 146] Развитие такой позиции у обучающихся является важнейшей задачей каждого педагога.

 Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, а выступает как деловое сотрудничество - совместная работа педагога и обучающихся. Педагогам на современном уроке необходимо осваивать новые профессиональные роли, связанные с  реализацией деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе: организатора самостоятельной активной познавательной деятельности, консультанта, менеджера образовательного процесса, фасилитатора, тьютора, эксперта и др.

Педагог как менеджер образовательного процесса выбирает (отбирает) учебные и учебно-методические пособия, информационные источники, моделирует технологии обучения и воспитания, осуществляет процесс сопровождения обучающихся, проводит мониторинг качества образования, ведет методическую работу, принимает участие в разработке образовательной программы.

Роль педагога на современном учебном занятии заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы обучающиеся сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Роль педагога «Фасилитатор» предусматривает применение образовательных методов, обеспечивающих позитивное влияние на обучающихся, коллектив обучающихся с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности обучающихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

Педагогическая фасилитация – повышение продуктивности образования  (обучения, воспитания) и развитие субъектов образовательного процесса за счет особого стиля общения и личности педагога. Педагог должен обладать навыками формирования у обучающихся высокой внутренней мотивации к самостоятельной учебной деятельности, к труду и творчеству.

Реализуя роль фасилитатора, педагог может применять следующие методы и приемы:

1. «Эмоциональные поглаживания»

Педагог на уроке хвалит обучающихся: «вы у меня молодцы», «умницы», « я горжусь вами». Это приводит к тому, что обучающийся потому и старается, что поверил педагогу: «Да, я молодец, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!»

2. Коллективная похвала

Каждый обучающийся  желает утвердиться не только в глазах педагога, но и среди одногруппников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить обучающегося всей группой.

3. Авансирование

Педагог заранее предупреждает студента о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний: что должен будет обучающийся сделать (повторить, перечитать, прорешать). При этом подчеркивая: «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

4. Скрытое инструктирование

Предполагает ненавязчивые подсказки: «Возможно лучше всего начать с…»,  « Выполняя работу, не забудьте о…».

5. Снятие страха

Подходит особенно тревожным студентам, включает использование следующих фраз: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Контрольная работа довольно легкая, материал мы с вами проходили».

6. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий студента в предстоящей или совершаемой деятельности:  «Только ты и мог бы….»,  «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали: «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

8. Использование ситуации «от простого к сложному»

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного.

Тьютор – педагог, который руководствуется в своей деятельности принципом индивидуализации и сопровождает построение обучающимся своей индивидуальной образовательной программы [3]

Тьютор помогает студенту в определении эффективности обучения через развернутое оценивание, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождения индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь. [2, с 54]

Основная задача тьютора – поддержать саморазвитие обучающегося. Деятельность тьютора  и тьюторанта является совместной, но при этом педагог – тьютор помогает развернуть «ресурсную карту», а тьюторант исследует альтернативы и принимает решение о том, какая из альтернатив является для него оптимальной.

В арсенале тьютора – широкий спектр форм, методов, приемов тьюторского сопровождения. К ним относятся:

  1. Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося.
  2. Групповая тьюторская консультация. При реализации этой формы тьюторства осуществляется сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов с похожими познавательными интересами.
  3. Тьюториал (учебный тьюторский семинар) – это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся. Это - учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.
  4. Тренинг – форма, предполагающая освоение и использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы, необходимых умений и навыков. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
  5. Образовательное событие.

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения обучающихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих обучающихся, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди  («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.).

Роль организатора образовательной среды педагог осуществляет прежде всего посредством привлечения различных внешних, «средовых» ресурсов – информационных, человеческих, предметных, а также посредством организации деятельности обучающихся, полностью или частично протекающей во внешней среде (например, в форме практико – ориентированных проектов, социальных акций и т.д.).

Эксперт осуществляет независимую качественную оценку учебного или реального продукта на промежуточных этапах, оказывая тем самым помощь в устранении дефектов, недоделок перед итоговой защитой продукта.

Для выполнения роли эксперта, у педагога должны быть сформированы такие личностные качества, как:

- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза;

- широкий общий профессиональный кругозор;

- приятие критериев экспертизы, четкое следование процедуре экспертной деятельности;

- объективность;

- коммуникабельность;

- высокая культура общения;

- умение аргументировано отстаивать свою позицию;

- умение разрешать конфликтные ситуации.

Педагог на современном учебном занятии отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от педагога требуется умение организовать активную познавательную деятельность обучающихся в качестве субъекта образовательного процесса.

Список источников:

  1. Беглова, Т.В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования : научно-методическое пособие/ Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. – 304 с. – ISBN 978-5-9507-01717-0. – Текст : непосредственный.
  2. Вавилова, Л.Н. Методическое обеспечение учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении : уч-метод. пособие / Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. – 190 с. - ISBN 978-5-9572-0182-3. – Текст : непосредственный.
  3. Ковалева, Т. М. Профессия «Тьютор» / Т.М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова, А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. -  Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2012. — 246 с.- ISBN 978-5-91504-016-8. – Текст : непосредственный.
  4. Пашкевич, А.В. Компетенностно-ориентированный урок/ А.В. Пашкевич. – Волгоград : Учитель, 2016. – 207 с. - ISBN 978-5-7057-3457-3. – Текст : непосредственный.
  5. Татаренкова, И.А. Преподаватель как фасилитатор инновационного образовательного процесса в ВУЗе / И.А. Татаренкова, В.Н. Кибец – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №1. - URL http: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=18086(дата обращения: 21.20.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе на тему "Роль педагога в современном обществе "

Меняется время -жизнь не стоит на месте. В связи с этим и роль учителя меняется и меняются требования к профессии ..Моё представление об этом процессе..новшества в моей работе ......

О роли педагога в современной школе.

В статье рассматривается вопрос о роли педагога в школе всвязи с ускорением современной жизни и новым техническим оснащением школы. Даются рекомендации по повышению качества образования и преодолению ...

«Роль педагога в современном обществе»

Статья на тему "Роль педагога в современном обществе"...

Особенности роли педагога в современной школе

Данная статья позволяет выделить главное в работе педагога в школе, независимо от преподаваемого предмета и или в работе воспитателя. Используя современные методики не потеряться в жизни и не потерять...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»

Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...