Конспект урока по ОРКСЭ по теме: ""Семья. Портрет счастливой семьи"
план-конспект урока (5 класс)

Данный урок ОРКСЭ относится к разделу «Религия и мораль». Он построен на основе системно-деятельностного подхода. Главная цель урока - Совместная деятельность детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лист рефлексии

- Удалось ли вам выделить новую информацию, представленную в методической разработке урока или проекта рабочей программы по ОРКСЭ?

В проекте рабочей программе по курсу ОРКСЭ в пояснительной записке имеется указание на обоснование  выбранных   технологий,  средств,  методов,  форм,  средств  организации  внеурочной  деятельности и  режим  занятий.

 - Какие новые способы работы Вы освоили в ходе практической части занятия?

Появились понятные (четкие, лаконичные) критерии оценивания урока и программы, что помогло при анализе и корректировании своего методического материала.

 - Удалось ли Вам достичь выбранных (поставленных) целей.

Частично да.

 - Все ли выделенные действия по достижению целей Вы выполнили?

Частично да.

Технологическая карта урока

Предмет

ОРКСЭ (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Класс

4  класс

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Особенности урока

Совместная деятельность детей и родителей.

Тема

Семья. Портрет счастливой семьи.

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока.

Основные термины, понятия

Семейные ценности и традиции, семейные обязанности и взаимоотношения.

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Понимать и уметь объяснять значение основных терминов, изученных на уроке: семейные ценности, традиции, обязанности, взаимоотношения, как особенностей, характеризующих счастливую семью.

 Личностные УУД:

  • Формировать положительный образ семьи: счастливая семья.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать  свои действия в соответствии с поставленной целью.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, строить речевое высказывание в устной форме.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении и решении учебной задачи, аргументировать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  и  групповая (самостоятельная работа с источниками информации, выполнение заданий в группах)

Раздаточный материал (карты, содержащие информацию по теме урока, инструкции)

ЭОР (Интернет-ресурсы, презентация)

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

(этап актуализации)

3-4 мин.

1  слайд

2  слайд

3  слайд

4  слайд

Эмоциональный настрой.

Создание условий для активизации

учащихся.

Приветствует присутствующих на уроке.

Настраивает   на работу, читает притчу.

- В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?»  Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…  

Какое это слово? (Понимание)

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Выполняют просьбу учителя.

На слайде появляются символы семьи (матрешка, ромашка, аисты).

- Как вы думаете,  что объединяет эти символы?  (Все эти символы посвящены семье)

На слайде появляются изображения разных семей (спортивная семья, многодетная семья, семья, где есть несколько поколений).

-   Какой должна быть любая семья? (Счастливой)

- А что значит счастливая семья? (Крепкая, дружная и т.д.) 

-  Л.Н. Толстой сказал, что все счастливые семьи похожи друг на друга…

Предлагает учащимся сформулировать тему урока. Если учащиеся затрудняются, называет тему урока «Портрет счастливой семьи» 

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя.

Постановка  учебной проблемы, планирование

3 мин.

5  слайд

6  слайд

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели через проблемную задачу.

1)  Направляет на правильный выбор  цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока).

- Давайте, сформулируем цель урока – Создание портрета счастливой семьи.

- Что нужно для того, чтобы создать портрет счастливой семьи? (Нужно выяснить (определить), что делает семью счастливой?)

- Достичь поставленной цели урока, вам поможет выполнение заданий в группе.

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

Формулируют цель и задачи урока.

Предлагают варианты ответов.

- Давайте вспомним историю Петра и Февронии. Скажите, а какие отношения помогли этим Святым сохранить свою семью. (Любовь и верность)

Эти и другие качества относятся к  ценностям.

Ценности – это первое составляющее семейного счастья.  

2) Организует деятельность (в группах)  по достижению цели и задач, консультирует  по ходу  работы.  (Приложение 1)

Предлагает вспомнить правила работы в группах.

Активизация мыслительных процессов (умозаключение).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения одноклассников.

Проговаривают правила работы в группах.

Открытие нового знания

15-20  мин.

7  слайд

Физминутка

8-9  слайды

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первое задание «Семейные ценности»

- Первая группа находит определение слову «ценности».  Записывает слова, которые обозначают ценности (выполняет одна группа).

- Что же такое традиция?

Вторая группа находит определение слову «традиции», записывает семейные традиции. (Приложение 2)

1). Наблюдает и корректирует работу в группах.

2). Выступление с итогами практической работы (каждая группа рассказывает о том, что узнала нового, выполнив задание).    

Проводит физминутку.

Игровая ситуация.

    - Сейчас мы узнаем, как распределяются обязанности между членами вашей семьи.

Я буду называть вам действия. Если это действие выполняет мама, поднимите вверх букву М, если папа – букву П, бабушка – букву Б, дедушка – букву Д, вы – букву Р (ребенок).

Печет  пироги, играет в мяч, вяжет, стирает, шьет, убирает, готовит, читает, рисует, мастерит, подметает, вытирает пыль, ходит в магазин, играет в  компьютерные игры, выносит мусор, смотрит телевизор, проверяет домашние задания у ребенка, помогает готовить уроки, водится с внуками.

- А какие обязанности у вас родителей и детей в ваших семьях? (Приложение 3)

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Работают с предложенными источниками информации, затем после обсуждения отвечают на вопросы, выполняют практическое задание.  Представляют итоги работы.

Применение нового знания

10 слайд

3-4 мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Организует фронтальную работу.

- Какие качества необходимо воспитывать в человеке, чтобы он создал счастливую семью?

Назовите положительные качества, пользуясь таблицей – на слайде.

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание.

Рефлексия учебной деятельности

11  слайд

3-5 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Организует рефлексию.

- Итак, вспомните цель урока.  Удалось ли достичь поставленной цели?

«Закончи фразу»

Родители и дети становятся в круг, передают ромашку друг другу со словами: «Счастливая семья – это…»

Заключительные слова учителя:

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вашу семью говорили друзья:

«Какая хорошая ваша семья!»

Самооценка деятельности на уроке. (Приложение  4)

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий. 

Домашнее задание:  составить рассказ о семейных традициях или нарисовать.

Приложение  1

Задание 1.

Инструкция

1.Прочитайте текст.

2.Выпишите  из текста качества, которых надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой.

Семейные ценности  -  это общие интересы всей семьи. Это любовь, верность, доверие, уважение, понимание, дом, дети.

Семейные ценности не передаются по наследству;  их нельзя купить, а можно только беречь.

Семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.   Если в  семье любят друг друга, внимательны  к домочадцам и заботливы, то это хорошая, настоящая семья. Ответственность, согласие, прощение, помощь, здоровье, доброта, верность, терпение, трудолюбие, честность, порядочность, совесть, милосердие, мудрость  – составляющие крепкого фундамента для счастливой семьи – семейные ценности.

Приложение 2

Задание 2.

Инструкция

1.Прочитайте текст.

2.Запишите,  какие традиции существуют в ваших семьях.

Традиции – обычаи, установленный порядок поведения; то, что перешло от одного поколения к другому.

В каждой семье есть свои традиции (секреты какого-либо мастерства, обычай давать детям имена дедушек или бабушек, праздники, спорт, путешествия, совместные игры и другое, кулинарные традиции, отдых). Традиции нужны для того, чтобы сохранить историю семьи.

Приложение 3

Задание 3.

Инструкция

1.Прочитайте текст.

2.Запишите,  какие обязанности закреплены за детьми и взрослыми в вашей семье.

Семейные обязанности – совместные дела семьи  (воспитание детей,  забота о родителях, организация отдыха, домашние дела).

Каждый член семьи  должен вложить свои силы в создание домашнего уюта. Все в семье должны помогать друг другу, брать на себя обязанности другого, проявлять желание сделать что-либо для семьи, даже если об этом не просят.

        

Приложение  4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Все счастливые семьи похожи друг на друга… Л.Н. Толстой

Слайд 4

Портрет счастливой семьи

Слайд 5

Петр и Феврония

Слайд 6

Правила работы в группе Старший в группе распределяет обязанности. Работаем дружно. Говорим по делу. Прислушиваемся к советам консультанта. Читаем внимательно текст. Находим ответы на вопросы. Если нужно ответы записываем, или оформляем на отдельном листе. Когда закончите работу, не забудьте назначить выступающего от группы, или выступить всем вместе.

Слайд 7

Семейные ценности Дом согревает не печь, а любовь и согласие . Семья сильна , когда над ней крыша одна. Вся семья вместе , так и душа на месте . За общим семейным столом и каша гуще. Семейные традиции

Слайд 9

Семейные обязанности Согласье в дому – достаток в дому , раздоры в семье – пропадать всему.

Слайд 10

Благодарность Вредность Милосердие Терпеливость Жадность Уважение Хвастовство Честность Лень Недоверие Вежливость Забота Сопереживание Любовь Грубость Верность Понимание Прощение Дружба Доброжелательность

Слайд 11

обязанности ценности традиции Портрет счастливой семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества....

Конспект урока английского языка по теме "School timetable"(«Счастливый английский.ру» К. И. Кауфман, М.Ю. Кауфман).

В данном материале подробно представлен конспект урока английского языка,  по теме: "Школьное расписание", основанный на учебнике: : «Счастливый английский.ру» К. И. Кауфман,  М.Ю. Кауфман....

Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"

Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"...

«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Духовные ценности человечества. Культура. Религии "

Учащиеся узнают, чем связаны культура и религия; сформируют представление об основных мировых религиях. Поймут, как важно уважительное отношение к  разным  религиозным культурам....

Телевизионный урок по ОРКСЭ по теме "Семья"

 Представленная работа автором, нацелена на развитие духовно-нравственных качеств личности, формирование чувства патриотизма и  гражданственности, в которой исключительная роль отводи...