Проект. «Орфоэпические нормы. А как говорите вы?».
проект (9 класс)

Грудинина Юлия Викторовна

Проект. «Орфоэпические нормы. А как говорите вы?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shusherova.docx62.37 КБ
Файл orfoepicheskiy_slovarik.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Тема проекта

«Орфоэпические нормы. А как говорите вы?»

Работа ученика 9 «А» класса

Шушеровой Юлии Олеговны

Руководитель проекта

Грудинина Ю.В.

Работа допущена к защите «___»______________2020 г.

Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение__________________________________________________3 стр.
  2. Основная часть. Языковая норма и её основные признаки______________________________________________________________4 стр.
  3. Орфоэпические нормы______________________________________5 стр.
  4. Особенности русского ударения______________________________6 стр.
  5. Особенности современной орфоэпии (постановки ударения)______7стр.
  6. Заключение _______________________________________________9 стр.
  7. Используемые источники информации ________________________10 стр.
  8. Приложение ______________________________________________11 стр.

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования уровня орфоэпических ошибок в речи современной молодежи обусловлена тем, что в настоящее время для любого человека владение нормами литературного произношения, умение правильно и грамотно оформить звучащую речь является насущной необходимостью. Неправильное произношение отвлекает слушателя от содержания речи и тем самым затрудняет общение, а иногда приводит к совершенно неправильному пониманию услышанного. Поэтому так важно овладеть орфоэпическими нормами.

Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальна, но в последнее десятилетие особенно, в связи с введением в образовательных учреждениях ОГЭ, ЕГЭ, итоговые собеседования, где одним из критериев оценивания является критерий, связанный с правильностью постановления ударения в словах.

Гипотеза: мы предположили, что орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи, отвлекают слушающего, а правильное произношение ускоряет процесс общения.

Объектом исследования является устная речь учащихся 9-11 классов МОУ СОШ №5 г. Лыткарино.

Предметом исследования  в речи обучающихся стали орфоэпические ошибки, допускаемые учениками 9-11 классов в речи.

Цель нашей работы: исследование современных орфоэпических норм русского языка.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

  1. Определить понятие языковой нормы, выявить ее основные признаки.
  2. Выяснить, что является предметом изучения орфоэпии.
  3. Выявить особенности русского ударения.
  4. Рассмотреть особенности современной орфоэпии (постановки ударения).
  5. Провести исследование, чтобы выявить, как произносят современны школьники некоторые трудные с точки зрения постановки ударения слова.
  6. Создать орфоэпический словарик « Говори правильно».

Методы исследования: наблюдение над фактами, опрос, описание, метод обработки результатов исследования, обобщение, классификация.

Материалом для исследования стали речевые отклонения от литературных норм, выявленные на основе анкетирования учащихся 10-11 классов МОУ СОШ 5.

 Конечным продуктом данного исследования является создание орфоэпического словарика « Говори правильно».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Языковая норма и её основные признаки

   Большое значение для культуры речи имеет понятие нормы. Языковые нормы– это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов и словосочетаний.

   Характерные особенности литературной нормы: устойчивость, общеупотребительность, общеобязательность, вариантность, соответствие употреблению, традиции и возможностям языковой системы.

   Различают разные виды норм: орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические, стилистические.

   Языковые нормы не выдумываются учеными. Нормы отражают закономерные процессы, происходящие в языке, и поддерживаются языковой практикой. В каждом обществе предпринимаются попытки определить, зафиксировать языковые нормы в виде совокупности правил выбора и употребления всех средств языка. Источники нормы: произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

   Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, поэтому языковая норма определяет, как правильно (или допустимо) строить речь на данном языке и что является неправильным и недопустимым. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию - культурную.

   Языковые нормы могут подвергаться с течением времени изменениям. Эти изменения в развитых литературных языках происходят достаточно медленно, и норма остается стабильной на протяжении десятилетий.

   Языковые нормы фиксируются в филологических словарях. Например, орфоэпические словари содержат сведения о правильном произношении слов.

   Понятие нормы не существует без ее нарушения. Но специфика культурно-речевой нормы состоит в том, что она не предусматривает никаких санкций в противовес, скажем, правовым нормам или нормам общественного поведения. Между тем, только фактическое знание культурно-речевых норм, их утверждение и распространение в обществе способствует адекватному развитию языка.

Орфоэпические нормы

   Нормы произношения изучает орфоэпия. Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) –

1) система единых норм произношения в литературном языке;

2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

   Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

   Правила произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения).

   Произношение определенного слова можно узнать в словаре «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы.» ( С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И. Аванесова.) и в других орфоэпических словарях.

Особенности русского ударения

   Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.

   Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой - как неправильный. Ср.: магАзин, - неправильно; магазИн - правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.

   Все эти особенности можно представить в виде таблицы (см. приложение).

Особенности современной орфоэпии (постановки ударения)

   Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю. Классическим орфоэпическим словарём является труд под редакцией Р. И. Аванесова. Но появляется и множество современных словарей.  В статье Натальи  Лебедевой («Российская газета» от 3 сентября 2009 года) рассказывается о том, какие словари в современном языкознании являются авторитетными. Начинается статья с такого замечания: «С 1 сентября 2009 года  любой гражданин нашей страны, который обсуждает «дОговоры по срЕдам»         и пьёт «вкусное кофе» с «йогУртом», будет считаться вполне образованным и грамотным человеком». Статус официальных авторитетов получили «Орфографический словарь русского языка» Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, «Грамматический словарь русского языка» под редакцией Андрея Зализняка, «Словарь ударений русского языка» Ирины Резниченко. Теперь во всех спорных ситуациях автор письменного или устного текста обязан аргументировать свою позицию ссылками на эти словари. Автор статьи отмечает: «Гражданское общество моментально отреагировало на это нововведение. Многих, например, заинтересовал вопрос, а почему не легализовали ударение в словах «звОнит» и «лОжить»?». За разъяснениями автор статьи обратилась к президенту Санкт-Петербургского государственного университета, академику РАН Людмиле Вербицкой. Она объяснила: «Считать, что с 1 сентября то, что написано в этих словарях, вдруг стало нормой – невозможно. Конечно, эти словари можно учитывать, но ограничиваться их рекомендациями категорически нельзя. Это просто достойный повод обсудить важные вопросы, связанные с языковой нормой».

   Анализируя эту статью, мы пришли к выводу, что нужно очень внимательно и осторожно относиться к современным словарям.

   Образцы правильной постановки ударения должны показывать радио и телевидение, но многие современные ведущие говорят неправильно. Например, мы обратили внимание, что Тина Канделаки в программе «Самый умный» несколько раз повторила слово столяр с ударением на первый слог. Не имея на слуху образцы, не заглядывая в орфоэпические словари, часто люди произносят слова неправильно.

         Мы проанализировали контрольные работы, мониторинги разных уровней учащихся 9-10 классов и выяснили, произношение каких слов вызывает у старшеклассников затруднения.

1. Квартал – 30%

2. Звонит – 22%

3. Свекла – 29%

4. Оптовый – 60%

5. Торты – 20%

6. Банты – 48%

7. Включит – 82%

8. Красивее – 53%

9. Жалюзи – 44%

10. Сливовый – 44%

11. Откупорить – 59%

12. Обеспечение – 64%

13. Повторит – 47%

14. Столяр – 2%

15. Кралась – 68%

16. Щавель – 31%

   Меньше всего затруднений вызвало слово «столяр», а наиболее трудными с точки зрения правильной постановки ударения оказались слова «включит», «кралась», «обеспечение», «оптовый»,  «откупорить».

На основе анализа орфоэпических затруднений у учащихся 9-10 классов, моих затруднений при выполнении заданий, связанных с орфоэпическими нормами, я составила словарь-помощник «Говори правильно».

   Можно сделать вывод, что правильное произношение слов является актуальной проблемой современного русского языка, и часто слова произносят так, чтобы было удобнее, а не правильнее. Причём, как было выявлено в ходе опроса, обучающиеся редко обращаются к словарям вне уроков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой «Орфоэпические нормы…», мы  достигли поставленной перед собой цели: исследовали современные орфоэпические нормы русского языка. Для этого были решены следующие задачи: мы определили понятие языковой нормы, выявить ее основные признаки; выяснили, что является предметом изучения орфоэпии и в чем  заключаются особенности русского ударения; рассмотрели особенности современной орфоэпии (постановки ударения); провели исследование, чтобы выявить, как произносят современны школьники некоторые трудные с точки зрения постановки ударения слова; создали орфоэпический словарик « Говори правильно».

Мы убедились, что только фактическое знание культурно-речевых норм, их утверждение и распространение в обществе способствует адекватному развитию языка.

В процессе выполнения работы об орфоэпических нормах, мы пришли к выводу, что орфоэпические нормы – сложное явление, и большинство современных учеников ставят ударение не так, как рекомендуют орфоэпические словари. Но язык постоянно развивается, и возможно, со временем эти нормы изменятся под влиянием живого произношения. Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения, оно характеризуется разноместностью и подвижностью. Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю.

Также, мы проанализировали контрольные работы, мониторинги разных уровней учащихся 9-10 классов и выяснили, произношение каких слов вызывает у старшеклассников затруднения. Меньше всего затруднений вызвало слово «столяр», а наиболее трудными с точки зрения правильной постановки ударения оказались слова «включит», «кралась», «обеспечение», «оптовый»,  «откупорить».

На основе анализа орфоэпических затруднений у учащихся 9-10 классов, моих затруднений при выполнении заданий, связанных с орфоэпическими нормами, я составила словарь-помощник «Говори правильно».

В перспективе мы хотим продукт исследования использовать на уроках русского языка при подготовке к экзаменам, а также в повседневной жизни, когда нужно проверить, как правильно произнести то или иное слово.

И в заключении, конечно, хочется добавить, что грамотная речь – это наша визитная карточка. Соблюдение орфоэпических норм способствует успеху в общении с другими людьми и успеху в учебе.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы [Электронный ресурс].
  2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц / Резниченко Ирина Леонидовна. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
  3. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.
  5. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. – М.: «Русское слово», 2010
  6. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – С-Петербург, 2002.
  7. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991.
  8. Лебедева Н. Кофе без мужского достоинства. Словари.// Российская газета, 3.09.2009.
  9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 1987.
  10. Урок по русскому языку на тему "Орфоэпические нормы" https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-orfoepicheskie-normi-2514487.html 
  11. Орфоэпические нормы русского языка  http://kolpschool7.tom.ru/Chigintseva/обучающимся/правила-русского-языка/ «Словарь ударений для дикторов радио и телевидения» Людмилы Алексеевны Введенской  http://gramota.ru/lenta/news/8_1553 
  12. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ  Косаренко.О.Т,  Косаренко.С.В  https://cyberleninka.ru/article/n/orfoepicheskie-normy-v-aspekte-kultury-rechi

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ  РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Резать

Вырезать

Вырезать

Вырезной

2. Подвижность

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды – воды

3. Вариантность

(вариативность)

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала

4.Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной  норме, общему / специальному употреблению

Феномен (лит.) – феномен (разг.); прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый.

Примеры заданий «Орфоэпические нормы»

1 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

плодонОсить

сверлИт

прИнятый

ждалА

углубИть

2 вариант

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

корЫсть

шарфЫ

аэропОрты

крАлась

красИвейший

3 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

создАвший

каталОг

начАв

тОрты

аэропортЫ

4 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

а́лкоголь

инжене́ров

надо́лго

лю́дям

все це́лы?

5 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИть

прозорлИва

плодонОсить

налитА

начАв

6 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвонИм

бАнты

завИдно

рвалА

бюрократИя

7 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вероисповедАние

оптОвый

заперлА

красИвее

прожОрлива

8 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

начАвший

донЕльзя

откупОрил

красИвее

знАчимый

9 вариант

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

избалОванный

каталОг

кралАсь

завИдно

добелА

10 вариант

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

откУпорил

снЯта

красИвее

корЫсть

хозЯева

Ответы:

1вариант:        плодоносить

2вариант:         шарфы

3вариант:         аэропорты

4вариант:          алкоголь

5вариант:          плодоносить

6вариант:          бюрократия

7вариан:            вероисповедание

8вариант:          откупорил

9вариант:           кралась

10вариант:        снята

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО»

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом

слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч.

ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн.

ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через

посредство франц.яз., где удар. всегда на

последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

досУг

еретИк

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на

последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг,

монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом

слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение

на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

корЫсть

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на

последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

лыжнЯ

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со

словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но

новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами

газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

нарОст

нЕдруг

недУг

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех

формах ед.ч.

Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на

последнем слоге

портфЕль

пОручни

придАное

призЫв, в одном ряду со словами позЫв,

отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на

публикацию)

свЁкла

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах

мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

созЫв, см. призЫв

стАтуя

столЯр, в одном ряду со словами малЯр,

доЯр, школЯр…

тамОжня

тОрты, тОртов

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр,

контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда

на последнем слоге

4

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

знАчимый

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

мозаИчный

оптОвый

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном

ряду со словами смазлИва, суетлИва,

болтлИва..., но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и

т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

звонИм

исчЕрпать

клАсть-клАла

клЕить

крАсться — крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть — перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

чЕрпать

щемИть-щемИт, защемИт

щЁлкать

5

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

молЯщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший-налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

начатА

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия

балУясь

закУпорив

начАв

начАвшись

отдАв

поднЯв

понЯв

прибЫв

создАв

Наречия

вОвремя

добелА

дОверху

донЕльзя

дОнизу

дОсуха

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

зАтемно

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

навЕрх

надОлго

ненадОлго



Предварительный просмотр:

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом

слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч.

ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн.

ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через

посредство франц.яз., где удар. всегда на

последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

досУг

еретИк

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на

последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг,

монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом

слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение

на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

корЫсть

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на

последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

лыжнЯ

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со

словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но

новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами

газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

нарОст

нЕдруг

недУг

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех

формах ед.ч.

Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на

последнем слоге

портфЕль

пОручни

придАное

призЫв, в одном ряду со словами позЫв,

отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на

публикацию)

свЁкла

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах

мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

созЫв, см. призЫв

стАтуя

столЯр, в одном ряду со словами малЯр,

доЯр, школЯр…

тамОжня

тОрты, тОртов

цемЕнт

цЕнтнер

цепОчка

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр,

контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда

на последнем слоге

4

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

знАчимый

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

красИвейший, превосх.ст.

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

мозаИчный

оптОвый

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном

ряду со словами смазлИва, суетлИва,

болтлИва..., но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и

т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

звонИм

исчЕрпать

клАсть-клАла

клЕить

крАсться — крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

оклЕить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть — перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

чЕрпать

щемИть-щемИт, защемИт

щЁлкать

5

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

молЯщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший-налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

начатА

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия

балУясь

закУпорив

начАв

начАвшись

отдАв

поднЯв

понЯв

прибЫв

создАв

Наречия

вОвремя

добелА

дОверху

донЕльзя

дОнизу

дОсуха

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

зАтемно

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

навЕрх

надОлго

ненадОлго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы

Как установлено учёными, большая часть слов русского языка отличается фиксированным ударением (96 %), однако оставшиеся 4 % и являются наиболее употребительными словами, составляющими частотную ...

Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические нормы

Данный материал представляет собой тестовые задания, связанные с орфоэпическими нормами.  Предназначен для подготовки учащихся 10  классов к ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ А 1. Орфоэпические нормы

Подготовка к ЕГЭА 1. Орфоэпические нормы    В каком слове неверно – верно  выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?1. неверно1) экспЕрт2) звонИтЗ) премировАть4) пОняла2. ...

Орфоэпические нормы. Задание типа А1

Презентация содержит материал, позволяющий повторить теоретический материал, и тестовые задания, определяющие уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по теме "Орфоэпические нормы  русского языка" (з...