Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся»
методическая разработка (5 класс)

Маргарита Игоревна Милиневич

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);

способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 4»

города Пикалёво  имени А. П. Румянцева

(МБОУ «СОШ № 4» г. Пикалёво им. А.П. Румянцева)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

"Развитие функциональной грамотности обучающихся»

Направление: социальное

Форма внеурочной деятельности: деловой проект

Возрастной состав: 5-9 классы

Срок реализации: 5 лет

Цель программы:

развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);

способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)

Планируемые результаты

(PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html

Планируемые результаты отражают структурные компоненты различного вида грамотности по PISA)

                             Метапредметные и предметные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно- научная

Финансовая

5 класс

находит и

находит и

находит и

находит и

Уровень

извлекает

извлекает

извлекает

извлекает

узнавания и

информацию из

математическую

информацию о

финансовую

понимания

различных

информацию в

естественнонауч-

информацию в

текстов

различном

ных явлениях в

различном

контексте

различном

контексте

контексте

6 класс

применяет

применяет

объясняет и

применяет

Уровень

извлеченную из

математические

описывает

финансовые

понимания и

текста

знания для

естественнонауч-

знания для

применения

информацию для

решения разного

ные явления на

решения

решения разного

рода проблем

основе

разного рода

рода проблем

имеющихся

проблем

научных знаний

7 класс

анализирует и

формулирует

распознает и

анализирует

Уровень

интегрирует

математическую

исследует личные,

информацию в

анализа и

информацию,

проблему на

местные,

финансовом

синтеза

полученную из

основе анализа

национальные,

контексте

текста

ситуации

глобальные

естественнонауч-

ные проблемы в

различном

контексте

8 класс

оценивает

интерпретирует и

интерпретирует и

оценивает

Уровень

форму и

оценивает

оценивает

финансовые

оценки

содержание

математические

личные, местные,

проблемы в

(рефлексии)

текста в рамках

данные в

национальные,

различном

в рамках

предметного

контексте лично

глобальные

контексте

предметного

содержания

значимой

естественнонауч-

содержания

ситуации

ные проблемы в

различном

контексте в

рамках

предметного

содержания

9 класс Уровень оценки

(рефлексии) в рамках метапред- метного содержания

оценивает форму и содержание

текста в рамках метапредмет- ного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках

метапредметного содержания

оценивает финансовые проблемы,

делает выводы, строит прогнозы,

предлагает пути решения

Личностные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно- научная

Финансовая

5-9 классы

оценивает

объясняет

объясняет

оценивает

содержание

гражданскую

гражданскую

финансовые

прочитанного с

позицию в

позицию в

действия в

позиции норм

конкретных

конкретных

конкретных

морали и

ситуациях

ситуациях

ситуациях с

общечелове-

общественной

общественной

позиции норм

ческих

жизни на основе

жизни на основе

морали и

ценностей;

математических

естественнонауч-

общечелове-

формулирует

знаний с позиции

ных знаний с

ческих

собственную

норм морали и

позиции норм

ценностей,

позицию по

общечеловечес-

морали и

прав и

отношению к

ких ценностей

общечеловечес-

обязанностей

прочитанному

ких ценностей

гражданина

страны

Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.

Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.

Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю:

  • 8-16 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
  • 8-18 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
  • 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики

считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании  года  обучения)   и   итоговой   аттестации   по   данному   курсу   в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Модуль: «Основы финансовой грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

1

0

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Деньги в разных странах

0

0

0

Круглый стол, игра.

3.

Деньги настоящие и ненастоящие

2

1

1

Игра, экскурсия.

4.

Как разумно делать покупки?

1

0

1

Игра, круглый стол.

5.

Кто такие мошенники?

1

0

0

Круглый стол, игра, квест.

6.

Личные деньги

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Сколько стоит «своѐ дело»?

1

0,5

0,5

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

2,5

5,5

  1. класс

Тема занятия

Всего часов,

1/2 часа в неделю

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

1.

Удивительные        факты        и        истории        о        деньгах.

Нумизматика.        «Сувенирные»        деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

1

0

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Откуда        берутся        деньги?        Виды        доходов.

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

0

1

Круглый стол, игра.

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

1

0,5

0,5

Круглый стол, игра, квест.

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

2

1

1

Викторина, квест, квиз.

6.

Личные деньги

0

0

0

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

2,5

5,5

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

в неделю

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

1.

Что такое налоги и почему мы их должны платить?

1

1

0

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги

уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы.

1

1

0

Круглый стол, игра.

3.

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

1

0,5

0,5

Игра, круглый стол, дискуссии.

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

1

1

0

Круглый стол, игра, квест.

5.

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всѐ про кредит.

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Вклады:        как        сохранить        и        приумножить?

Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

1

1

0

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

2,5

5,5

                                                                                                  8 класс

Тема занятия

Всего

часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

1

1

0

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

1

0,5

0,5

Круглый стол, игра.

3.

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

1

0

1

Викторина, круглый стол, дискуссии.

4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

1

0

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Бизнес        подростков        и        идеи. предприниматели.

Молодые

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

1

0,5

0,5

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

2

6

9 класс

Тема занятия

Всего

часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Ценные        бумаги.        Векселя        и российская специфика.

облигации:

1

0,5

0,5

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Риски        акций        и        управление        ими.

инструменты.        Биржа        и        брокеры. индексы.

Гибридные Фондовые

1

1

0

Круглый стол, игра.

3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.

1

0

1

Круглый стол, дебаты.

4.

Инвестиционное профилирование.

Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

1

0,5

0,5

Круглый стол, игра, квест.

5.

Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.

0

0

0

Беседы, викторина, квест, квиз.

6.

Государственное        и        негосударственное пенсионное страхование.

1

0

1

Дебаты, беседы.

7.

Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

1

0

1

Проект, дискуссии,

«Что? Где? Когда?».

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

2

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Определение основной темы в фольклорном

произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

0

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

0

1

Работа в парах. Ролевая игра.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

2

0,5

1,5

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

0

0

0

Круглый стол.

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

0

0

0

Квест, конкурс.

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

0

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа со сплошным текстом.

1

0

1

Ролевая игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

0,5

7,5

6 класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

0

1

Беседа, конкурс.

2.

Древнерусская        летопись информации о реалиях времени.

как

источник

0

0

0

Круглый стол, ролевая игра.

3.

Сопоставление        содержания        художественных

текстов.        Определение        авторской        позиции        в художественных текстах.

1

0

1

Работа в парах, игра в формате КВН.

4.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

2

0,5

1,5

Квест, круглый стол.

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

0

0

0

Круглый стол, дискуссия.

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

1

0

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

0

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

0,5

7,5

  1. класс

Тема занятия

Всего

часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Определение        основной        темы        и        идеи        в лирическом произведении. Поэтический текст

как источник информации.

1

0

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление        содержания        текстов

публицистического        стиля.        Общественная ситуация в текстах.

0

0

0

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели

дальнейшего использования?

1

0

1

Беседа, круглый стол, ролевая игра.

4.

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

0

0

0

Квест, дискуссия, круглый стол.

5.

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста, предложенного для анализа.

1

0

1

Деловая игра.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1

0

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

2

0

2

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

0

8

  1. класс

Тема занятия

Всего часов,

1/2 часа в неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1.

Определение        основной        темы        и        идеи        в

драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

1

0

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

0

0

0

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации?

1

0

1

Беседа, круглый стол.

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)

0

0

0

Квест, дискуссия.

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

0

1

Квест, круглый стол.

6.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

1

0

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).

2

0

2

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

0

8

  1. класс

Тема занятия

Всего часов,

1/2 часа в неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1.

Формирование читательских умений с опорой на

текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.

1

0

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление        содержания        текстов        научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.

0

0

0

Работа в парах, дискуссия.

3.

Работа с текстом: как критически оценивать

степень достоверности содержащейся в тексте информации?

2

0,5

1,5

Квест, круглый стол.

4.

Типы        текстов:        текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).

0

0

0

Деловая игра, круглый стол.

5.

Составление плана на основе исходного текста.

0

0

0

Работа в группах, соревнование в формате КВН.

6.

Типы        задач        на        грамотность.        Аналитические (конструирующие) задачи.

1

0

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа со смешанным текстом.

Составные тексты (рубежная аттестация).

2

0

2

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

0,5

7,5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Модуль «Основы математической грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа в неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

0

0

0

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

0

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

0

1

Обсуждение, урок-исследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

0

1

Беседа, обсуждение практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

1

0,5

0,5

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

6.

Размеры объектов окружающего мира (от

элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

1

0

1

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

0,5

0,5

Урок-практикум.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

1

7

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

в неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

0

0

0

Игра, обсуждение, практикум.

2.

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для

решения проблем.

0

0

0

Исследовательская работа, урок- практикум.

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,

движение, работа.

1

0

1

Обсуждение, урок-практикум, соревнование.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

0

0

0

Урок-игра, урок-исследование.

5.

Логические таблиц.

задачи,

решаемые

с

помощью

1

0

1

Урок-игра, индивидуальная работа в парах.

6.

Графы и их применение в решении задач.

0

0

0

Обсуждение, урок-практикум.

7.

Геометрические задачи на построение и на

изучение        свойств        фигур:        геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

2

1

1

Беседа, урок-исследование, моделирование.

8.

Элементы логики, теории вероятности,

комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

2

1

1

Обсуждение, урок-практикум, проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

2

6

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

в неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1.

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.

0

0

0

Обсуждение, практикум.

2.

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

1

0

1

Исследовательская работа, урок- практикум.

3.

Задачи практико-ориентированного

содержания: на движение, на совместную работу.

0

0

0

Обсуждение, урок-практикум.

4.

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в

ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

1

0,5

0,5

Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование.

5.

Решение        задач реальной жизни.

на

вероятность

событий

в

1

0

1

Урок-игра, урок-исследование.

6.

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

1

0

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в

различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

0

0

0

Обсуждение, урок-практикум, проект, игра.

8.

Решение геометрических задач исследовательского характера.

2

0,5

1,5

Проект, исследовательская работа.

Проведение рубежной аттестации.

2

2

Тестирование.

Итого

8

1

7

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

в неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1.

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

0

1

Практикум.

2.

Вычисление расстояний на местности в

стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

0

1

Беседа. Исследование.

3.

Квадратные уравнения, аналитические и

неаналитические методы решения.

0

0

0

Исследовательская работа,

практикум.

4.

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между

сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

0

0

0

Проектная работа.

5.

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

1

0,5

0,5

Обсуждение. Урок практикум.

6.

Интерпретация        трѐхмерных        изображений, построение фигур.

1

0

1

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7.

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.

1

0

1

Урок-исследование.

8.

Решение        типичных        математических        задач, требующих прохождения этапа моделирования.

1

0

1

Урок-практикум.

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

Итого

8

0,5

7,5

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа

в неделю

Теория

Практика

Формы деятельности

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

0

0

0

Беседа. Обсуждение. Практикум.

2.

Представление        данных        в        виде        диаграмм. Простые и сложные вопросы.

0

0

0

Обсуждение.        Исследование.

Практикум.

3.

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

1

0

1

Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум.

4.

Задачи с лишними данными.

1

0

1

Обсуждение. Исследование.

5.

Решение типичных задач через систему линейных уравнений.

0

0

0

Исследование. Выбор способа решения. Практикум.

6.

Количественные        рассуждения,        связанные        со смыслом числа, различными представлениями

чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов .

1

0

1

Обсуждение. Практикум.

7.

Решение стереометрических задач.

1

0

1

Обсуждение. Практикум.

8.

Вероятностные,        статистические        явления        и зависимости.

2

1

1

Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах.

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

Итого

8

1

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего

часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

Звуковые явления

1.

Звуковые        явления.        Звуки        живой        и        неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

0

0

0

Беседа, демонстрация записей звуков.

2.

Устройство        динамика.        Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

0

1

Наблюдение физических явлений.

Строение вещества

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

0

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Вода. Уникальность воды.

1

0

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

0

0

0

Земля и земная кора. Минералы

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с

1

0,5

0,5

Работа с коллекциями

минералами, горной породой и рудой.

минералов и горных пород. Посещение минералогической

экспозиции.

6.

Атмосфера Земли.

1

0

1

Живая природа

7.

Уникальность        планеты        Земля.        Условия        для

существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

0,5

0,5

Беседа. Презентация.

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

Итого

8

1

7

  1. класс

Тема занятия

Всего

часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

Строение вещества

1.

Тело        и вещества.

вещество.        Агрегатные

состояния

0

0

0

Наблюдения.

Масса. Измерение массы тел.

0

0

0

Лабораторная работа.

2.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.

1

0,5

0,5

Моделирование.

Тепловые явления

3.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.

Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

1

0,5

1,5

Презентация. Учебный

эксперимент. Наблюдение физических явлений.

4.

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

0

0

0

Проектная работа.

Земля, Солнечная система и Вселенная

5.

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

1

0,5

0,5

Обсуждение. Исследование.

Проектная работа.

Модель солнечной системы.

1

0,5

0,5

Живая природа

6.

Царства живой природы

2

0,5

1,5

Квест.

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

Итого

8

1,5

6,5

  1. класс

Тема занятия

Всего

часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

Структура и свойства вещества

1.

Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твѐрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твѐрдых

телах.

0,5

0

0,5

Беседа. Демонстрация моделей.

Механические явления. Силы и движение

2.

Механическое движение. Инерция

1

0

1

Демонстрация моделей. Лабораторная работа.

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

0

0

0

3.

Деформация тел. Виды деформации. Усталость

0

0

0

Посещение производственных

материалов.

или научных лабораторий с разрывными машинами и

прессом.

Земля, мировой океан

4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление

ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.

1

0

1

Проектная деятельность.

5.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.

Исследование океана. Использование подводных дронов.

1

0

1

Биологическое разнообразие

6.

Растения. Генная модификация растений.

1

0,5

0,5

Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов».

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.

0,5

0

0,5

7.

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их

многообразие. Пресноводные и морские рыбы.

0,5

0

0,5

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц.

Перелетные птицы. Сезонная миграция.

0,5

0

0,5

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

Итого

8

0,5

7,5

  1. класс

Тема занятия

Всего

часов, 1/2 часа

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

Структура и свойства вещества (электрические явления)

1.

Занимательное электричество.

2

0,5

1,5

Беседа. Демонстрация моделей.

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии

2.

Магнетизм и электромагнетизм.

1

0,5

0,5

Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.

Учебный эксперимент.

Наблюдение физических явлений.

Строительство плотин. Гидроэлектростанции.

Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций.

0

0

0

Проектная работа.

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.

0

0

0

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)

3.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

1

0

1

Моделирование. Виртуальное моделирование.

4.

Системы жизнедеятельности человека.

2

0

2

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

Итого

8

1

7

  1. класс

Тема занятия

Всего часов, 1/2 часа в неделю

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

Структура и свойства вещества

1.

На сцену выходит уран. Радиоактивность.

0,5

0

0,5

Демонстрация моделей.

Дебаты.

Искусственная радиоактивность.

0,5

0

0,5

Химические изменения состояния вещества

Изменения состояния веществ.

0,5

0

0,5

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Физические явления и химические превращения.

Отличие химических реакций от физических явлений.

0,5

0

0,5

Презентация. Учебный эксперимент. Исследование

Наследственность биологических объектов

3.

Размножение организмов. Индивидуальное

развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.

1

0

1

Беседа. Демонстрация моделей.

Учебный эксперимент. Наблюдение явлений.

Вид и популяции. Общая характеристика

популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.

0

0

0

4.

Закономерности изменчивости:

модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

0,5

0,5

Экологическая система

5.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция

биосферы.

1

0

1

Демонстрация моделей.

Моделирование.

6.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

1

0

1

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

Итого

8

0,5

7,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». 8 класс. 1 час.

Рабочая программапо внеурочной деятельности«Функциональная грамотность»...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....