О ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ
статья

Кончилова Екатерина Владимировна

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функ­ция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полно­го развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равно­мерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воз­духа, чем при дыхании ртом. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого раз­вития дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной му­скулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_dyhatelnoy_gimnastike.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

О ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Какие цели мы преследуем, проводя с детьми дыхательную гимнастику? Каково значение этой гимнастики в здоровье детей?

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития. Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Это очень важно, так как атмосферный воздух в носовых ходах очищается, согревается и увлажняется. При носовом дыхании в легкие ребенка поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Существует несколько видов дыхания: нижнее, или «брюшное», среднее, или «реберное», верхнее, или «ключичное», «смешанное», или «полное дыхание йогов». Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть, зависит от типа дыхания. Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком — помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров, углеводов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

(Правила выполнения дыхательных упражнений см. на с. 68, в рубрике «Отрывные странички».)

Примерный комплекс дыхательной гимнастики

Послушаем свое дыхание

Цель. Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам — состояние организма.

И. п. — стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

•   куда попадает струя воздуха и откуда выходит;

•   какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части — волнообразно);

•   какое дыхание — поверхностное (легкое) или глубокое;

•   какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с определенным интервалом (автоматической паузой);

•   тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Воздушный шар

(дыхание животом, нижнее дыхание)

Цель. Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. п. — лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.

1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий — живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар.

2 Медленный, плавный выдох — живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Дыхание одной ноздрей

Цель. Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п. — сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено

1 Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка»

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель. Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п. — стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.

Повторить 5-10 раз.

Примечание. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Воздушный шар в грудной клетке

(среднее, реберное дыхание)

Цель. Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

И. п. — лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим,

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Воздушный шар поднимается вверх

(верхнее дыхание)

Цель. Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

И. п. — лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между 'ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель. Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И. п. — лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1 Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3 Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки.

УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПАЛЬЦЕВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Это оригинальный способ сохранения и укрепления здоровья, основанный на трехтысячелетнем опыте китайской медицины. Проанализировав имеющуюся на русском языке литературу, составители сочли полезным включение следующих упражнений.

Ежедневные упражнения для активизации мыслительных процессов

Сгибание пальцев перед лицом

1   На уровне глаз складывают руки ладонями.

2 Схватывают кончики пальцев правой руки пальцами левой руки.

3. Схватывают кончики пальцев левой руки пальцами правой руки.

Прогибание пальцев

1. Перед грудью складывают руки ладонями

2. Разом и быстро развертывают все пальцы друг от друга.

3. Все пальцы прижимают друг к другу ладонями наружу.

Сгибание и разгибание пальцев

1. Поднимают руки ладонями к себе.

2. Сгибают все пальцы один за другим, начиная от большого пальца правой руки.

•   Упражнения  для  снятия  нервной усталости, раздражения, эмоционального напряжения

1. Катают орех круговыми движениями между ладонями прижимая его с усилием.

2. Катают орех на тыльной стороне руки, прижимая ек ладонью другой руки.

Упражнение для усиления памяти

Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе и с усилием прижимают их друг к другу. То же упражнение делают для большого и безымянного пальцев большого и мизинца. Для каждой руки 20 раз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Проводится два раза в день для улучшения работы головного мозга.

1 Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь и согревать глаза центром ладони 30 секунд.

2. Под закрытыми веками рисовать глазами круги -влево, вверх, вправо, вниз; затем круг в обратную сторону Повторить 5 раз.

3. Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.

4. И. п. — вытянуть правую руку прямо перед собой кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем — рука перемещается вправо в сторону, затем — влево. Сменить рук\ все повторить по 5 раз каждой рукой медленно.

5. И. п. см. упражнение 4. Медленно приблизить правую руку к носу затем удалить. Повторить 10 раз

«Пчела»

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога — осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло Посмотреть вправо-влево, вверх-вниз.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки

Тяжелых — три штучки. Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать.

«Елочка»

Дети берут в руку маленькую елочку на палочке, четко проговаривая чистоговорку при выполнении гимнастики

-ашу-ашу —

Нарядим елку нашу.

Передвигают елочку вправо-влево, прослеживая движение взглядом.

Ишки-ишки-ишки,

Вот золотые шишки.

Поднимают елочку вверх и опускают вниз, следя за ней взглядом.

Ош-ош-ош,

Шар большой хорош. Рисуют глазами в воздухе круг.

Ша-ша-ша,

Елка тоже хороша. Рисуют в воздухе елочку.

«Белка»

Белка дятла поджидала,

Дети резко перемещают взгляд вправо-влево.

Гостя вкусно угощала:

— Ну-ка, дятел, посмотри — Перемещают взгляд вверх-вниз.

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой       Помигивают.

И пошел играть в горелки.

Закрывают глаза и поглаживают веки указательными пальцами.

Упражнение для снятия усталости глаз

Выпрямляют вверх большой палец правой руки, вытягивают руку вперед на уровне глаз и пристально смотрят на него в течение 10 секунд. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отводят правую руку вправо, следя за кончиком большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока он не исчезнет из виду. Каждой рукой 2 раза.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления

В основу данного комплекса положены многолетние исследования и опыт внедрения в школы Красноярского края, Канады, Финляндии. Автор методик — доктор медицинских наук В. П. Базарный.

1. Развитие глазодвигательных мышц

Для проведения нужен рисунок размером 50x60 см, который может быть сделан на стене над доской, на любой другой стене, на потолке. Схема выполнения упражнений видна по рисункам (см. справа вверху). Каждое упражнение выполняется по 10-15 раз.

    2. Сигнальные метки

В различных участках групповой комнаты, на полках фиксируются (подвешиваются) привлекающие внимание сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки.

Упражнение следует выполнять только в положении стоя. Педагог периодически дает соответствующие команды и под счет «один, два, три, четыре» дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движение головой, глазами, туловищем. Продолжительность выполнения 1-2 минуты.

3. Бумажные офтальмотренажеры

•   Пирамидки

Задание: найди глазами две одинаковые пирамидки: сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, зеленых и т. д.; сколько всего колец.

•   Тарелки

Задание: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку где есть цвет, который в других не повторяется, и т. п.

•   Коврик

Задание: составь узор по своему замыслу (Каждый ребенок закрепляет только одну деталь на коврике.) После составления узора варианты заданий различны: сосчитай, сколько всего фигур; сколько кругов; сколько квадратов и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду.

В данной презентации   изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....

использование дыхательной гимнастики

использование дыхательной гимнастики в работе с детьми...

Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса....

Комплекс дыхательной гимнастики «Кто, как дышит»

Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…»...

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика...

Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...

Дыхательная гимнастика

Материал для ознакомления родителей с дыхательными упражнениями...