Влияние лидерства в школе на профессиональное самоопределение выпускников
методическая разработка

Беляев Алексей Александрович

В статье проанализированы влияние конструктивного и деструктивного лидеров, на возможность получения основного общего, среднего общего и профессионального образования их одноклассниками, а также способность выпускников социализироваться и строить профессиональную карьеру после окончания обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sverhnovaya_statya1.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЛИДЕРСТВА В ШКОЛЕ  НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ

БЕЛЯЕВ А.А.

учитель физики высшей квалификационной категории,

муниципальное общеобразовательное учреждение Дубковская средняя школа,

Россия, Ярославская обл., Переславский р-н, п. Дубки

В статье проанализированы влияние конструктивного и деструктивного лидеров, на возможность получения основного общего, среднего общего и профессионального образования их одноклассниками, а также способность выпускников социализироваться и строить профессиональную карьеру после окончания обучения.

Ключевые слова: конструктивный лидер, деструктивный лидер, инстинкт агрессии, дисциплина, зона комфорта, современный работник.

Современная наука и техника вывели человечество к  вершине его возможностей. Сфера услуг удовлетворяет практически все людские желания и запросы. Промышленность и сельское хозяйство обеспечивает сферу услуг необычайно широким ассортиментом товаров. Медицина защищает от большинства чрезвычайно опасных заболеваний. Общество потребления, сформировав собственную систему ценностей, основанную на росте доходов, уравнивает  желания, интересы, возможности и, что интересно для нас,  нормы поведения.

В XX столетии американские психологи предположили, что инстинкт агрессии у детей исчезнет, если оберегать их от эмоциональных стрессов. Их идея распространилась на весь постиндустриальный мир. В итоге появилось «неисчислимое множество невыносимо наглых детей, которым недоставало чего угодно, но уж никак не агрессивности» [1, с. 52]. Именно из них формировались и формируются неформальные лидеры деструктивного толка. Абсолютная защита, созданная обществом, с одной стороны и беззащитность родителей и педагогов с другой лишили этих ребят будущего. Все заявления о том, что именно из них вырастут новые ученые, инженеры, врачи, педагоги и предприниматели, беспочвенны.  

Неформальные лидеры деструктивного толка во взрослой жизни сталкиваются с большими трудностями. Тридцать шесть процентов представителей данной группы не смогли социализироваться и живут случайными заработками, сорок три процента – рядовые работники, а руководителями,  специалистами, предпринимателями и высококвалифицированными рабочими и служащими из данной категории стали только те, кому повезло во взрослой жизни встретить волевого спутника, всячески умаляющего попытки возврата к старым привычкам.

Особую группу составляют обучающиеся, находящиеся под контролем взрослых, чья цель – вырастить потенциального студента престижного вуза, занимающегося спортом, музыкой, танцами и т.п. Почему то судьба именно этих детей вызывает наибольшее беспокойство у отдельных социальных групп. А зря. Как показывает исследование профессионального роста выпусков школы с 1986 по 2015 год, дети, в обучении которых активную роль играют родители, имеют максимальные шансы найти призвание в жизни. Среди выпускников, окончивших среднюю школу на «хорошо» и «отлично» и получивших высшее образование чуть менее половины выпускников (44 %) работают руководителями или специалистами предприятий, организаций и учреждений в различных отраслях экономики. Двадцать сем процентов – педагоги детских садов, школ и колледжей. Достаточной популярностью у мужской половины выпускников пользуются высшие военные училища (11%), а у женской – медицинские академии (8%). Рядовые работники в этой группе составляют лишь 4%. А число предпринимателей в 2 раза выше, чем среди неформальных лидеров (6% против 3%).

Если лидером класса становится ученик из данной категории, то класс начинает равняться на него, и естественно, уровень ежедневной подготовки повышается. Постоянная работа над собой дает возможность обучающимся создать коллектив, готовый к любым трудностям образовательного процесса и нацеленный на максимальный результат. Более половины выпускников таких классов заканчивают высшие учебные заведения.

Если же лидером становится ребёнок из диаметрально противоположного лагеря, то в вузы поступают единицы. Воздействие на класс деструктивного лидера лишает его одноклассников возможности получить необходимые знания даже для успешной сдачи итоговой аттестации в 9 классе. Именно он нарушает право одноклассников на обучение, оказывая постоянное подавляющее воздействие на окружающих.

Для подтверждения вышесказанного было проведено сравнение успеваемости трех классов: первый – класс, легко идущий на контакт с учителями, с явным конструктивным лидером, второй – статичный класс без явного лидера, третий – воспитанный как коллектив «ярких личностей» во главе с деструктивным лидером, и как следствие, в большинстве ситуаций игнорирующий учителей. За основу взяты результаты контрольных работ по всем предметам за четыре года обучения.  Класс с конструктивным лидером (I) имеет самые высокие показатели справляемости – 97% и успешности – 68%. Класс без явного лидера (II) – соответственно 83% и 46%. Деструктивный лидер приводит свой класс (III) к 88% справляемости и 26% успешности.

Низкий процент неудовлетворительных оценок в классе III связан с высоким уровнем коммуникабельности и агрессивности обучающихся. Они требуют высокие оценки у учителей и легко устраивают истерики с привлечением родителей. Лоренс Конрад заметил, что «между непосредственно ниже – и вышестоящими всегда  возникает  особенно  сильная напряженность,  даже враждебность; и наоборот,  эта враждебность тем меньше, чем дальше друг  от друга» находятся индивидуумы на иерархической лестнице [1, с. 48].

Отсюда понятна позиция большинства по отношению к педагогическим работникам. Общественность, подогреваемая средствами массовой информации, не может принять позицию учителя, находящегося на ступень выше ребёнка в общественной иерархии. В итоге страдает ребёнок. Окончив школу и выйдя во взрослую жизнь без знания границ, норм и правил, он никак не поймёт, почему же все на него ополчились. Непривыкший к компромиссам он теряет всякое желание консолидироваться. В итоге живёт случайными заработками без всякой перспективы найти вожделенную высокооплачиваемую работу, которую пророчили ему окружающие.

Современный работник в первую очередь должен быть стрессоустойчивым. Ненормированный рабочий день, дефицит времени, необходимость принятия быстрых эффективных решений, умение договариваться с другими и управлять собой – это лишь часть проблем ежедневно возникающих перед руководителями, специалистами, рабочими и служащими. Сможет ли  справиться с ними человек, которого всячески защищали как раз от этого. Как показывает статистика, успешную карьеру проще построить тем, кто в школе стремился к знаниям при поддержке родителей и учителей, преодолевая многочисленные трудности.

Методическая литература  по организации производства и управлению персоналом в целях уменьшения затрат и сроков окупаемости инвестиций на первый план ставит обеспечение качества продукции и высокую производительность труда. Всё это невозможно без трудовой дисциплины и правильно организованной охраны труда. Работник, постоянно устраивающий истерики, нарушающий технологический процесс или не выполняющий план производства будет уволен при первой возможности. Руководители предприятий, организаций и учреждений имеют на это все возможности.

2020 год должен стать переломным для ещё тридцати четырёх отраслей экономики, которые будут работать по новым профессиональным стандартам, жёстко регламентирующим необходимость профильного профессионального образования. Работодателям придётся стать более требовательными к уровню образования персонала, а мириадам сайтов пропагандирующих работу без диплома –  значительно сократить список профессий, где не требуют документа об образовании. А значит классический вопрос «Куда пойти учиться?» зазвучит ещё громче.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов предлагает более семи тысяч профессий. Четыре тысячи колледжей и семьсот вузов дают возможность выбрать профессию на любой вкус. Закончив профессиональное учебное заведение, молодой специалист выходит в совершенно незнакомый мир – профессиональную деятельность, имеющую свои подводные камни.

Каков же выход? У А.С. Макаренко есть замечательная фраза: «дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности» [4, с. 37]. Отсюда следует вывод – защита личности заключается в установке чётких границ вокруг зоны комфорта. Эти границы позволяют человеку раскрыть свои возможности в любом виде деятельности без негативного влияния на окружающих. Открытым остается вопрос о средствах ограничения личности в толерантном обществе.

Практическая педагогика и психология дают множество вариантов управления коллективом. Если в классе сформировалась главенствующая группа во главе с конструктивным лидером (I класс, рис.3), необходимо всячески поддерживать все их начинания, за исключением, выходящих за рамки нормативных документов и моральных норм. Основой для образовательной деятельности должен стать индивидуальный подход, т.к. в этих классах каждый ученик способен полностью раскрыть свой потенциал. Особенно заметна разница в уровне академических и практических знаний, если в классе есть обучающиеся с ОВЗ. Наибольшая сложность при подготовке к занятию по физике и другим предметам связана с широкой дифференциацией заданий. Следует учесть возможности каждого ученика. Наиболее способные обучающиеся готовы идти вперед широкими шагами. Если им не предлагать сложных и в то же время интересных заданий, то они свалятся на средний уровень и будут скучать на уроках. Большая часть классного коллектива находится в конкурентной гонке за лидерами. Им подойдут типовые задания, способные подготовить их к самостоятельным и контрольным работам, ВПР и ГИА. Дети с задержкой психического развития требуют особого подхода. Главный принцип работы с ними: «Повторять, повторять, повторять!». Это связано с их врожденными особенностями: ограничением объема кратковременной и долговременной памяти, фрагментарным представлением окружающего мира, трудностями в удержании внимания, нарушениями образного, абстрактного и логического мышления. Максимальный объем наглядного материала и частая смена деятельности способны не только помочь детям получить максимальные знания, умения и навыки, но и заинтересовать нерадивых школьников. Элементы подобной методики подробно расписаны в статье «Использование клипового мышления современных школьников в процессе обучения» [2, с. 44-53].

В классе без явного лидера (II класс, рис.3) работать очень комфортно. Они выполняют все задания в меру своих возможностей. Главное расшевелить, всколыхнуть, вывести из состояния равнодушия и в конечном итоге побудить к деятельности. Создание конкурентной среды на уроке очень хорошо сказывается на результатах образовательной деятельности. Когда класс выходит на высокий уровень коммуникации, раскрываются беспредельные возможности для сотрудничества в исследовательской, творческой деятельности и последующем осмыслении и обобщении полученной информации. Обязательно выявятся лидеры, способные вывести класс к великим свершениям. Вам останется только изредка указывать нужное направление.

Если же в лидерстве преобладает деструктивное начало (III класс, рис.3), то придется принимать соответствующие меры. Педагогу следует понять, что в классе может быть единственный лидер, чьи команды выполняются беспрекословно. Ведь именно от него зависит конечный результат образовательного процесса. Даже если урок проводится в виде игры, стоит помнить, что играют дети, а учитель –  продюсер, сценарист, режиссер, постановщик, каскадёр, оператор аудио- и видео аппаратуры, дизайнер и в последнюю очередь игрок в одном лице. Кто бы, что не требовал, вся ответственность лежит на педагоге, а значит последнее слово всегда за ним.

Невозможно начать плодотворный образовательный процесс без налаживания дисциплины в подобном классе. Каковы же способы перехвата инициативы предлагают педагоги, социологи и политологи и зачем это нужно? Деструктивным лидером становится обучающийся, имеющий природные задатки, но не отягощенный соответствующими морально-этическими правилами и нормами. Он создает правила для подчиненных членов коллектива, продиктованные собственными умозаключениями никак не связанными с повышением их уровня образования. Как истинный правитель он стремится расширить своё влияние до максимума. Если учитель попадет под власть подобного ученика, то образовательный процесс останавливаются, а результаты образовательной деятельности стремятся к нулю.

С точки зрения управления предприятием самый простой и жесткий способ ослабить влияние подобного ученика на окружающих – сказать им, что данный школьник их лидер. Некоторые одноклассники после подобного заявления навсегда отстраняются от него. Затем следует загрузить класс работой. Избыток наглядной информации и постоянно меняющиеся, легко решаемые задания вызовут интерес у большинства ребят. Следует всячески пресекать высказывания и действия, не касающиеся темы урока. Возможно, этот метод покажется излишне радикальным в либеральных условиях ФГОС, но для того, чтобы обеспечить обучающимся качественное освоение новых знаний, умений и навыков, направляя их по маршрутам учебного процесса, нужно стать авторитетом в их глазах и глазах их родителей (законных представителей). Данный метод переводит класс из III во II категорию. Действия учителя с классом без явного лидера рассмотрены выше.

Существует диаметрально противоположный способ. Он заключается в переходе лидерства от неформального лидера к формальному, выбранному учителем.  Он требует длительного подготовительного периода. Следует выделить среди обучающихся ребенка, имеющего высокий потенциал к обучению и способного вести за собой. Он должен стать главным героем, вокруг которого вращается мир на уроке. Со временем вокруг нового лидера образуется  группа единомышленников. Это не команда любимчиков. Это коллектив сильных, целеустремленных школьников, нацеленных на максимальный результат. В это же время фракция неформального лидера распадается и класс переходит в I категорию, что благоприятно для обучающихся, учителей и администрации. Главное преимущество – учитель вне команды. Он незаинтересованное лицо, не член класса, а помощник. Как раз то, что необходимо для системно-деятельностного подхода, характерного для ФГОС.

Список литературы

  1. Агрессия: (Так называемое "зло") / Конрад Лоренц; Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. - М : Прогресс : Изд. фирма "Универс", Б. г. (1994). - 269,[2] с. : ил.
  2. Актуальные вопросы развития современной науки и образования: сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции, 31 июля 2019 г./ Под общ. ред. А.В. Туголукова – Москва: ИП Туголуков А.В., 2019 – 237 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/.
  4. Сочинения т.5: В 7 т. / Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав. ред.) [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - [2-е изд.]. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.\

Примечание: данная публикация является материалом МНПК «Современная педагогика: актуальные вопросы и проблемы» (15 октября 2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...

Проектная деятельность как фактор профессионального самоопределения выпускников.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

Материал будет полезен к докладу на родительском собрании...