Муниципальный этап "Учитель года 2020" методический семинар
материал

Сагайдак Юлия Владимировна

Методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx39 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! В начале моего выступления я предлагаю вам посмотреть на экран. Что вы видите на нем?(ответы)

Каждый из вас увидел что-то свое – это говорит о том, что люди, сидящие в зале, все разные, каждый индивидуален. Тема моего методического семинара «Индивидуальный подход в обучении». Этой темой я заинтересовалась в университете. Изучила теоретический материал по ней и систематизировала его в дипломной работе. Придя работать в школу, применяю индивидуальный подход на практике в условиях малой наполняемости классов.  Мы с вами рассмотрим актуальность, цели индивидуального подхода в обучении, я расскажу о технологии, методах и приемах, используемых мною для реализации индивидуального подхода на уроках.

В современном обществе все более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. Поэтому на первый план выходит не просто обучение школьниковпо предметам тому, чтоможет оказаться в дальнейшем либо устаревшим, либо невостребованным. Главным становится личность обучающегосякак будущего активного гражданина, профессионала и человека.

Индивидуальный подход заключается в педагогическом сопровождении развития ученика, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни, в приспособлении форм и методов педагогического взаимодействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить полноценное развитие личности ученика. Ведь у каждого школьника индивидуальны такие характеристики как память, наблюдательность, воображение, мышление, которые различаются не только по их глубине, устойчивости, но и по скорости протекания. Все это сказывается на учебной работе школьника.

Трудности в реализации индивидуального подхода в массовой школе связаны с тем, что классно-урочная система обучения направлена не на отдельного индивидуума, а на целый коллектив, массу учащихся.

Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения в методике преподавания различных предметов присутствуют уже более полутора веков, но остаются актуальными.

Что представляет собой индивидуализация обучения - это способ, принцип или метод обучения?

Индивидуализированный подход-это совокупность приемов и средств, применяемых в обучении в зависимости от уровня развития личности.

Индивидуализация обучения предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий на основеличного опыта обучаемого, его системы ценностей, предпочтений в учебно-познавательной деятельности.

При этомподразумевается приспособление не целей, содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического взаимодействия к индивидуальным особенностям ученика для того, чтобы обеспечить развитиеего личности.

Определенную роль в учебной деятельности и поведении ученика играют его темперамент, интересы, склонности, способности, его отношение к учебе, характер его взаимоотношений с учителем, одноклассниками, положение в коллективе, состояние здоровья, настроение.Необходимо учитывать и возрастные особенности своих учеников.Требует определенного внимания наличие или отсутствие у детей деловых качеств – организованности, работоспособности, прилежности и других.

Определенный отпечаток на учебную деятельность, её особенности, накладывает функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Леворукость или праворукость, cклонность к предметно-наглядному или образному мышлениютакже следует учитывать в учебном процессе, если учитель говорит о реализации индивидуального подхода к учащимся.

Индивидуальный подход стимулирует реализацию положительных качеств школьника, и это оказывает благоприятное воздействие как на его учебную деятельность, так и на последующие участие в общественной жизни.

Основная задача индивидуального подхода состоит в том, чтобы помочь школьнику «найти себя», т.е. осознать свои особенности и понять, как их можно использовать продуктивно, творчески.

Педагог, реализующий индивидуальный подход в обучении, воспринимает разность детей как благо, находит подходы к особенностям каждого ученика. Я считаю, что решать такую задачу можно, используя Технологию развития критического мышления.

Эта технология разработана рядом американских ученых Университета штата Северная Айова. Использовать методику в России начали в 1997 году, и сегодня она является относительно новой, но достаточно эффективной.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся.

Задачи технологии:

1.Формирование гибкого стиля мышления и рефлексивности.

2.Развитие критического мышления, коммуникативности, креативности, самостоятельности, толерантности.

Применение технологии позволяет:

  • Повышать образовательную мотивацию
  • Развивать способность к самостоятельной оценочной работе с информацией.

Данная технология предполагает три этапа работы:

1. вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта;

2.осмысление содержания – получение новой информации, ее соотнесение с собственными знаниями;

3. рефлексия – осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей информации собственными словами. Технология развития критического мышления обучает универсальным учебным действиям, устанавливает межпредметные связи и позволяет реализовывать вариативность обучения.

Так как на моих уроках дети получают большое количество информации, представленной в текстах, я использую разнообразные приемы работы с текстом.

На этапах вызова и рефлексии я применяю прием «верные и неверные утверждения». Вначале предлагаю учащимся утверждения по теме, они выбирают те, которые,  по их мнению, соответствуют действительности. По окончании изучения параграфа мы снова возвращаемся к утверждениям и ребята проверяют правильность своих суждений. После изучения материала можно устроить веселую проверку-разминку «хлоп-топ», верно - хлопаем, неверно – топаем.

При чтении информационных текстов на этапе осмысления я использую маркировку значками – это называется «инсёрт». В учебном тексте на полях учащиеся ставят значки «v» - знал; «+» - новая информация; «-» -думал иначе; «?» - не понял. Маркировка позволяет удерживать внимание и классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний каждого. Учитель видит, как продвигается чтение у каждого ребенка.

На моих уроках имеет место «Ромашка вопросов Блума»: в ней шесть лепестков и шесть типов вопросов. Каждый ребенок может выбрать вопрос по своим силам и интересам: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, оценочный и практический.

В разных вариантах мы создаем на уроках кластеры – наши опорные конспекты. Он может быть готовыми, с пропусками, дети могут дополнять кластер иллюстрациями, цветовыми обозначениями, терминами, при этом они получают наглядную структуру связи внутри материала. Я учу самостоятельному составлению кластеров, в этом проявляется индивидуальность.

Очень помогает в работе по переработке информации прием «знаю – хочу узнать – узнал», предполагающий заполнение таблицы. Так как у школьников уровень знаний разный, то и приращение знаний будет разным, но оно будет у каждого.

Также я уделяю внимание домашнему заданию, которое является не просто формой контроля. Творческие домашние задания развивают: мышление, память и интерес ребенка к предмету (кроссворд, ребус, сообщение, модель, вопросник).

Практическое применение этих приемов вы увидите на уроке и мастер-классе.

Завершая выступление, мне хочется сказать о результатах своей работы. В моих классах100% успеваемость при качестве знаний от 33% до 75 % по биологии, от 33% до 57% по химии в течение прошлого учебного года. Используя технологию развития критического мышления, веду внеурочную работу по химии и биологии: занятия по внеурочной деятельности «Юный химик» 8класс, «Линия жизни» 9класс, «Золотые ручки» 6 класс;  провела неделю экологии, организовала выставку поделок из природного и бросового материала. Обучающиеся 6-7 классов под моим руководством успешно выступили на V районном экологическом слете, где заняли 3 место.

Уважаемые коллеги, я убеждена, что индивидуальный подход и технология развития критического мышления в обучении школьников позволяют реализовать требования, предъявляемые к уровню образования по ФГОС, и воспитать свободную, развитую личность.  Условия моей школы позволяют применять данный подход в обучении, и я намерена продолжить работу в этом направлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Индивидуальный подход в обучении».

Слайд 3

Учитель Ученик - гражданин Память, воображение, мышление, наблюдательность Знание черт личности

Слайд 4

Классно-урочная система

Слайд 5

Индивидуальный подход – это совокупность приемов и средств, применяемых в обучении в зависимости от уровня развития личности .

Слайд 6

темперамент настроение с клонности интересы способности с остояние здоровья л еворукость праворукость

Слайд 7

«Найти себя»!

Слайд 8

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся. Задачи технологии: 1.Формирование гибкого стиля мышления и рефлексивности . 2.Развитие критического мышления, коммуникативности , креативности, самостоятельности, толерантности. Применение технологии позволяет: Повышать образовательную мотивацию Развивать способность к самостоятельной оценочной работе с информацией. Технология критического мышления

Слайд 9

Этапы работы вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта ; 2. осмысление содержания – получение новой информации, ее соотнесение с собственными знаниями ; 3. рефлексия – осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей информации собственными словами.

Слайд 10

«Верно-неверно» +/-

Слайд 11

Инсёрт V + - ? Уже знал Новая информа ция Думал иначе Не понял, есть вопросы

Слайд 12

«Ромашка Блума »

Слайд 13

Кластер

Слайд 14

Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 15

Творческое домашнее задание

Слайд 16

Биология

Слайд 17

Внеурочная деятельность «Юный химик» 8 класс «Линия жизни» 9 класс «Золотые ручки» 6 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар руководителей школьных музеев Одинцовского муниципального района в Назарьевской СОШ февраль 2013 года

выступление на семинаре, краткий справочник юного Назарьевского краеведа, методические материалы по созданию школьного музе, фотографии...

Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)

Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...

Конкурс "Учитель года". Методический семинар

Рассмотрены методы и приемы построения урока по ФГОС...

Конкурс "Учитель года". Методический семинар: презентация (начало)

Рассмотрены методы и приемы построения урока по ФГОС...

К учителю года Методический семинар "Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ"

К учителю года Методический семинар "Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ"...