Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
статья

Скокшина Юлия Сергеевна

Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мордовокарайская средняя общеобразовательная школа с. Мордовский Карай Романовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза В.Н.Сидорина

Конкурс «Учитель года – 2016»

Конкурсное задание «Мастер-класс»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СКОКШИНОЙ ЮЛИИ СЕРГЕЕВНЫ,

учителя английского языка и музыки

февраль 2016

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!

слайд 1

Позвольте представиться. Меня зовут Скокшина Юлия Сергеевна, я учитель английского языка МОУ Мордовокарайская сош. Мой педагогический стаж невелик – всего 3 года. Сегодня я постараюсь поделиться своим небольшим опытом в области преподавания английского языка и узнать что-то новое в ходе сегодняшнего мероприятия.

Процесс обучения иностранному языку состоит из нескольких компонентов. Одним из них является обучение лексическим навыкам. Усвоение лексики является важнейшим звеном при обучении английскому языку на всех этапах, так как невозможно знать язык, говорить на нем, не владея средствами языка, словами.

В настоящее время в методике преподавания иностранным языкам применяются различные традиционные и нетрадиционные методы обучения лексическим навыкам. Каждый из этих методов имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Вопрос к вам, коллеги, какие методы и приемы вы используете на своих уроках при обучении лексике?

Да, существуют различные методы и приемы при работе с лексикой. Начиная от стандартного, записи новых слов с транскрипцией в специальный словарик, заканчивая, например, использованием кластера или синквейна. Но, эти методы, уже можно смело назвать традиционными. А мне бы хотелось поговорить о не совсем традиционном методе – методе ассоциаций.

слайд 1(щелчок)

Итак, тема моего мастер-класса «Использование метода ассоциаций при обучении лексическим навыкам на уроке английского языка». Цели и задачи мастер-класса представлены на экране.

слайд 2

Целевая аудитория: учителя английского языка школ района, члены жюри

Цели и задачи: 1.познакомить учителей иностранного языка с теоретической основой представляемого опыта;

                             2.показать на практике, каким образом использование метода ассоциаций способствует:

                             а) развитию коммуникативных навыков учащихся;

                             б) мотивации обучающихся к изучению английского языка.

Оборудование: технические средства обучения (компьютер, проектор), листы бумаги, карандаши.

Итак, прежде давайте вспомним, что такое лексические речевые навыки.  

слайд 3 Под речевыми лексическими навыками понимаются навыки интуитивно правильного словоупотребления, словообразования и понимания иноязычной лексики на основе речевых лексических связей между слухо-речемоторной и графическими формами слова и его значения.  Несовпадение лексических систем английского и родного языка является причиной лексических ошибок в речи обучающихся. И естественно лексические речевые навыки английского языка испытывают воздействие со стороны лексических навыков русского языка. И это интерферирующее влияние лексической системы родного языка неизбежно, так как родной язык является исходной базой мышления и подкрепляется постоянной практикой. И этот недостаток можно использовать в процессе обучения АЯ, применяя метод ассоциаций.

слайд 4 Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Каждый человек в своей жизни сотни тысяч раз сталкивался с примерами ассоциаций.

Сегодня я хотела бы поговорить о методе фонетических (звуковых) ассоциаций.

Метод фонетических (звуковых) ассоциаций возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его.

слайд 5

Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода.

слайды 6,7,8

Нельзя не сказать также и о том, что в силу чисто анатомических различий в произнесении звуков на разных языках, запоминаемое слово и слово-созвучие никогда не будут звучать совершенно одинаково, даже если, казалось бы, полностью совпадают. Поэтому произношение, строго говоря, надо заучивать отдельно. Метод же фонетических ассоциаций отлично помогает запомнить значения слов. Метод фонетических ассоциаций незаменим в условиях нехватки времени: при подготовке к экзамену, к туристической поездке или командировке, то есть в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов.

слайд 9

Бенджамин Франклин сказал: «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn».

слайд 10

Поэтому я предлагаю перейти от теории к практике. Перед вами на столах лежат листы бумаги и карандаши, попробуйте сами составить ассоциативную цепочку, следуя алгоритму: выберите английское слово (свое или из списка), найдите слово - созвучие, и составьте историю (сюжет), которые будут содержать слово– созвучие и перевод. Еще лучше будет, если вы попробуйте нарисовать иллюстрацию.

Метод ассоциаций еще достаточно редко применяется на практике в общеобразовательных школах. На уроках использовать его достаточно затруднительно, но это не значит, что невозможно. Я предлагаю вам провести небольшой фрагмент урока по теме «Дикие и домашние животные», в котором будет применен данный метод. В этом фрагменте метод фонетических ассоциаций применим на этапе «Введение и первичное закрепление лексического материала».  слайды

Teacher: - Let’s learn some new words. Look at the screen and repeat after me.

- Zoo. Repeat, please. Look at the picture. What is it? (It is a zoo.)

- Fish. Repeat, please. Look at the picture. What is it? (It is a fish.)

- Dog.  Repeat, please. Look at the picture. What is it? (It is a dog.)

- Cow.  Repeat, please. Look at the picture. What is it? (It is a cow.)

- Duck. Repeat, please. Look at the picture. What is it? (It is a duck.)

- Fox. Repeat, please. Look at the picture. What is it? (It is a fox.)

- Lion. Repeat, please. Look at the picture. What is it? (It is a lion.)

Teacher: - Чтобы быстрее запомнить слова, я спрятала их в предложениях и словосочетаниях. Попробуйте догадаться о каком слове идет речь.

(Учитель предъявляет предложения и словосочетания с использованием метода фонетических ассоциаций. Учащиеся называют «спрятанное слово»)

Предложения:

  1. ЗУбры живут в зоопарке. ( ZOO – зоопарк)
  2. На ФИШке была рыбка. ( FISH – рыба)
  3. БульДОГ – порода собак. (DOG – собака)
  4. Коровы не пьют каКАО. (COW – корова)
  5. В птичнике, где живут утки, был барДАК. (DUCK – утка)
  6. Лиса не умеет показывать ФОКуСы. (FOX – лиса)
  7. Увидел льва и поднял ЛАЙ ОН. (LION – лев)

Я благодарю вас за проделанную работу, надеюсь, что она была полезна для вас. Спасибо за сотрудничество!

Своё выступление я бы хотела закончить словами одного мудрого человека: «Мы должны верить в то, чему мы учим наших детей». И я в это верю, как, в прочем и все вы, уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах

В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах....

Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на уроках английского языка

Презентация к выступлению по теме "ИКТ на уроках английского языка"...

Формирование лексического навыка на уроках английского языка с помощью игровых методов

В настоящее время знание английского языка стало необходимостью для всех образованных людей. Английский стал языком международного общения, языком компьютерных технологий, торговли и спорта.Научить ре...