Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мире искусства»
рабочая программа (5, 6 класс)

«Первые шаги в мире искусства» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть  и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_v_mire_iskusstva.docx227.34 КБ

Предварительный просмотр:

первые шаги в мире искусс.jpg

Паспорт программы

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мире искусства»

Составитель

Педагог дополнительного образования Ковалёва М. Н.

Направленность

Художественная

Цель

Основные задачи программы

Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира обучающихся, развитие творческих, художественно – эстетических способностей, и положительного восприятия окружающей действительности.

  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. 
  • Обеспечить развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замысел. 

Ожидаемые результаты

- сформированность теоретических  компетенций,

Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам Владение специальной терминологией

- сформированность практических компетенций

Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам

Владение специальным оборудованием и оснащением

- сформированность общеучебных умений и навыков.

Коммуникативные

Навыки соблюдения мер безопасности

Возраст детей, на которых рассчитана программа

6-14 лет

Количество обучающихся

10-15

Количество модулей

1 модуль сроком реализации 1 год

Пояснительная записка


           Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире. 

            Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.

            Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности. Основная задача педагога в кружковой деятельности – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.

            Программа составлена в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 2.4.4.3172-14, приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»

            Актуальность программы: «Первые шаги в мире искусства» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть  и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизной программы и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Целью программы «Первые шаги в мире искусства» является Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие творческих, художественно – эстетических способностей, и положительно –  восприятия окружающей действительности.

Задачи: 

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
    Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. 
  • Обеспечить развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замысел.  

По форме занятия – групповые. 

Наполняемость групп – 10 человек.

Срок реализации: программа «Первые шаги в мире искусства» содержит  1 модуль (сроком обучения 1 год), предназначена для обучения детей 6-14 лет:

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Итого 144 часа.

Форма обучения очная, Возможно применение дистанционных технологий.

Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и квалификации педагога.

Ожидаемый результат и способы его оценки:

-   сформированность теоретических  компетенций,

Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам Владение специальной терминологией

- сформированность практических компетенций

Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам

Владение специальным оборудованием и оснащением

- сформированность общеучебных умений и навыков.

Коммуникативные

Навыки соблюдения мер безопасности

В процессе обучения детей, по данной программе осуществляется следующие виды контроля:

  • вводный (цель - выявление первоначального уровня знаний);
  • промежуточный или текущий (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Вводный и промежуточный контроль  проводятся методом наблюдения, анкетирования, тестирования, самостоятельной работы.

Итоговый контроль усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Волшебная страна» проводится педагогом объединения  и представляет собой оценку качества усвоения учащимся содержания дополнительной общеобразовательной  программы по окончании ее изучения. Итоговый контроль проходят все учащиеся, занимающиеся по программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.

Итоговый контроль представляет собой мониторинг результатов обучения по дополнительным общеобразовательным  программам оценивает следующие критерии в трехуровневой системе: высокий, средний, низкий уровень (Таблица):

- сформированность практических компетенций,

- сформированность теоретических компетенций

- сформированность общеучебных умений и навыков.

Критерии оценки успеваемости  в  объединении

Учащийся оценивается по высокому показателю,  если он овладел навыками, знаниями и умениями  в полной мере, по среднему показателю,  если он овладел навыками и знаниями и умениями  на 50 % (не владеет в полной мере техниками и приемами рисования,  не обладает достаточным уровнем знаний и т.д.), по низкому показателю, если овладел навыками и знаниями менее чем наполовину.

Низкий. Ребёнок проявляет интерес и желание к обучению, замечает общие видовые и характерные признаки предметов. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывает свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.

Средний. Ребёнок проявляет интерес и потребность к обучению. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. 

Высокий.  Ребёнок имеет постоянный и устойчивый интерес к обучению. Владеет и применяет терминологию. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности.  Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенности их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др. сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.

Таблица

Теоретические

Практические

Общеучебные умения и навыки:

  • Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам
  • Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам.
  • Коммуникативные

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

Объем усвоенных знаний составляет более ½

Обучающийся владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой

Объем усвоенных навыков и умений составляет более ½

Обучающийся  овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

Обучающийся широко использует организаторские способности для установления контакта, сплочения коллектива

Обучающемуся необходима помощь в установлении связей в группе

Обучающийся испытывает серьезные затруднения в общении

  • Владение специальной терминологией
  • Владение специальным оборудованием и оснащением
  • Навыки соблюдения мер безопасности

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием

Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой

Обучающийся,, как правило, избегает применять специальные термины

Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений

Работает с оборудованием с помощью педагога

Обучающийся  испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием

Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой

Объем усвоенных навыков и умений составляет более ½

Обучающийся  овладел менее, чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой

Механизм реализации программы

Форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие, пленэр, выставки и творческие отчеты.  Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Методы:

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Учебный план 1 модуль

п/п

Разделы темы

Количество часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

Вводный контроль.

1.

Введение.

2

1

1

2.

Королевство волшебных красок.

10

5

5

Промежуточный контроль.

3.

Нетрадиционные техники рисования

28

14

14

4.

Живопись. Техники, материалы, принадлежности. Приемы работы.

22

11

11

5.

Рисование с натуры Иллюстрация

48

24

24

6.

Декоративное рисование.

12

6

6

7.

Лепка

14

7

7

8.

Наша Третьяковка

8

4

4

Итоговый контроль

Итого:

144

72

72

Содержание программы 1 модуль

1 блок.  Введение

Теория: Знакомство с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Знакомство с основными материалами и оборудованием, необходимыми для занятий.

Практика:

Викторина «Что я знаю об искусстве!»

Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.

2 блок. Королевство волшебных красок.

Теория: Знакомство с азбукой цвета.  Изучение основных и дополнительных цветов палитры.. Теплые цвета. Холодные цвета. Знакомство с понятием «форма». Изучения понятия «фон». Знакомство с понятиями «тень», «пятно».

Практика: Выполнение упражнений на получение дополнительных цветов из основных. Применение лессировок. Рисование «Букет рябины». «Осенний пейзаж». «Волшебство уходящего дня на море (реке)». «Осень в парке». «Осень в деревне»

Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.

3 блок.  Нетрадиционные техники рисования.

Теория: Знакомство с понятиями: пропорции, силуэт, законы перспективы, линии горизонта. Знакомство с  приемами нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Практика: Выполнение творческое задания «Домик в деревне». Рисуем мыльными пузырями, пластиковой бутылкой, ватными палочками, вилкой, картонной втулкой, воздушно – пупырчатой пленкой, мятой бумагой. Рисуем на пене для бритья, на клее ПВА. Выполнение творчески заданий с помощью газет «газетный город», шедевры из отпечатков рук. Космос в технике граттаж. Ежик из отпечатков листьев. Пейзаж по сырому. Рисуем деревья в технике кляксография. Творческое задание «Полярная ночь», «Птичка на ветке» в смешенной технике.

Материал: Акварельные краски, гуашь. Кисти. Восковые и масляные мелки, свеча. Ватные палочки. Поролоновые губки. Коктейльные трубочки. Палочки или старые стержни для процарапывания. Матерчатые салфетки. Стаканы для воды. Пластиковые бутылки. Воздушно-пупырчатая пленка. Тушь художественная. Газеты. Клей ПВА. Фольга. Картонные втулки. Одноразовые вилки. Пена для бритья. Ватные палочки.  

4 блок. Живопись. Техники, материалы, принадлежности. Приемы работы.

Теория: Знакомство с акварельными красками, техникой и приемами. Техника акварельных заливок. Родственная гамма. Пространственная живопись. Живопись в монохромном и полихромном исполнении. Знакомство с техникой "лессировка" (многослойная живопись).  Декоративно-условный язык в живописи. Светотень.  Колорит. Основы рисования натюрморта. Основы рисования пейзажа.

Практика: Рисование объемных форм. Рисование посуды в монохромном и полихромном исполнении. Рисование фруктов и овощей. Натюрморт в цвете.  Наброски деревьев и кустарников. Рисование простого пейзажа в цвете.

Материал: , карандаш простой, акварель, гуашь бумага формата А4.

5 блок. Рисование с натуры (рисунок, живопись). Иллюстрация.

Теория: Правила рисования пейзажа, натюрморта с натуры. Законы композиции. Знакомство с  правилами передачи в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов. Анималистика. Элементарные способы рисования животных.  Анатомия и пластика тела человек. Портрет. Дружеский шарж. Книжная графика. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области. Художники – иллюстраторы. История книгопечатания. Художники – сказочники. Передача характера героев произведения через иллюстрацию.

Практика: Рисование по литературному описанию  деревьев, кустарников с зимней  окраской. Рисование фигуры человека.  Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Рисование с натуры несложных натюрмортов. Рисование животных. Рисование на темы: «Зимний сад», «Лед на реке», «Снегири», «Собака – друг человека», «Мое домашнее животное». Иллюстрации: «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету». Иллюстрации к сказке «Почему сосулька перестала плакать».

Материал: акварель, гуашь бумага формата А4, карандаш.

6 блок.  Декоративное рисование.

Теория: Знакомство с декоративным рисованием, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения. Украшение и стилизация. Виды стилизации. Декоративная переработка формы и цвета объектов растительного и животного мира (листьев, цветов, грибов, фруктов, насекомых, птиц). Роспись, ее разновидности, приемы: Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан, Гжель, Городец. Матрешка и ее история. Трафарет. Орнамент.

Практика: Декоративная роспись. Рисование на шаблоне: круг (Жостовский разнос), овал (сахарница Полохов-Майдан), прямоугольник (разделочная доска Хохлома).  Изготовление трафарета: роспись коврика по трафарету. Роспись матрешки орнаментом.

Материалы: Бумага для рисования. Краски. Кисти. Заготовки для декоративной росписи.

7 блок. Лепка.

Теория: Знакомство с основными видами лепки (соленое тесто, пластилин, бумажная масса «папье –маше»). Приемы и способы лепки.  Народная игрушка (Дымковская, Каргопольская , Филимоновская).

Практика: Лепка не сложных по форме фруктов, овощей из соленого теста. Лепка  животных, птиц из соленого теста. Лепка натюрморта «Ваза с фруктами». Лепка фигурок по мотивам народных игрушек из «папье- маше».  Пластилиновая живопись: «Сирень», «Котенок».

Материалы: Пластилин, клей, мука, соль, вода, бумага, газеты. Краски, кисти.

 

8 блок. Наша «Третьяковка»

Теория: Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. Творчество великих русских художников (И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин)  Просмотр и анализ учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Практика: Составление и презентация творческих коллективных проектов  «Карта  народных промыслов», «Времена года». Творческая выставка работ обучающихся.

Развернутый учебно-тематический план 1 модуль

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь

Неделя 1

По расписанию

Комбинированное

Введение

Кабинет

Вводный

2

Знакомство с содержанием курса обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Знакомство с основными материалами и оборудованием, необходимыми для занятий.

Викторина «Что я знаю об искусстве!»

Королевство волшебных красок

2

Знакомство с азбукой цвета. Какие бывают краски. Как работать кистью.

Основы цветоведения.

Изучение основных цветов палитры. Красный. Синий. Желтый.

Творческое задание. Рисование «Букет рябины»

Неделя 2

2

Изучение дополнительных цветов палитры. Фиолетовый. Оранжевый. Зеленый.

Теплые цвета. Холодные цвета

Творческое задание. Рисование «Осенний пейзаж».

2

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». Изучения понятия «фон»

Творческое задание. «Волшебство уходящего дня на море (реке)»

Неделя 3

2

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Творческое задание. «Превратим пятна в рисунок». Сливание красок на бумаге. Прорисовка контуров.

2

Закрепление раздела. Творческая работа.

«Осень в парке». «Осень в деревне»

Нетрадиционные техники рисования

Неделя 4

2

Пропорции. Силуэт. Законы перспективы. Творческое задание. «Домик в деревне»

2

Оформление рисунка. «Домик в деревне». Прорисовывание деталей.

Октябрь

Неделя 1

2

Творческое задание  «Веточка яблони» мыльными пузырями или пластиковой бутылкой.

2

Творческое задание «Поле цветов» ватными палочками.

Неделя 2

2

Творческое задание «Осенний лес» воздушно – пупырчатой пленкой, мятой бумагой.

2

Творческое задание «Совушки» картонной втулкой, вилкой.

Неделя 3

2

Творческое задание «Закат на море»  на пене для бритья.

2

Творческое задание «Космос» в технике граттаж.

Неделя 4

2

Творческое задание «Космос» в технике граттаж.

2

Творческое задание «Зимний лес» на клее ПВА.

Ноябрь

Неделя 1

2

Творческое задание «Газетный город» (аппликации из газет)

2

Творческое задание «Шедевры из отпечатков рук», «Ежик» из отпечатков листьев.

Неделя 2

2

Творческое задание Пейзаж по сырому. Рисуем деревья в технике кляксография

2

Творческое задание «Полярная ночь», «Птичка на ветке» в смешенной технике

Живопись. Техники, материалы, принадлежности.

Приемы работы.

Неделя 3

2

Техника акварельных заливок. Понятие колорита. Родственная гамма. Локальный цвет. Светотень.

2

Живопись объемных форм. Знакомство с техниками. Живопись в монохромном и полихромном исполнении. Этюд кружки и бидона в монохромном и полихромной исполнении.

Неделя 4

2

Деревья. Правила рисования. Наброски деревьев и кустарников.

Творческая работа. «Зимнее дерево» в цвете

2

Творческая работа.

«Декоративный натюрморт  с цветами и фруктами».

Декабрь

Неделя 1

2

Пространственная живопись. Пейзаж. Элементарные правила при рисовании пейзажа. Виды пейзажа. Световоздушная среда. Творческий живописный пейзаж "Зимний день" (монохром).

2

Завершение работы. "Зимний день" (монохром). Прорисовывание деталей.

Неделя 2

2

Творческая работа. «Утро» смешанная техника.

2

Нюансная гармония. Лессировка. Самостоятельная работа: живопись сложной ветки с цветами. Акварель, гуашь

Неделя 3

2

Творческая работа: этюды  цветов. Смешанная техника исполнения.

2

Особенности рисования ночного пейзажа. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле. Изменение локального цвета. Творческое задание. «Зимний вечер».

Неделя 4

2

Творческое задание. «Зимний вечер». Завершение работы, прорисовывание деталей.

Рисование с натуры. Иллюстрация.

2

Элементарные правила композиции при рисовании с натуры.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.

Январь

Неделя 1

2

Правила рисования пейзажа с натуры. Наброски, зарисовки: «Вид из окна»

2

Творческое задание. Пейзаж «Зимний сад».

Неделя 2

2

Завершение работы  «Зимний сад». Прорисовывание деталей.

2

Анатомия и пластика тела человека. Элементарные правила при рисовании человека.  Рисование человека. Наброски.

Неделя 3

2

Элементарные правила при рисовании портрета человека. Пропорции. Глаз. Нос. Губы

2

Творческое задание. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол.

Неделя 4

2

Творческое задание. Дружеский шарж

2

Завершение работы «Дружеский шарж», прорисовывание деталей, оформление.

Февраль

Неделя 1

2

Анималистка. Простые приемы рисования животных. Цветопередача.

2

Творческое задание. «Собака друг человека» в цвете.

Неделя 2

2

Творческое задание.  «Мое домашнее животное»

2

Творческое задание «Снегири»

Неделя 3

2

Книжная графика. История книгопечатания Художники – иллюстраторы. Рассматривание иллюстраций. Организация листа в книге (композиция).

Тематическое рисование иллюстраций.

2

Иллюстрация «В сказочном подводном мире»

Неделя 4

2

Завершение работы  «В сказочном подводном мире». Прорисовывание деталей.

2

Иллюстрация «Полет на другую планету».

Март

Неделя 1

2

Завершение работы «Полет на другую планету», прорисовывание деталей.

2

Оформление книг «В сказочном подводном царстве», «Полет на другую планету»

Неделя 2

2

Художники – сказочники. Рисование иллюстраций к сказке. Особенности и приемы передачи сказочной атмосферы. Наброски.

2

Как передать характер героев произведения через рисунок. Наброски героев сказки «Почему сосулька перестала плакать».

Неделя 3

2

Иллюстрации  к сказке «Почему сосулька перестала плакать»

2

Завершение работ «Почему сосулька перестала плакать». Прорисовывание деталей.

Неделя 4

2

Оформление книги «Почему сосулька перестала плакать».

Декоративное рисование

2

Знакомство с декоративным рисованием Виды декоративной росписи, приемы. Знакомство с Гжельской, Хозломской, Городецкой, Жостовкской, Полохов-Майданской росписью.  

Отработка живописной техники «мазок» в цвете.

Неделя 2

2

Украшение и стилизация. Виды стилизации Условность декоративного изображения. Декоративная роспись разделочной доски. Хохломская роспись.

2

Составление декоративно-сюжетной композиции.

Роспись сахарницы.  Полхов-Майданская роспись.

Неделя 3

2

Творческое задание. Рисование в круге Жостовский разнос.

2

Матрешка и ее история. Орнамент. Роспись матрешки орнаментом.

Неделя 4

2

Трафарет. Творческое задание «Коврик. Трафаретная печать»

Лепка

2

Знакомство с основными видами лепки. Приемы и способы лепки из соленного теста.

Лепка несложных по форме фруктов и овощей.

Май

Неделя 1

2

Особенности лепки животных. Лепка птиц и животных, по памяти или по представлению.

2

Лепка натюрморта «Ваза с фруктами»

Неделя 2

2

Работа с пластилином. Пластилиновая живопись.

Рисование пластилином «Сирень»

2

Рисование пластилином. «Котенок»

Неделя 3

2

Народная игрушка. Лепка из бумажной массы «папье-маше». Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская)

2

Роспись  фигурок по мотивам народных игрушек. Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка

Наша Третьяковка

Неделя 4

2

Виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею. Творчество великих русских художников (И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин)

2

Творческий коллективный  проект «Карта народных промыслов». Оформление.

Творческий коллективный проект «Времена года». Оформление.

Итоговый контроль

Выставка творческих работ обучающихся. Презентация проектов «Карта народных промыслов»,  «Времена года».

ИТОГО

144

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

           Занятия  проводятся в групповой комнате, в которой все участники располагаются за столами и по желанию свободно передвигаются. В начале и в конце занятия  используется игра для настроя детей на творчество. Детский рисунок, аппликация, сюжетная лепка – всё это итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе нашего занятия.
К каждому ребёнку применяется  индивидуальный подход, и учитываются его личностные особенности.

Нормы оснащения:

Качественная реализация программы дополнительного образования «Волшебная страна» обусловлена  факторами, формирующими условия, позволяющими полноценно реализовать программу с наименьшей степенью вероятности ее невыполнения:

  • Наличие материально-технической базы для реализации программы,
  1. Инструменты и приспособления: мольберты, кисти, перья, скребки, ножи, ножницы, приспособления для квилинга, линейки, тарелки стеклянные матовые однотонные, шелк, деревянная утварь, палитра, стеклянные дощечки, ткань х/б, нитки х/б, газеты, журналы, открытки.
  2. Материалы: пастель, восковые мелки, пластилин, глина, краски для ткани, витражные краски, фломастер по стеклу, бумага разной фактуры, цветная бумага, картон, карандаши цветные и простые, лак для декупажа, лак для кракелюра, финишный лак, клей для декупажа.
  3. Одежда: фартуки, нарукавники.
  4. Оборудование: компьютер, экран, проектор, телевизор, CD проигрыватель.
  • Наличие, совершенствование, непрерывное обновление методического обеспечения программы.

Дидактический материал:

Дидактические игры, игры для восприятия цвета и развития руки.

«Маленький художник», «Собери букет», « Скульптор»,

«Волшебные картинки», « Оживающие букашки».

Список литературы

1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2014 г.

2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2010 г.

3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2013 г.

4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2013 г.

5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2015 г.

6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2010г.

7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2013 г.

8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2010 г.

9.Шалаева Г.П. «Учимся  рисовать», Москва «Слово», 2010 г.

10.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора»2012.

11.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

12.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2013.

13.Блейк В. « Начинаем рисовать».  Минск «Попурри» 2013

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»

Данная программа может быть использована  учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности,  а так же родителями при занят...

Комплексная дополнительная образовательная программа "Первые шаги"

Комплексная дополниетльная образовательная программа "Первые шаги" предназначена для использования в учреждениях дополнительного образования детей, где ведутся занятия с детьми в возрасте 3-4 лет, как...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника», 2014-15 учеб. г.)

Программа ознакомительного уровня для обучения учащихся 1-3 классов студии "Ника" по классу фортепиано....

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир искусства для детей с ограниченными возможно-стями здоровья»

Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения изо...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель обучения: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности          Задачи обучения:Обучающие:сформировать вокальные навыки ...