Кружок "Бумажные фантазии" (оригами)
методическая разработка

Эльвира Владимировна Большакова

Это программа кружка "Бумажные фантазии". Данная программа расчитана на младший школьный возраст. Цель программы: создание условий для самореализации младших школьников в творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка593.22 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\ScanImage077 (pdf.io).jpg

Программа кружка "Бумажные фантазии" (оригами)

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии» является общекультурной  программой художественно-эстетической направленности.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия  позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Значение оригами для развития ребенка

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию  организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Занятие оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, а также:

  • развивает у детей  способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
  • учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
  • развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков;
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
  • формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Цель программы.

создание условий для самореализации младших школьников в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт своей индивидуальности, повышение эффективности их обучения в  школе.

Задачи программы:

Обучающие: 

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.  
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Применение знаний, полученных на уроках  труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.  
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.  
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Бумажные фантазии» (оригами) рассчитана на  год  (младший школьный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 4-5 человек. Кружок «Бумажные фантазии» дети посещают по желанию.  Занятия проводятся  четыре раза в месяц, с сентября по  май.

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
 
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ. 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Формирование группы

-

-

1

2

Знакомство с оригами

1

-

1

3

Знакомство с условными знаками и приёмами оригами

-

1

1

4

Бумага. Учимся складывать и резать

-

1

1

5

Базовая форма «Книжечка»

-

1

1

6

Базовая форма «Треугольник»

1

1

2

7

Базовая форма «Воздушный змей»

1

2

3

8

Базовая форма «Конфетка»

-

2

2

9

Базовая форма «Дверь»

1

2

3

10

Базовая форма «Блинчик»

1

2

3

11

Ёлочка. Еловая ветка с игрушками (композиция)

-

2

2

12

Звёздочки

-

1

1

13

Ёжик

-

1

1

14

Неваляшка

-

1

1

15

Дедушка и бабушка (композиция)

-

2

2

16

Волк и колобок

-

2

2

17

Кошка и котёнок

-

2

2

18

Итоговое занятие

-

-

1

19

Оформление выставки

-

-

1

20

Итого:

31

Перспективный план

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Формирование группы. Знакомство с оригами. Дом.

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «Книжечка», изготовить дом.

Октябрь

Базовая форма «треугольник». Щенок. Петушок.

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Ноябрь

Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся»

Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию

Декабрь

Базовая форма «конфетка». Новогодняя открытка. Снежинки.

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям педагога. Соединять детали в единое целое, мастерить Новогоднюю открытку.

Январь

Базовая форма «дверь». Кукла.

Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.

Февраль

Ёлочка. Еловая ветка с игрушками (композиция)

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое.

Март

Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы.

Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Апрель

Композиция «Дедушка и бабушка». Волк и колобок.

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, создавать общую композицию.

Май

Итоговое занятие

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Оформление выставки детских работ

Список используемой литературы

  1. Афонькин С.В.  Оригами и аппликация.  -  С.-Петербург:  Кристалл, 2001. - 173с.
  2. Корнева Г. В.  Поделки из бумаги . -  С.-Петербург: Кристалл, 2001. – 98с.
  3. Оригами. Игрушки из бумаги. Выпуск 3 - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1995. – 134с.
  4. Соколова С. Школа оригами. Аппликация и мозаика. – М.: ЭКСМО.
  5. Тарабарина Т. Оригами и развитие ребёнка.  – Ярославль.: Академия развития, 1997.
  6. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 64с., цв. вкл.
  7.  Афонькин С.Ю., Е.Ю. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.  – М.: Аким.