«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи»
презентация к уроку

Трапезоньян Елена Николаевна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovoobrazovanie_prezentatsiya_1.ppt2.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» Учитель-логопед « МКДОУ ДС №42» Трапезоньян Е.Н.

Слайд 2

«Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как склад таких готовых форм... А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество» К.И. Чуковский

Слайд 3

Словообразование Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.

Слайд 4

Снег Снеж ок Под снеж ник Снеж инка Снег овик Зима (какая?) снеж ная Снег опад

Слайд 5

Словоизмене́ние — образование новых слов той же лексики, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы- окончания. Частными случаями словоизменения является: склонение по падежам ( рука-руки-руке …), спряжение по лицам ( иду-идёшь-идёт …), изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям.

Слайд 6

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ Кто? Что? Подснежник Кого? Чего? Подснежника О подснежнике Подснежнику Подснежник Подснежником Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?

Слайд 7

Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте.

Слайд 8

Формирование навыков словообразования у детей с ОНР. Детям с ОНР трудно овладеть правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка , грибик вместо грибок и др.

Слайд 9

Так же большие затруднения испытывают при образовании относительных, притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная , кожевая ; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная . Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.

Слайд 10

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица ( «Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.

Слайд 11

Очень характерно для детей с нарушениями речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сформированности аудиативних навыков у у школьников с общим недоразвитием речи.

               В статье раскрываются актуальность обучения аудированию на начальном этапе, важнейшим для формирования базовых умений аудирования. Также р...

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...

Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...

Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи

В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено т...