«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №2
презентация к уроку

Трапезоньян Елена Николаевна

презентация №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_2_slovoobrazovanie.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи» №2 Учитель-логопед « МКДОУ ДС №42» Трапезоньян Е.Н.

Слайд 2

Способы образования слов

Слайд 3

Приставочный : образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого← дорого Суффиксальный : образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор Приставочно-суффиксальный : образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно , втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий Сложение : соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать Сложение в сочетании с суффиксацией : головоломка, вагоноремонтный Сращение : долгоиграющий, быстрорастворимый

Слайд 4

Сокращение основы : зав, зам Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком Изменение части речи : больной, столовая Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня. Чередование гласных и согласных , например: дорога→дороженька (чередование г//ж ) Вставки интерфикса - соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пар о ход Усечение производящей основы : катать→ кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)

Слайд 5

Формирование у детей с ОНР словообразовательных умений и навыков первый год обучения Обучать воспитанников первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами - ик , -к ( дом ик , лоб ик , шар ик , рот ик ; руч к а, нож к а, лап к а, шуб к а и т. д.). дом - домик

Слайд 6

Обучать навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными; использованию в речи отдельных порядковых числительных ( один, два, много ).

Слайд 7

Игра «Жадина» Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»

Слайд 8

Игра «Жадина» Моя машина Моё солнышко Мой дом

Слайд 9

Игра "Дай задание игрушкам" Инструкция: "Дай задание игрушкам" Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй).

Слайд 10

ВКУСНЫЙ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Что может быть…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сформированности аудиативних навыков у у школьников с общим недоразвитием речи.

               В статье раскрываются актуальность обучения аудированию на начальном этапе, важнейшим для формирования базовых умений аудирования. Также р...

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...

Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...

Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи

В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено т...