Методическая разработка открытого занятия "Формирование навыка личной ответственности"
методическая разработка

Наталия Ивановна Кузнецова
Методическая разработка занятия « Формирование навыка личной ответственности» Цель: Овладеть приемами саморазвития чувства ответственности, как социальным навыком. Задачи: Обучающая: способствовать личностному выбору жизненной стратегии каждого участника занятия- тренинга. Развивающая: развивать умение вести дискуссию, обосновывать свою точку зрения, подкрепляя примерами из собственной жизни, совершенствовать навык самооценки. Воспитательная: воспитывать понимание необходимости саморазвития чувства личной ответственности для успешной социализации в обществе. Коррекционная: корректировать негативный опыт детско-родительских отношений. Участники: воспитанники ЦССВ (8-9 класс). Методы работы: работа в группе, дискуссия, лекция, элементы арт - терапии (коллаж), игра, упражнение. Оборудование: мультимедиа, пособие для упражнения «Жизненный путь», раздаточный материал: «Стратегии жизни», 2 ватмана, картинки по темам: «Ответственность» и «Безответственность», пособие к игре: «Ассоциации», клей, фломастеры. 1.Организационный этап. Педагог: Искренне рада нашей встрече, благодарна вам за то, что вы с большой ответственностью отнеслись к нашему приглашению на занятие- тренинг. Тренинг – это, прежде всего, общение ведущего с группой в целом и с каждым его участником в отдельности, а так же ваше общение между собой. В ходе тренинга вы сможете получить новую информацию о себе и знания том, как можно изменить свою жизнь. 2.Подготовительный этап. Педагог: Чтобы ваше участие в занятия было активным, заинтересованным, сообщаю вам о том, что в конце занятия у вас будет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить свою деятельность по «критериям результативности», которые представлены тремя уровнями, наивысший уровень - первый. Пожалуйста, прочтите их. Участники: 1 уровень - активное участие в обсуждении, высказывание собственных умозаключений, подтверждение их примерами из опыта собственной жизни. 2 уровень - активное участие в обсуждении, высказывание собственных умозаключений, без подтверждения примеров из собственной жизни. 3 уровень - активное участие в занятии. Педагог: предлагаю выполнить упражнение «Жизненный путь», его выполнение поможет определить тему нашей сегодняшней встречи. Перед вами расположены, назовем их условно, «шаги», на которых прописаны определенные этапы, события жизни, которые происходят у большинства людей. Пройдите, пожалуйста, группой эти этапы, на каждом « шаге» выбирая из предлагаемых качеств личности то, которое считаете важным на данном этапе. Обозначьте качество на «шаге». Приступайте, пожалуйста. Пособие: 1шаг. Дошкольное детство. Качества личности: беззаботный, жизнерадостный, ответственный. 2 шаг. Школьные годы. Качества личности: рассудительный, дисциплинированный, грамотный, внимательный, ответственный. 3 шаг. Получение образования по профессии. Качества личности: коммуникабельный, находчивый, настойчивый, ответственный, добросовестный. 4 шаг. Трудоустройство. Качества личности: грамотный, культурный, волевой, инициативный, ответственный. 5шаг. Создание семьи. Качества личности: разумный, отважный, воспитанный, ответственный. 6 шаг. Рождение потомства. Качества личности: заботливый, ответственный, внимательный, дисциплинированный, добросовестный. Педагог: Оглянитесь на пройденный путь, назовите качество, которое обозначено вами чаще других. Участники: Это качество - ответственность. 3. Основная часть. Педагог: Да, мы будем говорить об ответственности, как о качестве личности и социальном навыке, о том для чего и как можно развивать в себе чувство ответственности. У вас будет возможность определить собственную стратегию жизни, и на примере сравнения родительской ответственности и безответственности, определить, насколько важна «ответственность» в жизни каждого из вас. Участники: Чувство ответственности - внутреннее ощущение обязанности отвечать, и готовность отвечать за то или иное. Педагог: Чувство ответственности - это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать. Вспомните, что такое навык? Ответы участников. Педагог: Вспомните, пожалуйста, какие навыки вы приобрели в детском доме? Ответы участников. Педагог: для чего мы играем в игру: «Собираемся в поход» вы мне позже объясните сами. Условия следующие: в поход необходимо взять с собой предлагаемые предметы. Пожалуйста, собирайтесь в поход. Участникам предлагается перечень: - аптечка - компас - спальные мешки - ракетница и сигнальные ракеты - палатки - карты - баллон с питьевой водой Участники делают свой выбор. Педагог: Что выбрал ты, объясни свой выбор, почему ты взял именно эту поклажу, а не другую? Аргументируй свой ответ. Ответы участников. Педагог: другими словами, ты руководствовался чувством личной ответственности - это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я. Кроме этого, важна способность это, сделать, (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся. Развивать в себе чувство ответственности или не стоит, решать каждому из вас: это зависит от вашей жизненной стратегии, от осознания ответственности за сделанный вами выбор. Делать выбор всегда сложно, знакомство со «Стратегиями жизни» поможет вам в этом. Участники зачитывают самостоятельно: «Стратегии жизни» В жизни можно выделить как минимум, две основные стратегии, жизненные позиции, которыми пользуются люди – западная и восточная». «Западная» определяется следующим тезисом: «Я иду на жизнь. Я просчитываю шаги в жизни. Я ставлю конкретные цели и несу ответственность за достижение их». Чисто рассудочная модель, свойственная рациональным, ответственным людям. «Восточная» определяется противоположной метафорой: «Не я иду на жизнь, а жизнь идет на меня, а я беру то, что она дает». В этой стратегии основным является поведение человека, то есть, как он ведет себя по жизни, то он и получает от жизни». Педагог: прочтите ещё раз и скажите, какая из стратегий приемлема для вас лично. Ответы участников. Обсуждение. Педагог: Значит, есть смысл говорить о том, как можно развить «чувство ответственности» - как социальный навык. Для начала важно сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать, что ответственность - это важнейший социальный навык, благодаря которому можно качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть воспитывать в себе и развивать чувство ответственности. Познакомимся с приемами развития ответственности: Можно стать более ответственными, задавая себе несколько раз в день следующие вопросы: "Какие передо мной существуют возможности для использования? Что я могу сделать?" • Вместо мыслей и высказываний в стиле «я хочу» иногда лучше спросить себя: "Что я могу сделать, чтобы получить то, что хочу?" • Чтобы получить больше ясности в том, поступаю ли я ответственно, полезно спросить себя: "Если бы я хотел быть полностью ответственным за свои поступки прямо сейчас, что я должен был сделать?" • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным. • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность, например, учеба • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более безответственный, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность. • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: "Если бы я любил". Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя - а если бы рядом был бы мой отец? Мой брат? Мой близкий друг? Как бы я тогда поступил? и дальше поступать, созвучно своим ответам. Педагог: Игра «Противоположности». Я произношу слово, а вы называете противоположное по смыслу слово. Начали! Слова: взрослый, активный, заботливый, белый, нежный, ответственный, безответственный. Зная и понимая, что такое ответственность, попытайтесь дать определение безответственности. Вам одна минута. Участники: (предлагают свои формулировки). Зачитывают со слайда: Безответственность - неспособность, а чаще, нежелание отвечать за что-либо. Педагог: игра «Ассоциации». На плакате вертикально написано слово «ответственность». К каждой букве необходимо подобрать ассоциации, которые связаны в целом со словом «ответственность». Ассоциации записываются. О - обязательства Т - тревога В - вера Е - ежедневно Т - терпение С - самовоспитание Т - требовательность В– возможность Е - ежеминутно Н - навык Н - необходима О - опыт С - способность Т - трудолюбие Ь - Педагог: Давайте еще раз вернемся к « Жизненному пути». На каком этапе мы остановились? Участники: Вы определили, что чувство ответственности очень важно, необходимо на данном этапе. Чтобы вы это почувствовали, возможно частично осознали, предлагаю, разделиться на мини-группы, и составить коллаж: 1 группа на тему: «Последствия родительской ответственности», 2группа на тему: «Последствия родительской безответственности». Допустимо изображение каких-то атрибутов, символов, социальной среды по изображаемой теме. Участники групп создают коллаж. Педагог: попытайтесь представить и защитить свой проект. Групповая защита созданного коллажа. Педагог: спасибо, вы справились с заданием, а сейчас предлагаю вам увидеть последствия родительской ответственности и безответственности такими, какими их диктует жизнь. Показ слайдов: дети, рожденные от наркоманов, алкоголиков, курящих, асоциального образа жизни, и дети, рожденные в благополучных семьях. Педагог: Таковы последствия ответственности и безответственности. Либо ты берешь ответственность на себя, либо страдаешь и завидуешь. 4. Рефлексия. Ответы участников на вопросы педагога: 1.По какому уровню эффективности ты оцениваешь себя? Почему? 2. Как можно связать критерии эффективности работы на занятии с темой нашей встречи? 3. Что нового для себя узнал на занятии? Пригодится, ли тебе это в жизни? Словесная оценка педагогом каждого участника занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_lichnoy_otvetstvennosti.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

                               Методическая разработка занятия

« Формирование навыка  личной ответственности»

Цель:  Овладеть приемами саморазвития чувства ответственности, как социальным навыком.

Задачи: 

Обучающая:  способствовать личностному выбору жизненной стратегии каждого участника занятия- тренинга.

Развивающая:  развивать умение вести дискуссию, обосновывать свою точку зрения, подкрепляя  примерами  из собственной жизни, совершенствовать навык  самооценки.

Воспитательная:  воспитывать понимание необходимости  саморазвития чувства личной ответственности для успешной социализации в обществе.

Коррекционная: корректировать негативный опыт детско-родительских отношений.

 

Участники: воспитанники ЦССВ (8-9 класс).

Методы работы: работа в группе, дискуссия, лекция, элементы арт - терапии (коллаж), игра, упражнение.

Оборудование: мультимедиа, пособие для упражнения «Жизненный путь», раздаточный материал: «Стратегии жизни», 2 ватмана, картинки по темам: «Ответственность» и  «Безответственность», пособие к игре: «Ассоциации», клей, фломастеры.

1.Организационный этап.

Педагог: Искренне рада нашей встрече, благодарна вам за то, что вы с большой ответственностью отнеслись к нашему приглашению на занятие- тренинг.  Тренинг – это, прежде всего, общение ведущего с группой в целом и с каждым его участником в отдельности, а так же ваше  общение  между собой. В ходе тренинга вы сможете получить новую информацию о себе и знания  том, как можно изменить свою жизнь.

2.Подготовительный этап.

Педагог: Чтобы ваше участие в занятия было активным, заинтересованным, сообщаю вам о том, что в конце занятия у вас будет возможность взглянуть на себя со стороны,  оценить свою деятельность по «критериям результативности», которые представлены тремя уровнями, наивысший уровень - первый.  Пожалуйста, прочтите их.

Участники:

1 уровень - активное участие в обсуждении, высказывание собственных умозаключений, подтверждение их примерами из опыта собственной жизни.

2 уровень - активное участие в обсуждении, высказывание собственных умозаключений, без подтверждения  примеров из собственной жизни.

3 уровень - активное участие в занятии.

 Педагог: предлагаю выполнить упражнение «Жизненный путь», его выполнение поможет определить  тему нашей сегодняшней встречи. Перед вами расположены, назовем их условно, «шаги», на которых  прописаны определенные этапы, события  жизни, которые происходят у большинства людей. Пройдите, пожалуйста, группой эти этапы, на каждом « шаге» выбирая  из предлагаемых  качеств личности  то, которое считаете важным на данном этапе. Обозначьте  качество на «шаге». Приступайте, пожалуйста.

Пособие:

1шаг. Дошкольное детство. Качества личности: беззаботный, жизнерадостный, ответственный.

2 шаг. Школьные годы. Качества личности: рассудительный, дисциплинированный, грамотный, внимательный, ответственный.

3 шаг. Получение образования по профессии. Качества личности: коммуникабельный, находчивый, настойчивый, ответственный,  добросовестный.

4 шаг. Трудоустройство. Качества личности: грамотный, культурный, волевой, инициативный, ответственный.

5шаг. Создание семьи. Качества личности: разумный, отважный, воспитанный, ответственный.

6 шаг. Рождение потомства. Качества личности: заботливый, ответственный, внимательный, дисциплинированный, добросовестный.

Педагог: Оглянитесь на пройденный путь,  назовите качество, которое обозначено вами чаще других.

 

Участники: Это качество - ответственность.

3. Основная часть.

Педагог:

Да, мы будем говорить  об ответственности, как о качестве личности и  социальном навыке, о том для чего и как  можно развивать в себе чувство ответственности. У вас будет возможность определить собственную стратегию жизни, и на примере сравнения родительской ответственности и безответственности, определить, насколько  важна «ответственность» в жизни каждого из вас.

Участники:

Чувство ответственности - внутреннее ощущение обязанности отвечать, и готовность отвечать за то или иное.

Педагог: Чувство ответственности - это ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать.

 Вспомните, что такое навык? 

Ответы участников.

Педагог: Вспомните, пожалуйста,  какие навыки вы приобрели в детском доме?

Ответы участников.

Педагог: для чего мы играем в игру: «Собираемся в поход»  вы мне  позже объясните сами. Условия следующие: в поход необходимо взять с собой предлагаемые предметы. Пожалуйста, собирайтесь в поход.

Участникам предлагается перечень: 

- аптечка

- компас

          - спальные мешки

- ракетница и сигнальные ракеты

- палатки

- карты

- баллон с питьевой водой

Участники делают свой выбор.

Педагог: Что выбрал ты, объясни свой выбор, почему ты взял именно эту поклажу, а не другую?  Аргументируй свой ответ.

Ответы участников.

Педагог: другими словами, ты руководствовался чувством  личной ответственности -  это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я. Кроме этого, важна способность это, сделать, (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации.

Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся.  Развивать в себе чувство ответственности или не стоит, решать каждому из вас: это зависит от вашей жизненной стратегии, от осознания ответственности за сделанный вами выбор.

Делать выбор всегда сложно, знакомство со «Стратегиями жизни»   поможет вам в этом.

Участники зачитывают самостоятельно:

  «Стратегии жизни»

В жизни можно выделить как минимум, две основные стратегии, жизненные позиции, которыми пользуются люди – западная и восточная».

 «Западная» определяется следующим тезисом: «Я иду на жизнь. Я просчитываю шаги в жизни. Я ставлю конкретные цели и несу ответственность за достижение их». Чисто рассудочная модель, свойственная рациональным, ответственным людям.

«Восточная» определяется противоположной метафорой: «Не я иду на жизнь, а жизнь идет на меня, а я беру то, что она дает». В этой стратегии основным является поведение человека, то есть, как он ведет себя по жизни, то он и получает от жизни».

Педагог: прочтите ещё раз и скажите, какая из стратегий приемлема для вас лично.

Ответы участников.  Обсуждение.

Педагог: Значит, есть смысл говорить о том, как можно развить «чувство ответственности» - как социальный навык. Для начала важно сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать, что ответственность - это важнейший социальный навык, благодаря которому можно качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть воспитывать в себе и развивать чувство ответственности.

                 

  Познакомимся с приемами развития  ответственности:

                   

Можно стать более ответственными, задавая себе несколько раз в день следующие вопросы: "Какие передо мной существуют возможности для использования? Что я могу сделать?"

  • Вместо мыслей и высказываний в стиле «я хочу» иногда лучше спросить себя: "Что я могу сделать, чтобы получить то, что хочу?"
  • Чтобы получить больше ясности в том, поступаю ли я ответственно, полезно спросить себя: "Если бы я хотел быть полностью ответственным за свои поступки прямо сейчас, что я должен был сделать?"
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя  ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться.
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность, например,  учеба
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более безответственный, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность.
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: "Если бы я любил". Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя - а если бы рядом был бы мой отец? Мой брат? Мой близкий друг? Как бы я тогда поступил? и дальше поступать, созвучно своим ответам.

Педагог: Игра «Противоположности».

 Я произношу слово, а вы называете противоположное по смыслу слово. Начали!

 Слова:  взрослый, активный, заботливый, белый, нежный, ответственный, безответственный.

Зная и понимая, что такое ответственность, попытайтесь дать определение  безответственности. Вам одна минута.

Участники: (предлагают свои формулировки).

Зачитывают со слайда: Безответственность - неспособность, а чаще, нежелание отвечать за что-либо.

Педагог: игра «Ассоциации».

 На плакате вертикально написано слово «ответственность». К каждой букве необходимо подобрать ассоциации, которые связаны в целом со словом «ответственность». Ассоциации записываются. 

О - обязательства

Т - тревога

В - вера

Е - ежедневно

Т - терпение

С - самовоспитание

Т - требовательность

В– возможность

Е - ежеминутно

Н - навык

Н - необходима

О - опыт

С - способность

Т - трудолюбие

Ь -

Педагог: Давайте еще раз вернемся к « Жизненному пути».

 На каком этапе мы остановились?

Участники:

 Вы определили, что чувство ответственности очень важно, необходимо на данном этапе. Чтобы вы это почувствовали, возможно частично осознали, предлагаю, разделиться на мини-группы, и составить коллаж: 1 группа на тему:  «Последствия родительской ответственности», 2группа на тему: «Последствия родительской  безответственности». Допустимо изображение каких-то атрибутов, символов, социальной среды  по изображаемой теме.

Участники групп создают коллаж.

 Педагог:  попытайтесь представить и  защитить свой проект.

Групповая защита созданного коллажа.

Педагог:  спасибо, вы справились с заданием, а сейчас предлагаю вам увидеть последствия родительской ответственности и безответственности  такими, какими их диктует жизнь.

 Показ слайдов: дети, рожденные от наркоманов, алкоголиков, курящих, асоциального образа жизни, и дети, рожденные в благополучных семьях.

Педагог: Таковы последствия ответственности и безответственности.

Либо ты берешь ответственность на себя, либо страдаешь и завидуешь.

                                 4. Рефлексия.

Ответы участников на вопросы педагога:

1.По какому уровню эффективности ты оцениваешь себя? Почему?

2. Как можно связать критерии эффективности работы на занятии с темой нашей встречи?

3. Что нового для себя узнал на занятии? Пригодится, ли тебе это в жизни?

Словесная оценка педагогом каждого участника занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого занятия «Навыки пения a cappella в младшем хоре»

Цель урока:  развитие навыков пения a cappella в младшем хоре.Задачи :       Образовательные:формировать навыки пения a cappella;добиваться чистого унисона как основы для...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

Методическая разработка открытого занятия "Личное фермерское хозяйство российского фермера"

На занятии ребята знакомяться с фермерскими хозяйствами Самарской области и своего района. Узнают о профессиях  в сельском хозяйстве. Детям прививается  уважение к труду людей  этих про...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования

ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...

Методическая разработка урока : "Правонарушения и юридическая ответственность"

Цель урока: Познакомить учащихся с определением, основными признаками и видами правонарушений, расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии...

Методическая разработка открытого урока : «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»

Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на на...