«Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы»
материал

Домащенко Ирина Михайловна

Значение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат № 1

Выступление на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Домащенко Ирина Михайловна

Новочеркасск – 2021 г.

Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы

   Для каждого человека, да и для общества в целом, нет большей ценности, чем здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения качества общего образования является создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

   1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся школ VIII вида имеют сложные и разнообразные нарушения в соматическом состоянии, физическом развитии и моторике. Разнообразные клинические формы интеллектуального недоразвития и нарушения в соматическом состоянии и физическом развитии учащихся требуют от учителя разработки специальных методов и приёмов здоровьесберегающего обучения.

   Здоровьесберегающее обучение должно удовлетворять принципам здоровьясбережения: одним из которых является: «Не навреди!». Все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью учеников. Эффективных результатов здоровьесберегающего обучения можно добиться только в том случае, если педагог знает и учитывает структуру дефекта каждого учащегося и опирается на его сохранные возможности.

   Известно, что основной формой физического воспитания в школе VIII вида является урок физической культуры. Но укрепление здоровья учащихся нельзя ограничивать только уроками физической культуры. Важную роль играют и санитарно-гигиенические условия, правильный режим занятий и отдыха, организация питания, витаминизация детей, физкультурно-массовые мероприятия, а также внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.

   С первых дней воспитания и обучения младших школьников большое внимание уделяю направлению «здоровьесберегающего обучения». Ежедневно каждое утро в нашей школе-интернате начинается с утренней зарядки. Утренняя гимнастика является важным элементом двигательного режима, создаёт бодрое настроение и подготавливает детский организм к различным видам деятельности. В начальных классах упражнения для утренней гимнастики сопровождаются стихотворным. Например, упражнение «Вышли на зарядку».

- Эй, ребята, что вы спите?                  И. п. – стоя, руки на поясе.

- На зарядку становитесь,                    Встать на носки, руки в стороны.

- Справа – друг и слева – друг!           И.п. – стоя, правую руку в сторону, левую                                

                                                                руку в сторону.

- Вместе все в весёлый круг!               И. п. – стоя, широко расставив ноги, махи

                                                               руками над головой.

      В достаточно тёплое и сухое время года утренняя зарядка проводится на улице.

      Одним из основных правил построения занятий с детьми с ОВЗ с позиции здоровьесберегающих технологий является правильная организация. Включение в организационный момент упражнений по психогимнастике помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, создать атмосферу эмоционального настроя к предстоящей деятельности. Например, упражнение «Наши ушки, наши глазки…»

- Наши ушки будут слушать (массаж ушей), наши глазки будут внимательно смотреть (поморгать глазами), наши пальчики будут ловкими (массаж пальцев), наши головушки будут хорошо думать (погладить по голове).

- Закрывайте глазки, опустите голову. Настраиваемся на работу. У вас всё получится, ваша работа будет радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость.

    В качестве приёма здоровьесбережения должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Он позволяет снять трудности у слабых воспитанников и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном подходе каждый ребёнок получает только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе, к внеурочной деятельности. Учитывая психологические особенности учащихся, необходимо продумывать число видов деятельности и их переключения, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомления. Применение игровых технологий, использование коррекционно-развивающих приёмов помогает вызвать положительные эмоции, улучшает общую работоспособность.

     Игра – мощный лечебный фактор. Благодаря ей дети освобождаются от страхов, агрессии, нарушений поведения. Ни одно занятие в начальной школе не обходится без включения в него дидактических игр и упражнений. Я использую различные виды игр:

  • игры с предметами - использование муляжей, игрушек, природного материала, поделок («Овощи-фрукты», «Волшебный мешочек» и др.);
  • настольно-печатные игры («Парные картинки», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Лото» и т.п.);
  • словесные (вербальные игры) («Узнай по описанию», «Найди ошибку», «Назови одним словом»).

   Обязательным требованием охранительного режима при выполнении домашнего задания во время самоподготовки является проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов. Физкультминутки – это естественный элемент, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.  В своей практике использую различные виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего и локального утомления;
  • гимнастика для глаз (методика Шичко Е.А.);
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная   гимнастика (методика Стрельниковой);
  • расслабляющие упражнения (релаксация) (методика Чистяковой);
  • упражнения для кистей и пальцев рук.
  • кинезиологические упражнения;
  • упражнения с массажным «колючим» мячом.

     Особенно нравятся младшим школьникам физкультминутки в стихотворной форме, под музыку.

     При изучении букв в уроки обучения грамоте включаю алфавитные физкультминутки:

- А – начало алфавита,              

- Тем она и знаменита.              

- А узнать её легко:                  

- Ноги ставит широко.              

   Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как у детей с нарушениями интеллекта наряду с общей моторной неловкостью, недостаточным развитием движений и малой их координированностью наиболее всего страдают мелкие мышцы рук: включаю упражнения для кисти и пальцев рук, пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук. Например, пальчиковая игра  «Шарик».

- Надуваем быстро шарик.                                  

- Он становится большой.                      

- Вдруг шар лопнул, воздух вышел –    

- Стал он тонкий и худой.                

     Все пальчики обеих рук в «щепоточке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

      Здоровьесберегающие технологии помогают не только сохранить здоровье детей, но и приучить их к здоровой жизни, что немало важно в настоящее время. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе способствуют внеклассные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о вредных привычках («Путешествие в страну Здоровья», «Разговор о правильном питании», «Режим дня», «Глаза – главные помощники человека» и др.), встречи с медсестрой, врачом школы. И обязательно активное вовлечение детей в спортивно - оздоровительные мероприятия («День здоровья», «Весёлые старты», «Первенство школы по ОФП»), организация прогулок в парк, подвижных игр на свежем воздухе.

    Использование методик здоровьесберегающего обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат повысить не только эффективность учебного-воспитательного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Главное в этой работе – неукоснительное соблюдение принципа систематичности и регулярности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)

Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....

Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцептивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида

В работе отражены методы и приемы работы на уроках технологии со слепыми и слабовидящими учащимися...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...

Доклад на заседании ШМО "Особенности экологического воспитания на уроках биологии в условиях коррекционной школы для детей с ОВЗ

В докладе говорится об особенностях экологического воспитания в условиях коррекционной школы для детей с нарушениями слуха....

«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жи...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...