Дистанционное обучение: прошлое, настоящее и будущее
статья

Хромова Светлана Геннадьевна

В настоящее время дистанционное обучение -  глобальное явление образовательной и информационной культуры. Оно изменило облик образования во многих странах мира. В России в современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Одно из возможных решений этой задачи – дистанционное обучение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obucheniestatya.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение: прошлое, настоящее и будущее

Любая достаточно развитая технология

неотличима от волшебства.

Артур Кларк, писатель, футуролог

В настоящее время дистанционное обучение -  глобальное явление образовательной и информационной культуры. Оно изменило облик образования во многих странах мира. В России в современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Одно из возможных решений этой задачи – дистанционное обучение. По прогнозам ЮНЕСКО в скором будущем обучающиеся средней школы будут находиться непосредственно на уроках лишь 30–40% времени, а остальное время будет отведено на дистанционное обучение и самообразование. Стремительное развитие дистанционного образования вызвано, конечно же, и сложившейся эпидемиологической обстановкой в 2020 году, которая привела к различным трансформациям во всех сферах жизни, затронув и образование.

Да, интернет-школа для многих учеников - формат привычный. Дети учились дистанционно и до карантина. И множество исследований показывают, что ребенок, обучаемый онлайн, демонстрирует не меньший прогресс, чем дети, которые ходят в обычную школу. Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого благодаря самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания, а полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогают обучающимся в дальнейшей социализации. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным. Но хочется отметить один, но очень важный момент: без мотивации обучающегося, без его организованности и личной заинтересованности в получении знаний дистанционное обучение не принесет желаемых плодов.

Нормативно-правовой основой реализации дистанционного обучения в системе общего образования является Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», принятый Государственной думой 21.12.2012. Законом установлен новый формат получения образования - электронное обучение, а также расширено нормативное регулирование получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

Согласно статье 16 закона «Об образовании в Российской федерации» (ред. от 31.07.2020) «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями следует понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Понятие дистанционного обучения, как и многие другие, пришло к нам с запада. Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, но отражающее все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Сущность дистанционного обучения заключается в том, что это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Образовательный процесс начал перемещаться в интернет не вчера. Дистанционное электронное обучение для школьников РФ доступно уже давно, хотя Россия все же не является флагманом цифровизации - в Европе и США эта трансформация началась еще в начале 2000-х.

Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения. История учебы на расстоянии начинается с 1728 года, когда в Бостонской газете Калеб Филипс разместил свое объявление о наборе студентов на свои курсы стенографии и бухгалтерии, обещая отправлять им еженедельные уроки по почте. С 1840 года в европейских странах появляется термин «корреспондентское обучение», который ввел Исаак Питман, последователь американца Филипса, учивший студентов стенографии в Великобритании. Слушатели не только получали учебный материал в виде писем, но еще и общались с педагогами и сдавали экзамены посредством почтовой связи. Будучи человеком демократичных взглядов, И. Питман считал, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия. Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, организовавшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте. Не менее популярной стала и авторская программа корреспондентской учебы Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США (1874). Вскоре методом образования на расстоянии заинтересовались учебные заведения, и уже в 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения. До начала XX столетия технологии не были развиты настолько, чтобы сделать возможным использование в дистанционном обучении каких-то других средств связи, кроме почты. Но прогресс вскоре принес человечеству радио, телеграф и телефон, а затем и телевидение, и уже в 50-х годах появились первые учебные передачи, которые пока еще не подразумевали обратной связи с учеником. Большой прорыв в сфере дистанционного образования произошел благодаря громкому событию 1969 года, когда в Великобритании был учрежден первый в мире открытый университет (Open University). В его названии отражена идея создателей прогрессивного для того времени учебного заведения сделать образование доступным для всех и каждого – как по стоимости, так и за счет отсутствия необходимости в регулярном посещении занятий. Конец 1980-х годов ознаменовался началом эры персональных компьютеров – и их незамедлительно внедрили в систему учебы на расстоянии. Так был сделан первый серьезный шаг к автоматизации образования: для изучения тех или иных предметов стали разрабатываться программы-игры. Следующим этапом были совместные проекты между странами, к примеру, в 1988 г. появилась «Школьная электронная почта» (СССР – США).

Корреспондентское обучение так бурно развивалось, обучаться могли многие, независимо от статуса и дохода. Но (парадокс!) доступность дистанционного образования не привела к всеобщему повышению образованности. В 1890-е годы компания International Correspondence Schools, занимавшаяся дистанционным обучением, провела социальное исследование и выяснила, что большинство студентов не прошли и трети изучаемого ими курса. Ученики забрасывали обучение, не найдя в себе достаточной мотивации и тяги к знаниям.

Концепции первых учебных учреждений в системе дистанционного образования предполагали: возможность обучения для слушателей всех возрастов; активное участие студентов в создании учебной программы; самообучение; индивидуализацию обучения; активное привлечение передовых педагогов; свободный доступ к информации; новые методы оценивания деятельности и достижений учащихся. Основной формой дистанционного обучения была заочная, при которой предусматривались поездки на установочную сессию. В течение одной-двух недель студентам излагались основы и краткое содержание образовательных программ и выдавались материалы для самостоятельного изучения. Два раза в год слушатели приезжали в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.
           В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет- технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени. Но жизнь не стоит на месте, и вполне возможно, вскоре наступит новый этап в истории дистанционного обучения, основанный на использовании искусственного интеллекта, что сделает потенциал удаленного образования безграничным.

В рамках дистанционного обучения потребовалось программное приложение для администрирования учебных курсов – система управления обучением (СУО) (англ. learning management system, LMS). В России – СДО (система дистанционного обучения).

Основные функции СДО:

  • размещение учебного контента и обеспечение оперативного доступа к нему обучающихся и преподавателей;
  • разграничение доступа к контенту и иным ресурсам;
  • управление процессом обучения со стороны преподавателя;
  • оперативная коммуникация обучающихся и преподавателей.

При реализации дистанционного обучения могут использоваться различные технологии, выбор которых должен быть обоснован с точки зрения наличия видимого преимущества, при решении поставленной задачи, над альтернативными технологиями, в том числе над классическими очными формами обучения.

Существует множество платформ для реализации дистанционного обучения в настоящее время:

  • Moodle;
  • Totara Learn;
  • Blackboard Learn;
  • Google Classroom;
  • Edmodo;
  • Schoology;
  • eTutorium LMS;
  • Edulance;
  • «Российская электронная школа»;
  • «Мои достижения»;
  • Яндекс.Учебник;
  • Учи.ру;
  • ЯКласс и т.д.

        Самая популярная и бесплатная система управления обучением из перечисленных – Moodle, создателем которой является австралиец Мартин Доуджиамос, была разработана в 2002 году. Moodle является аббревиатурой от английского словосочетания Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) и представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Все остальные платформы появились уже позднее.

        Кроме этих платформ целесообразно использовать вспомогательные технологии и средства, такие как: электронная почта, видеоконференции (Zoom, Microsoft Teams, Skype, Hangouts Meet, Jitsi Meet, Cisco Webex, BlueJeans, GoToMeeting и т.д.), вебинары, пересылка данных (FTR-серверы), диагностические, тестовые и обучающие системы, информационно-поисковые системы, облачные технологии, предоставляющие обучающимся и преподавателям учебных заведений инструменты, использование которых призвано повысить эффективность общения и совместной работы [4; с.25], веб-занятия, видеоуроки, интерактивные рабочие тетради, тренажеры, электронные библиотеки и т.д. [3; с.53].

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи обучения.

Важнейшим психолого-педагогическим моментом для успешной реализации дистанционного обучения является соблюдение следующих принципов:

  • принцип гуманности обучения.  Его суть заключается в направленности обучения и образовательного процесса в целом на человека, в создании максимально благоприятных условий для овладения учебным материалом;
  • принцип выбора содержания образования. Содержание дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям государственного образовательного стандарта и требованиям рынка;
  • принцип обеспечения безопасности информации. Согласно этому принципу следует предусматривать организационные и технические средства безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений;
  • принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение дистанционно - требует соответствующего набора базовых навыков;
  • принцип мобильности обучения. Заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного обучения;
  • принцип интерактивности. Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны;
  • принцип индивидуализации. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.

Однако следует разграничить причины перехода на дистанционное обучение. Если это личный выбор обучающегося, то тогда тут больше плюсов, чем минусов. Если же это вынужденная мера, как в случае пандемии коронавирусной инфекции, то тут, пожалуй, больше минусов. Весной 2020 года при переходе на удаленный режим обучения и обучающиеся, и их родители ждали от преподавателей готового и понятного решения. Проблема в том, что на тот момент и сам учитель не вполне понимал, как обучать детей в новых обстоятельствах. Единого государственного ресурса для организации обучения на дому не было и нет. Очевидно, что система российского образования не успела мгновенно перестроиться под новые требования. И педагог был вынужден в авральном порядке решать множество трудностей. У нас в России есть десятки, если не сотни ресурсов для удаленного обучения. И сегодня, когда режим самоизоляции заставил преподавателей быстро осваивать интернет-образование, интерес к таким порталам сильно возрос. Можно рекомендовать для практического применения следующие ресурсы (все они бесплатные):

  • «Российская электронная школа»
  • «Дети и наука»
  • «Стемфорд»
  • «Лекториум»
  • «Образовариум»
  • «Stepik»
  • «Маркетплэйс образовательных услуг»
  • «Городской методический центр Москвы»
  • «Летово.Онлайн»
  • «Олимпиада.ру»
  • «Олимпиум»
  • «Мои достижения»
  • «МосОбрТВ»
  • «Платформа новой школы»
  • «Вся элементарная математика»
  • «Школьная математика»
  • «Классная физика»
  • «Литра»
  • «Правила.ру»

И это еще не полный список всех обучающих порталов и ресурсов для онлайн-обучения.

И все же для традиционного образования школьников на сегодняшний день полный переход на онлайн-обучение на постоянной основе невозможен, т.к. он требует особой ответственности и мотивации как самих обучающихся, так и их родителей. Ведь в рамках дистанционного обучение школьнику, особенно в начальной школе, необходим тот, кто будет контролировать процесс обучения. Родители же чаще всего не могут или не хотят брать эту роль на себя по различным причинам.

Тем не менее плюсы у дистанционного образования есть. Особенно, если это осознанный выбор обучающегося. К положительным моментам можно отнести:

  • обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
  • свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
  • доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
  • мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
  • технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
  • социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
  • снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • обучение большого количества человек одновременно;
  • повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.;
  • создание единой образовательной среды (актуально для корпоративного обучения);
  • возможность работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможность обучения желающих получить образование и находящихся в географически удаленных местах проживания специалистами высокой квалификации.

К сожалению, без отрицательных сторон дистанционного обучения не обошлось. Проблемность этого вида обучения заключается в следующем:

  • отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус;
  • необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося;
  • отсутствие постоянного контроля над обучающимися, который для ученика является мощным побудительным стимулом;
  • необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет;
  • недостаток практических занятий;
  • отсутствие качественного соединения через Интернет;
  • длительная работа на компьютере.

На сегодняшний день мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время.

В условиях доступности информации наиболее значимыми качествами личности должны выступать:

  • критическое мышление, способность выбрать достоверные источники;
  • способность комплексно решать проблемы;
  • умение учиться на протяжении всей жизни;
  • умение принимать решения.

Очевидно, что для формирования данных психологических качеств личности требуется новая форма образования. Очевидно, что это будет смешанное (гибридное) обучение. Смешанное обучение – дань реальности. Жизнь онлайн и оффлайн перестали быть изолированными друг от друга. Технология смешанного обучения объединяет преимущества очного и дистанционного обучения в школе и компенсирует их недостатки.  Смешанное обучение стало новой моделью, используемой в школах США, Европы и странах Юго-Восточной Азии уже более 10 лет. Заключается оно в соединении практики классно-урочной системы с передовыми технологиями онлайн-обучения.

Сегодня мы становимся свидетелями уникального процесса для всей мировой системы образования, когда субъекты образовательной деятельности начинают взаимодействовать в рамках учебно-воспитательного процесса вне зависимости от географических границ и социальных иерархий. Учебная деятельность с использованием социальных сетевых сервисов предопределяет развитие педагогов и обучающихся, позволяет формировать информационную культуру [2; с.45]. Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой. Вероятно, за дистанционным обучением будущее.

Список литературы:

1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - 106 с.

2. Кречетников К.Г., Кречетникова И.В. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование, 2010, №3.

3. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов в глобальном информационном обществе: постановка проблемы // Информационное общество, 2002, №1.

4. Сейдаметова З.С., Сетвелиева С.Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании, 2011, №9.

5. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...

Материалы конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее"

Материалы научно-практической конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее" 2012 год...

"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....