Программы по риторике 6,7 кл.
рабочая программа

Медведева Людмила Григорьевна

Школьная риторика: 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской

Школьная риторика: 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Риторика 6 кл135.5 КБ
Файл Риторика 7 кл29.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 11»

           Утверждено

Директор МАОУ «Лицей № 11»

______________ Потатуева В.О.

Приказ  444 от 31.08.2020

      Рассмотрено

на заседании НМС

Протокол  1 от 28.08.2020

Председатель НМС ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РИТОРИКА

                                                         

Учитель:         Медведева Л.Г.

Класс:         6 «Г»

Количество часов, за которое реализуется рабочая программа: 68 часов

Программа: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.

Учебники:        Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012.

Дополнительная литература: Ладыженская Т.А. «Школьная риторика». Методический комментарий. М., БАЛАСС, 2011.

Успенский Л. Культура речи.  – М.: 1980.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982.

Школьная риторика. 6 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской.М.: ООО «С-инфо»; ООО»Баласс», 2006.

Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 1998.

Интернет-ресурсы:

  1. http://repetitor.1c.ru
  1. http://www.fipi.ru/
  1. http://school-collection.edu.ru
  1. http://gramota.ru
  1. http://www.gramma.ru/
  1. http://www.1september.ru
  1. http://www.ruscorpora.ru

Ростов-на-Дону

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа  учебного  курса «Риторика» на уровне платных образовательных услуг  составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29.12.14 №1644 и от 31.12.15 №1577.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
  5. Федеральный перечень учебников (Приказ № 345 от 28 декабря 2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»).
  6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  7. Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (распоряжение Правительства РФ от 9.04.2016 № 637-р).
  8. Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы, утверждённая приказом директора от 30.08.2019 № 460.
  9. Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей №11», утверждённое приказом директора от 30.08.2018 № 444.
  10. Учебный план дополнительных образовательных услуг МАОУ «Лицей №11» на 2020-2021, утверждённый приказом от    №    .

Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.

Учебники:          Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012.

           

Рабочая программа курса рассчитана на 35 часов, в 6 класса «Г» в 2020-2021 учебном году реализуется за 68 часов в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий на 2019-2020 учебный год. 33 часа направлены на практическую деятельность (написание текстов).

   

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС целей образования. Этот практико-ориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Цель риторики – научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.  

Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Цели программы по риторике:

  • учиться вежливой речи –значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;
  • учиться выражать собственные мысли собственными словами;
  • успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

В разработанной рабочей программе можно выделить два смысловых блока: «Общение» и «речевые жанры». Первый блок даёт представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением, о коммуникативной ситуации, её компонентах; о видах общения, о коммуникативной деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.

Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Курс носит практический характер, центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:

  • формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
  • формирующие умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

Структура урока

Планируемые уроки содержат следующие основные компоненты:

  • речевые разминки;
  • ортологические разминки;
  • введение теоретических сведений;
  • риторическую практику;
  • импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие неподготовленную речь;
  • риторические игры.

Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.

Для того чтобы успешно реализовать программу, необходимо урок строится как урок обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает. При планировании урока учитываются особенности здоровья класса, индивидуальные особенности учащихся, уровень их интеллектуального развития, особенности их психологического состояния.

Технологии и методики обучения:

  1. Проблемно-диалогическая технология
  2. Интерактивные технологии.
  3. Технология развития критического мышления.
  4. Технология дифференцированного обучения
  5. Информационные технологии.
  6. Метод проектов.
  7. Технология смыслового чтения.
  8. Технология продуктивного чтения.
  9. Здоровьесберегающие технологии.

В условиях временной реализации образовательных программ основного общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции детей руководствоваться Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В процессе осуществления реализации применяются следующие формы обучения:

  • непосредственное взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции – смешанное обучение с использованием сервиса Google meet, с сохранением объема учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, а также сроков и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
  • опосредованное взаимодействие с обучающимися с использованием ЭО и ДОТ с сохранением объема заданий для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.

     

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 Результаты

Базовый уровень

Личностные

Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества.

Регулятивные УУД

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Познавательные УУД

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении.

Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Коммуникативные УУД

Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета.

Предметные результаты

Базовый уровень

Базовые знания

Базовые умения

Развивать способность целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения

Различать общение для контакта и для получения информации.

Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания.

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи.

Основное содержание программы

(35 часов /1 час в неделю)

ОБЩЕНИЕ

Общение. Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.

Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.

Требования к уровню подготовки:  

Определять вид общения (по месту общения). Оценивать соответствие вида общения.

Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Речевая деятельность.

Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

Требования к уровню подготовки:  

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

Определять способы и приемы слушания. Критически оценивать собеседников.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Говорение.

Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.

Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.

Требования к уровню подготовки:  

Находить коммуникативные недочеты.

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Чтение.

Учимся читать.  Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.

Требования к уровню подготовки:  

Определять вид чтения.

Контрольные мероприятия:  выразительное чтение

Качества речи.

Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.

Требования к уровню подготовки:  

Находить отклонения от норм в устной речи. Искоренять ошибки в своей речи.

Определять коэффициент лексического богатства речи. Определять нарушения в речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Письмо. Учимся редактировать. Редактирование речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:  

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в письменной речи. Искоренять ошибки в своей речи.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Тексты и речевые жанры.

Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:

Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение

Вторичные тексты.

Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.

Требования к уровню подготовки:

Составлять аннотацию.

Контрольные мероприятия: аннотация.

Рассказы.

Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.

Требования к уровню подготовки:

Пересказать услышанный рассказ. Придумывать истории и рассказывать их.

Контрольные мероприятия: письменный пересказ, устный рассказ.

Спор. Как управлять спором. Если ты – ведущий.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спорта.

Сказки и притчи.

Понятие о притче. Уместность ее использования.

Требования к уровню подготовки:

Рассказывать притчи.

Контрольные мероприятия: сочинение-притча.

Личное письмо.

Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами письма.

Интервью.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 «Г» класс

Дата

Тема урока

03.09

Общение. Что это? Адресат – кто он?

07.09

Практикум. Написание письма

10.09

Сигналы речи. Слово ритора меняет ход истории

14.09

Официальное общение. Неофициальное общение

17.09

Практикум. Официальное общение. Неофициальное общение

21.09

Великая сила голоса.

24.09

Практикум. Учим голос «летать»

28.09

Жесты помогают общаться.

01.10

Практикум. Общение жестами

05.10

Уместные и неуместные жесты

08.10

Практикум. Уместные и неуместные жесты

12.10

Слушание бывает разным. Способы и приёмы слушания

15.10

Практикум. Способы и приёмы слушания

19.10

Установка на восприятие.

22.10

Учимся читать учебный текст.

26.10

Ознакомительное чтение

29.10

Практикум. Ознакомительное чтение

09.11

2чет

Разные, разные ответы

12.11

Практикум. Разные, разные ответы

16.11

Как важно начать

19.11

Практикум.  Как важно начать

23.11

Развёрнутый ответ.

26.11

Основная часть.

30.11

Практикум. Основная часть.

03.12

Конец – всему делу венец

07.12

Практикум. Конец – всему делу венец

10.12

Клише, штампы. Находки

14.12

Практикум. Использование на письме различных клише, штампов.

17.12

Вежливое обращение

21.12

Практикум. Вежливое обращение

24.12

Похвальное слово

28.12

Практикум. Похвальное слово

11.01

3чет.

Изобретаем речь.

14.01

Что значит изобретать речь

18.01

Практикум. Изобретаем речь

21.01

Характеристика речевых жанров

25.01

Практикум. Определение речевых жанров

28.01

Топ определения

01.02

Понятие об аннотации.

04.02

Практика. Аннотация

08.02

Предисловие

11.02

Практикум. Пишем предисловие

15.02

Отзыв

18.02

Практикум. Написание отзыва

22.02

Автор – рассказчик – герой рассказа

25.02

Услышанные истории

01.03

Практикум. Написание услышанной истории

04.03

Выдуманные истории

11.03

Практикум. Написание выдуманной истории

15.03

Небывальщины

18.03

Практикум. Небывальщины

01.04

4чет.

Можно ли управлять спорами

05.04

Практикум. Спорим разумно

08.04

Если ты - ведущий

12.04

Практикум. Если ты - ведущий

15.04

Притча.

19.04

Уместность использования притчи

22.04

Уместность использования притчи

26.04

Особенности писем.

29.04

Письмо-поздравление.

03.05

Практикум. Написание письма-поздравления

06.05

Письмо-просьба

13.05

Практикум. Написание письма- просьбы

17.05

Как подготовить интервью.

20.05

Не просто беседа.

24.05

Практикум. Интервью

27.05

Презентация проектов

31.05

Презентация проектов

Всего: 68 часов



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 11»

           Утверждено

Директор МАОУ «Лицей № 11»

______________ Потатуева В.О.

Приказ № 444 от 31.08.2020

      Рассмотрено

на заседании НМС

Протокол № 1 от 28.08.2020

Председатель НМС ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РИТОРИКА

Учитель:  Медведева Л.Г.        

Класс:          7 «Д»

Количество часов, за которое реализуется рабочая программа: 34 часа

Программа:  Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.

Учебники:          Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2015 (электронная версия).

Дополнительная литература: Ладыженская Т.А. «Школьная риторика». Методический комментарий. М., БАЛАСС, 2011.

Успенский Л. Культура речи.  – М.: 1980.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982.

Школьная риторика. 7 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской.М.: ООО «С-инфо»; ООО»Баласс», 2006.

Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 1998.

Интернет-ресурсы:  

  1. http://repetitor.1c.ru
  1. http://www.fipi.ru/
  1. http://school-collection.edu.ru
  1. http://gramota.ru
  1. http://www.gramma.ru/
  1. http://www.1september.ru
  1. http://www.ruscorpora.ru

 

Ростов-на-Дону

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  учебного  курса «Риторика» на уровне платных образовательных услуг  составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29.12.14 №1644 и от 31.12.15 №1577.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
  5. Федеральный перечень учебников (Приказ № 345 от 28 декабря 2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»).
  6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  7. Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (распоряжение Правительства РФ от 9.04.2016 № 637-р).
  8. Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы, утверждённая приказом директора от 30.08.2019 № 460.
  9. Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей №11», утверждённое приказом директора от 30.08.2018 № 444.
  10. Учебный план дополнительных образовательных услуг МАОУ «Лицей №11» на 2020-2021, утверждённый приказом от    №    .

Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2014.

Учебники:          Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2015 (электронная версия).

Рабочая программа курса рассчитана на 35 часов, в 7 класса «Д» в 2020-2021 учебном году  реализуется за 34 часа в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий на 2019-2020 учебный год,

 1 час сокращен за счет объединения уроков презентации проектов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные

  • Общение – речевая деятельность. Коммуникативная помеха, неудача, ошибка. Коммуникативная удача. Причины коммуникативных неудач и ошибок.
  • Дистантное и контактное общение, их особенности. Подготовленное – частично подготовленное-  неподготовленное.
  • Особенности устной речи: избыточность паузы, колебания, обдумывания.

Метапредметные

  • Подготовленная и неподготовленная устная речь, их особенности.
  • Правила сравнения. Групповое, классификационное высказывание.
  • Выразительность как особое качество речи.

Предметные

  • Поза, её коммуникативное значение. Говорящие жесты, мимика. Молчание как средство общения.
  • Культура спора. Культура выражения несогласия. Поиски согласия.
  • Застольное слово – экспромт. Совет – предостережение – предупреждение. Утешение – сочувствие.
  • Риторические действия: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение.

Практические навыки:

  • определяют коммуникативные промахи, неудачи, ошибки, объяснять причины их появления;
  • определяют дистантное и контактное общение, подготовленное и неподготовленное, их соответствие речевой ситуации;
  • различают подготовленную, частично подготовленную и неподготовленную устную речь.
  • определяют особенности позы, их значение в общении;
  • пользуются молчанием как средством общения;
  • анализируют структуру развёрнутых ученых ответов, определять их особенности.
  • определяют средства выразительности в тексте;
  • пользуются средствами выразительности, учитывая замысел автора;
  • используют мягкие формы несогласия, возражения;
  • анализируют речевые этикетные жанры;
  • создают застольное слово и экспромт;
  • выражают сочувствие, утешение;
  • применяют риторические действия к созданию устных и письменных высказываний на этапе их подготовки, этапе речевой деятельности;
  • определяют особенности устной речи и объясняют их появление.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Речевая ситуация.

Тема 1. Вспоминаем – знакомимся с новым. Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения. Понятия: «Общение», «адресат», «адресант», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация». Два вида информации, передаваемой в процессе общения. Способы выражения коммуникативных намерений. Техника речи. Презентация – представление.

Тема 2. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы. Понятия «общение», «речевое намерение», «сигналы речи», «речевая задача»; способы выражения коммуникативных задач, интонация истинного коммуникативного намерения. Правила знакомства.

Раздел 2. Виды общения.

Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое. Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения. Словесные инесловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.

Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение. Официальное и неофициальное общение. Публичное и личное общение. Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах. Выразительное чтение текстов публичных выступлений.

Раздел 3. Вежливое возражение.

Тема 1. Вежливое возражение. Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого возражения. Аргументы для выражения несогласия.

Раздел 4. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос.

Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос.

Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя.

Раздел 5.Жесты вместе с мимикой.

Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда.

Жесты и мимика как невербальные средства общения. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Роль жестов в речевом общении. Использование жестов в речевом общении.

Раздел 6. Учимся отвечать.

Тема 1. Определение. Мы строим определения и правила.

Определение. Части определений. Виды определений. Языковые модели, позволяющие строить определения. Построение определений. Правило. Конструирование правил. Редактирование речевых ошибок.

Раздел 7. От души посоветовать.

Тема 1. Советы бывают разными. Что такое совет. Цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями. Советы разных видов. Пожелания советчикам. Решение коммуникативных задач. Коммуникативные игры.

Раздел 8. Качества речи.

Тема 1. Д Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания. Виды речи. Правильная речь. Достоинства и недостатки речи. Уместность как одно из важнейших качеств речи. Соответствие речи стилю высказывания и ситуации общения.

Раздел 9. Я - редактор.

Тема 1. Редактирование текста. Условные знаки правки текста. Лексический повтор. Недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов. Работа по редактированию письменного речевого высказывания.

Раздел 10. Учимся читать учебную книгу.

Тема 1. Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки. Чтение. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки.

Раздел 11. Изобретения.

Тема 1. Изобретения. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём? Две разновидности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров. Понятие «топонимика». Творчество.

Раздел 12. Заголовок.

Тема 1. Заголовки и названия. Заголовки и названия. Заголовок-прогноз и заголовок-ассоциация. Виды заголовков и их отличительные особенности. Подбор заголовков в соответствии с темой, идеей и основной мыслью текста. Выразительное чтение текст. Построение устных монологических высказываний.

Раздел 13. Необычные тексты.

Тема 1. Каким должно быть слово рядом с фотографией? Фотография и слово. Фотография и текст. Необычность текста, созданного к фотографии. Замысел и речевая ситуация. Фотозарисовка. Жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям.

Раздел 14. Коллективный дневник.

Тема 1. Дневниковые записи. Дневниковые записи. Правила ведения дневников. Коллективный дневник.

Раздел 15. Чужая речь в моём тексте.

Тема 1. Что такое чужая речь? Понятия «чужая речь», «цитата». Речевые задачи цитат. Цель использования чужой речи цитат. Правила цитирования. Использование чужой речи в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.

Раздел 16. От отзыва к рецензии.

Тема 1. Рецензия на сочинение товарища. Аннотация, отзыв и рецензия как речевые жанры. Речевые задачи аннотации, отзыва и рецензии. Составление рецензии. Языковые штампы, используемые при рецензировании. Составление рецензии.

Раздел 17. Деловой стиль.

Тема 1. Заявление. Понятие «деловой стиль речи». Заявление. Составные части заявления. Языковые штампы деловой письменной речи.

Тема 2. Объяснительная записка. Объяснительная записка. Составные части объяснительной записки. Языковые штампы объяснительной записки.

Раздел 20. Учимся спорить.

Тема 1. Настоящий спор и его основные признаки. Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Тезисы и аргументация собственного мнения. Речевые стереотипы, помогающие ввести тезис в аргументируемый текст. Виды аргументов.

Раздел 21. Газетная информация.

Тема 1.Информационные газетные жанры. Понятия «информация», «СМИ». Виды информации, основные газетные жанры. Хроника. Заметка. Обязательные элементы хроники и заметки. Языковые средства, используемые для создания хроники и заметки.

Раздел 18. Личное письмо.

Тема 1. Личные письма. Письмо-поздравление. Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.

Тема 2. Благодарственное письмо и письмо-просьба. Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу.

Раздел 19. Дневниковые записи.

Тема 1. Дневниковые записи. Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.

Раздел 20. Похвальное слово.

Тема 1. Комплимент и похвальное слово.

Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов.

Раздел 21. Интервью.

Тема 1. Интервью в нашей жизни. Интервью. Отличия беседы от интервью, особенности интервью, признаки беседы и интервью, правила ведения интервью.

Раздел 22. Репортаж.

Тема 1. Репортаж. Репортаж. Особенности жанра репортажа. Законы создания репортажа. Языковое своеобразие и стилевые особенности жанра. Создание собственного репортажа в соответствии с правилами, языковыми и стилевыми особенностями. Использование языковых средств в соответствии с коммуникативным намерением. Имидж репортёра.

Раздел 23. Уроки житейской мудрости.

Тема 1. Уроки житейской мудрости. Жанр притчи. Строение «классической» притчи: аллегорическое повествование и толкование. Двухчастное и трёхчастное строение питчи. Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи. Выражение народного духа и народной мудрости в притчах. Моделирование притчевых ситуаций и решение коммуникативных задач.

Раздел 24. Итоговые задания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 «Д» класс

Дата

Тема урока

1

01.09

Модель речевой ситуации.

2

08.09

Личное общение

3

15.09

Публичное общение. Их особенности.

4

22.09

Совершенствование своего голоса.

5

29.09

Помощники слова: взгляд, улыбка.

6

06.10

Типы информации: логическая и эмоциональная.

7

13.10

Типы информации: фактуальная и  концептуальная.

8

20.10

Разновидности ответов.

9

27.10

Определение, правила, описательная характеристика.

10

10.11

2 чет.

Определение, правила, описательная характеристика.

11

17.11

Коммуникативные качества речи.

12

24.11

Уместность как коммуникативное качество речи. Цицерон об уместности речи.

13

01.12

Изучающее чтение.

14

08.12

Знакомство

15

15.12

Совет

16

22.12

Вежливое возражение

17

29.12

Этапы редактирования

18

12.01

3чет.

Культура цитирования

19

19.01

Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля).

20

26.01

Особенности делового стиля

21

02.02

Заявление

22

09.02

Объяснительная записка

23

16.02

Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная.

24

02.03

Тезисы и аргументы

25

09.03

Типы вопросов

26

16.03

Культура спора

27

06.04

4чет.

Отзыв. Рецензия на сочинение товарища.

28

13.04

Отзыв. Рецензия на сочинение товарища.

29

20.04

Понятие о поликодовом тексте, его особенностях.

30

27.04

Чужая речь в тексте

31

04.05

Беседа и разговор.

32

11.05

Хроника.

33

18.05

Заметка

34

25.05

ПРОЕКТ

Всего: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по риторике

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая учебная программа по риторике (составлена на основе программы Т.А.Ладыженской) для 5 классов

Данная учебная программа содержит все необходимые элементы: пояснительную записку, содержание преподаваемого материала, календарное планирование  и список использумой литературы. Подготовлена она...

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...