План самообразования 2020 - 2021 г.
методическая разработка

Лычева Светлана Геннадьевна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пятинская основная общеобразовательная школа»





Работа по самообразованию

учителя иностранного языка

Лычевой Светланы Геннадьевны


«Формирование коммуникативных компетенций обучающихся при обучении иностранному языку»












2020 – 2021 год



Содержание

Пояснительная записка

  1. Обоснование выбора темы
  2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
  3. План самообразования
  4. Индивидуальный план работы на 2020-2021 учебный год
  5. Материалы работы
  6. Литература



















Пояснительная записка.

Работа над темой «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся при обучении иностранному языку» начата в 2020 – 2021 учебном году

Предполагается закончить работу над темой в 2022 – 2023 учебном году.

1.Обоснование выбора темы

Образование – это мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, но и духовно-эмоциональной стороны личности, которые определяют развитие и жизненный путь обучающегося. Существование человечества невозможно представить вне коммуникативной деятельности. Вне зависимости от пола, религиозной принадлежности, возраста, социального и политического положения, территориальной и национальной принадлежности, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, тем самым осуществляя коммуникативную деятельность. Происходящие на сегодняшний день изменения в общественных отношениях, политической сфере, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, повышения их филологической подготовки, в результате чего приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как средство общения в диалоге культур и стран.

Поставленные перед преподавателем новые задачи в обучении иностранному языку предполагают изменения в требованиях к уровню овладения языком, содержания и организации материала, использованию адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения, актуальности изучаемой тематики, находящей реализацию в реальной сфере общения.

Задача современного педагога в том, чтобы направить учащихся на овладение умением необходимую информацию и применить ее наиболее эффективно для решения поставленных перед собой задач. При обучении иностранному языку практическая цель, а именно приобретение определенных навыков и умений, всегда является ведущей. Отсутствие мотивации в речевой деятельности учащихся или ее механическое выполнение могут стать серьезным препятствием в реализации полученных знаний и умений в процессе естественного речевого общения. Активное речевое поведение способствует более прочному усвоению языкового материала, преодолению психологического и языкового барьера при общении с носителем языка.

 

2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.

Цель моей работы – это формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся с использованием различных методик и форм обучения, ориентированное на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Мои задачи в достижении данной цели:
1. создать на уроках условия для успешного саморазвития и самореализации школьника.
2. использовать полученные коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. научить учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве.
4.формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки.

Ожидаемые результаты самообразования

  1. Повысить качество преподавания предмета.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ГМО и педсоветах.
  6. Разработать дидактические материалы, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  7. Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
  8. Обобщить опыт по исследуемой теме.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила план работы по самообразованию.


3. План мероприятий:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное


1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей иностранного языка

  Регулярно


 регулярно


 регулярно 

Психолого-

педагогические

Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии.

Регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по иностранным языкам.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе РМО учителей иностранного языка.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах по иностранному языку.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке

9. Составить коллекцию видео приложений для уроков иностранного языка.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.


10. Разработать программы по предмету, кружков.


11. Выступать с докладами по теме самообразования

 регулярно

 


 регулярно

 

регулярно


 

ежегодно

 


 регулярно


 регулярно

 регулярно

 

 2020-2023


 2020-2023


согласно плана школы

  

2020-2021

согласно плана школы

ИКТ

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по иностранному языку, педагогике и психологии.

регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

регулярно

 


4. Индивидуальный план работы на 2020-2021 учебный год


5. Материалы работы.

Составляющие коммуникативной компетенции: 
1. Речевая компетенция подразумевает под собой совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
2. Языковая компетенция есть не что иное как систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами по отобранной тематике, приводящее к увеличению объема используемых лексических единиц, позволяющих без труда осуществлять речевую задачу.
3. Компенсаторная компетенция реализует дальнейшее развитие умений выходить из положения при наличии недостатка языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
4. Учебно-познавательная компетенция подразумевает развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, способствующих повышать и реализовать познавательные интересы в других областях знания.
5. Социокультурная компетенция помогает в реализации увеличения объема знаний о социокультурной специфике зарубежных стран, формировании умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка с дальнейшим выходом в социокультурную среду общения.


Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем четырем видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо, в результате чего ученики должны овладеть конкретными умениями в каждом виде деятельности.


Для формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо создать эмоционально-благоприятную ситуацию на уроке, используя различные методы и приемы. Правильная и конструктивная речь на иностранном языке невозможна без знания и умелого применения грамматики и лексики языка. Необходимо совершенствовать навыки употребления структурных типов предложения, довести до автоматизации применение тех или иных грамматических конструкций типа сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, косвенной речи и согласования времен, сложного дополнения и сложного подлежащего и т.д. Особую сложность представляют времена немецкого и английского глагола, следует совершенствовать навыки употребления в речи глаголов в наиболее часто употребляемых временных формах действительного и страдательного залога. Упражнения и задания должны быть разнообразными и доступными пониманию. Так, при введении и отработке грамматической конструкции я использую наглядные картинки и таблицы, которые помогают лучше воспринять нюансы изучения данной темы.

Лексические навыки включают в себя систематизацию лексических единиц, изученных в основной школе , например по теме «Семья», «Внешность», «Квартира», «Распорядок дня», «Учеба, работа», «Хобби» и овладение лексическими средствами, помогающими свободно общаться на новые темы, например, «Межличностные отношения», «Научно- технический прогресс». Расширение потенциального словаря достигается за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных путем словообразования. Постоянная работа над лексикой способствует расширению словарного запаса учащихся. Тексты дополнительного чтения, выполнение заданий при работе с ними, составление микродиалогов дают возможность учащимся научиться передавать свои мысли и идеи и получать и воспринимать чужую информацию и адекватно реагировать на нее по заданной теме. Итогом такой работы может стать сообщение отдельных учащихся или групп по заданной тематике. 
2. Недостаточно восполнить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать определенные проблемы, при котором учащиеся учатся рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Решить эти задачи мне позволяет метод проектов.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. Метод проектов широко используется на обобщающем этапе по определенной теме. Данный метод позволяет учащимся показать свои знания в определенной области, поскольку ребенок при подготовке к тому или иному проектному заданию становится обладателем обширной информации по заданной тематике и проявить осведомленность нормами речевого поведения во всех видах речевой деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, будь то индивидуальная, парная или же групповая работа. Анализируя опыт работы, можно сделать вывод о том, что хорошие результаты и практические навыки оправдывают применение данного метода. Метод используется чаще всего тогда, когда в учебном процессе возникает какая – либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания в различных сферах, а также применение исследовательских методик. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми. Это могут быть рефераты, доклад на конференции, выпуск школьной газеты, альманаха с репортажами с места событий, выступление на конференции, буклеты , календари. Метод проектов характеризуется четким планированием действий и распределением ролей и заданий для каждого участника при групповой работе.
Интерес повышает желание учить и познавать, а следовательно, обеспечивает прочность знаний. Так, например, ролевые игры помогают отработать речевые конструкции, фразы, словосочетания и предложения в целом. Можно использовать такой распространенный вид ролевых игр как диалог-расспрос. Для этого можно использовать игру «Фокусник». В коробке можно спрятать какую-нибудь вещь, ученики отгадывают, что находится в коробке, какого цвета этот предмет, кому он принадлежит и т.д. Is this an apple?, Is this a ball?, Is it red? c соответствующими ответами на эти вопросы. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения языка, в основу которого положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Это внеклассная работа. Вместе с детьми можно подготовить и провести праздники Рождество, Новый Год, День Святого Валентина, недели иностранного языка. Когда учащиеся играют, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает ту мотивацию, без которой невозможно изучение английского языка. 
Формирование коммуникативной компетенции невозможно без последовательного и системного продвижения по заданному направлению. Прежде всего, каждый человек должен уметь представиться, изложить о себе интересующую информацию в устной форме, а это осуществляется в виде таких монологов, как «О себе», «О друге », «Моя семья» и др, а также вести диалог на определенные темы. Весьма познавательны социально- бытовые темы, такие как «За столом» , «В магазине», «В аэропорту», «На улице» и т.д. Данные задания не только практикуют устную речь в целом, но также способствуют проявлению креативного мышления и формированию компенсаторной компетенции – умению выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации.
3. Использование на уроках и внеклассных мероприятиях новых информационных технологий. В свою очередь использование информационных технологий предусматривает использование готовых компьютерных обучающих программ и презентаций и создание собственных компьютерных презентаций и заданий.
Использование готовых компьютерных обучающих программ является наиболее распространенным в сфере обучения иностранному языку с помощью современных технологий. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Материал данных учебных пособий представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического раздела по различным разделам, включенным к обязательный минимум содержания образования по иностранным языкам. Данную базу заданий целесообразно использовать и в качестве основного материала, и в качестве дополнительного материала к урокам и внеклассным мероприятиям. Информационно-комуникативные технологии активизируют внимание всего класса, поддерживают познавательный интерес к проблеме, усиливают мотивацию, повышают восприятие и запоминание нового учебного материала, а также экономят учебное время.
Создание собственных презентаций позволяет быстро и эффективно решить конкретную проблему наглядности на уроке с учетом индивидуальных особенностей того или иного класса. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. Картинки, таблицы, тексты, разнообразные лексические и грамматические задания могут быть включены в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит акцентировать внимание учащихся на них.

6.Литература:

  1. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
  3. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2008.– № 4.– с. 12–23.
  4. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 2001г. – 150 с.
  5. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.:Знание, 1999.– 120 с.
  6. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.
  7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов. – Волгоград: Учитель 2008
  8. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  9. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный план на 2021-2022 уч.год

Здесь вы найдете : ПАСПОРТ КЛАССА,Общие сведения об обучающихся 8класса,календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 8классе,поручения,план работы актива и т.д....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2021- 2022 учебный год по дисциплине ОУД.01 Русский язык

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2021- 2022 учебный год по дисциплине ОУД.01 Русский язык...

план наставничества 2021-2022

план наставничества 2021-2022...

План наставничества 2021-2022

План работы педагога - наставника...

План НМР 2021-2022

План НМР на определенный период, в плане указаны, цель, задачи и формы работы. Основные направления НМР....