Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников
статья

Титовская Анжелика Эдуардовна

Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеями народного воспитания. Только народное воспитание, как отмечал К.Д. Ушинский, является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает чрезвычайную влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnye_traditsii.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Евстигнеева Елена Александровна,

Титовская Анжелика Эдуардовна,

воспитатели

МБДОУ Детский сад № 2

Россия, Ростовская область, г. Таганрог

Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеями народного воспитания. Только народное воспитание, как отмечал К.Д. Ушинский, является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает чрезвычайную влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека.

Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть содержание дошкольного образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времен, народная точка зрения на мир, на место человека в этом мире. Не случайно во всех странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре и традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранении и укреплении национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой придерживаются сотрудники нашего ДОУ.

Применение народных традиций в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения находит свое выражение в ознакомлении с такими средствами народной культуры как: родной язык, фольклор, национальные обычаи и культурно-исторические традиции народа, народное искусство, ремесла и промыслы, народные праздники, обряды, символы и народный календарь, мудрые заповеди народной морали, детские игры.

Личный опыт работы убеждает, что введение в образовательный процесс разнообразных мероприятий, посвящённых ознакомлению с традициями родного народа имеет большое воспитательное значение: помогает выявлению общих закономерностей, приводит к диалогу культур в поликультурном пространстве, вносит разнообразие в воспитательный процесс и оказывает положительное влияние на отношения дошкольников к культуре своего и других народов.

Малые фольклорные формы: частушки, сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки – это кладезь, несущий познавательный и воспитательный потенциал. Они сохраняют для нас особенные черты, присущие только русскому характеру, нравственные ценности, представления о красоте, доброте, храбрости, трудолюбии, правде, верности. Поговорки и пословицы – это сжатые, краткие изречения, которые сложились на основе векового жизненного опыта. В них очень точно и кратко оценивают жизненные ситуации и позиции, восхваляют положительные качества, подвергают высмеиванию человеческие недостатки. Они являются незаменимым, богатейшим источником как нравственного, так и познавательного развития детей.

Душа народа в народных песнях – это целый философский мир, выраженный поэтическими формами. Их главная цель – выработать эстетические вкусы и взгляды, привить любовь ко всему прекрасному. Все события жизни народа сопровождались песней, поэтому в ней собрано все: радость, горе, переживания, гордость. В этом и есть педагогическая ценность народной песни.

Важнейшее воспитательное средство – народные сказки. Русские педагоги всегда высоко оценивали воспитательный и образовательный потенциал народных сказок и рекомендовали широко использовать их в своей работе.

Народные игры – это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из первых праздников встречи весны является «Масленица», затем «Жаворонки» (22 марта в день Весеннего равноденствия). Организуя проект, мы поставили перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями, дать детям возможность понять всю глубину, широту и смысл встречи весны.

Народные праздники, традиции должны использоваться в работе с детьми. Это клад, накопленный и сохраненный для потомков, вобравший в себя ценные наблюдения за тем, что нас окружает: погодные изменения, поведение животных и птиц, особенности времен года и связанные с этим труд, жизненный уклад, различные стороны жизни человека. Это история народа, народная мудрость. Народные праздники с песнями, хороводами, обрядами и, конечно же, играми – это источник внутренней энергии понимания и познания жизни нашего народа. Праздники впитали в себя веселье и отдых, сказания и предания, по сути, это и есть история нашего народа. Многие праздники мы продолжаем отмечать, даже не отвечая на вопрос – почему? Генетически это нам близко, у нас есть потребность почувствовать себя частичкой чего-то значимого.

Представляем вашему вниманию проект «Как на Руси Весну встречали – величали», в котором представлена система работы по организации с детьми дошкольного возраста духовно-нравственного воспитания, культурного и творческого развития на основе традиций русской культуры.

Ведущей идеей нашего проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, произведениями устного народного творчества, народной музыкой, народными подвижными и хороводными играми.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель

Сроки реализации проекта: Среднесрочный 

Актуальность:

Реализация данного проекта познакомит детей с народными традициями, обрядами встречи Весны на Руси, откроет возможность для эстетического и нравственного воспитания, поможет воспитывать в детях наблюдательность, умение замечать и объяснять изменения в природе, способность понимать, любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Цель: Формировать эмоциональную сферу ребенка, осваивая ценный опыт поколений.

Задачи:

  • Знакомить детей с народными традициями встречи Весны на Руси
  • Воспитывать интерес к старинным русским обрядам встречи весны на Руси в различных видах деятельности.
  • Активизировать творческий потенциал каждого ребенка.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

-Постановка целей и задач;

-Изучение имеющихся условий для реализации проекта, подбор наглядно-дидактического материала;

-Создание развивающей предметно-пространственной среды;

-Информирование и привлечение родителей к проектной деятельности.

2 этап – основной

Дата

Виды деятельности

Ответственные

На протяжении всего проекта

Слушание музыки:

  1. Римский – Корсаков из оперы «Снегурочка»: «Песни и пляски птиц»,
  2. П.И. Чайковский «Подснежник», «Песня жаворонка»
  3. Рассматривание иллюстраций картин художников по теме «Весна», «Птицы весной»
  4. Чтение и разучивание стихотворений, загадок, пословиц по весенней тематике.
  5. Наблюдение на прогулке: «приметы весны»
  6. Разучивание весенних песен, закличек.
  7. Разучивание танцев и хороводов: «Птицы», «Подснежники», «Травушка- муравушка».
  8. Проведение народных игр: «Гори гори ясно», «Игра с платками», «Гора и река», «Ручеёк»

Воспитатель, музыкальный  руководитель

март

Презентация: «Весна»

Цель: расширить представление детей о народном празднике – проводах Зимы и встрече весны.

Воспитатель

март

Консультации для родителей «Как изготовить куклу – Мартиничку вместе с ребенком», «Лепим из соленого теста жаворонка».

Воспитатель

март

Просмотр познавательного мультфильма «Песня жаворонка»

Цель: расширить знания детей о первых вестниках весны на Руси- жаворонках

Воспитатель

март

Занятие «День птиц»

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями встречи весны на Руси.

Воспитатель

Февраль-март

Беседа «Что такое Веснянки - заклички»

Музыкальный руководитель

Слушание и разучивание Веснянок

Цель: познакомить детей с обрядовыми песнями – закличками Весны.

Музыкальный руководитель

март

  • Слушание «Песня и пляска птиц» музыка Римского – Корсакова,
  • Разучивание танцевальной композиции «Сбирались птицы»
  • Цель: развивать музыкальную память, творческое воображение через музыку и движение.

Музыкальный руководитель

апрель

Коллективная работа «Изготовление обрядовой березы»

Цель: воспитывать интерес к народным обрядам

воспитатель

апрель

Разучивание русской народной песни - хоровода «Травушка- муравушка»

Цель: воспитывать любовь к русским народным танцам и хороводам

Музыкальный руководитель

апрель

Изготовление кукол - мартиничек

Цель: Познакомить детей с историей создания кукол и техникой изготовления Мартиничек..

воспитатель

апрель

Просмотр отрывка мультфильма «Снегурочка» - «Песня и пляска птиц»

Цель: расширение кругозора детей

воспитатель

апрель

Изготовление птиц - тестопластика

Цель: воспитывать интерес к старинным русским обрядам, формировать знания об обрядах встречи весны на Руси. показать приемы лепки из слоёного теста жаворонков

воспитаель

апрель

Выставка совместных работ детей и родителей «Мартинички и жавороночки» из ниток и соленого теста

воспитатель

апрель

Интегрированное занятие «Весну встречаем»

Воспитатель, музыкальный руководитель

3 этап – заключительный

- презентация проекта.

В результате проведенного проекта:

- Развивающая среда группы пополнилась дидактическим материалом по данному проекту (папка передвижка «Весна», памятки для родителей по тестопластике и работе с нитками), иллюстрации по теме;

- Дети приобрели новые знания и познакомились с народными традициями встречи Весны на Руси.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и родителей общими положительными эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений.  Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Таким образом, только целенаправленная систематическая и последовательная работа позволяет сформировать у детей глубокие знания и

представления о традициях русского народа, расширить их кругозор, познакомить с обычаями и традициями народа, проникнуться духом старины,

вызвать интерес и глубокое уважение к жизни и быту людей в прошлом, желание не только уважать, но и изучать и передавать новым поколениям накопленный опыт и традиции своего народа и вырасти настоящими патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Сценарий праздника, направленного на духовно-нравственное воспитание дошкольников в православных традициях «Пасху радостно встречаем, Вас на праздник приглашаем!».

Данное мероприятие рассчитано на детей средних и старших возрастных групп дошкольного учреждения, а также разновозрастных групп малокомплектных детских садов....

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника

Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети расту...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"

проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...