Социальный проект "Наш друг - баян"
материал

Меренков Александр Викторович

Социальный проект "Наш друг - баян" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_nash_drug_-_bayan.docx32.74 КБ
Файл 2_chast.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

«Наш друг-баян»

Организация-исполнитель

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Адрес

215800, Смоленская область, г.Ярцево , ул.  Ленинская, д. 15

Тел. 8(48143)7-10-76, 7- 41- 42

Адрес электронной почты

urvvln@hotmail.com; skolaiskusstv@mail.ru

Автор проекта

Преподаватель Меренков Александр Викторович

г.Ярцево, ул. Автозаводская, д. 32

Тел. 8(48143) 5-25-67, 5-26-31 

Участники творческой группы

Преподаватели, обучающиеся народного отделения специальность «Баян»

Куратор проекта

Журавская Ирина Сергеевна, заместитель директора

Тел. 8(48143)5-25-67, 

География

г.Ярцево, Парк культуры и отдыха г.Ярцево, различные площадки г.Смоленска

Сроки реализации проекта

Долгосрочный  

Аннотация к проекту

        Проект «Наш друг-баян» выполняется преподавателями и обучающимися для обобщения, систематизации и расширения знаний в области «Народные инструменты» специальность «Баян». С этой целью преподаватель совместно с  обучающимися изучает вопросы «Происхождение музыкального инструмента», «Откуда появилось название баян?», «Какие виды баянов существуют?». В ходе исследования предполагается, что обучающиеся смогут найти ответ на вопрос: «Нужен ли инструмент народу?», «Где его можно использовать?» и смогут привести весомые аргументы и рассказать о своих проведенных исследованиях. В рамках данного проекта предусматривается организация и участие преподавателей и обучающихся в социально-значимых мероприятиях городского и районного масштаба, участие в конкурсах и фестивалях, праздничных концертных программах. Одно из них – День города.

        День города - ежегодный праздник практически всех городов России, приуроченный, как правило, приуроченный к выходным (воскресным) дням.

        Такое  массовое мероприятие, как  «День города» проходит и в нашем городе Ярцево. По традиции планируется много культурных, спортивных, общественно-политических мероприятий. Многие из них связаны с разными периодами истории Ярцева. Музей представляет раритеты из своих коллекций, театральные коллективы, индивидуальные исполнители и коллективы продемонстрируют современное искусство.

        Наряду со всеми традиционными мероприятиями, которые проходят в конце недели в парке культы и отдыха: фестиваль «Город мастеров» (ярмарки, выставки произведений искусства и быта, сувенирной продукции от народных ремесленников рассказывающие о прошлом нашего поселения), аттракционы, выставка-ярмарка «Сельское подворье», программа «Тебе, любимый город!»,  проводится и праздничный концерт на танцверанде, в котором участвуют  хоровые народные коллективы не только нашего города, но  района и области. И мы обратили внимание на то, как не хватает нашему народу веселой и задорной гармони. Ведь в различные времена именно гармонь являлась инструментом, без которого не обходилось ни одно гулянье.

Введение (постановка проблемы)

        В последнее время современные люди чаще всего нацелены на личные достижения, на реализацию своих планов, на свои личные потребности. Всё меньше люди думают о других. Такая позиция не редко поддерживается средствами массовой информации. Всё чаще такая позиция культивируется в семье. Такое понятие как милосердие стало забываться.

        Многие семьи, участвую в праздничных мероприятиях городского или регионального уровня, не имеют возможности оплатить дорогостоящие концерты, мероприятия,  которые предлагают организаторы.

Актуальность проекта

        Участвуя в мероприятиях  на День города, мы замечали, как народ скучно ходит вдоль аллеи. Аниматоры, выставки распродажи сувенирной и сельской  продукции, все это конечно, интересно. Но хотелось чего такого веселого, необычного. И тогда мы решили  реализовать идею с выездом на танцплощадку ансамбля гармонистов ,в составе которого и преподаватели и обучающиеся, где мы могли бы показать свое умение игры на гармони.  Это дает возможность участникам и гостям праздника уникальную возможность поддержать культурные традиции родного края, продемонстрировать многочисленной публике свой незаурядный талант, мастерство, своеобразную исполнительскую манеру и задор, свойственные народным мастерам игры на гармони. Так и родился проект «Наш друг-баян».

        Практическая деятельность по его реализации поможет осознать людям необходимость дарить радость другим, даст возможность почувствовать, что делать что-то безвозмездно, на радость ребенку, либо взрослому,  также приятно, как и получать.

        Реализация проекта «Наш друг-баян» осуществляется силами преподавателей, обучающихся, партнёров, родителей.

Цель проекта: 

  • пропаганда и возрождение интереса у обучающихся к народному инструменту  - баяну, воспитание уважения к баянистам -  землякам;
  • сформировать потребность   в совершении добрых поступков.

        Задачи проекта:

  • дать возможность детям проявить свои музыкальные способности;
  • создание атмосферы праздника;
  • дать возможность отдохнуть всем присутствующим душой и интересно и с пользой для себя провести свой досуг;
  • формирование высокого уровня социальной ответственности  обучающихся; 
  • стимулирование и поддержка социально значимой деятельности;
  • формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков обучающихся;
  • использование имеющихся в учреждении наработок и воспитательного потенциала для организации социально значимых дел.

Исполнители проекта: преподаватели, обучающиеся школы искусств, отделение «Народные инструменты», специальность «Баян»,  жители города и района.

Целевые группы, участники проекта: дети, подростки, родители, жители города и района, дети с ОВЗ, молодые семья и др.

        Ожидаемые результаты:

  • обретение  опыта социально активной деятельности обучающихся;
  • обретение опыта нравственного поведения и общения;
  • овладение навыками и умениями социальной деятельности;
  • формирование необходимости совершения добрых дел;
  • создание условий для организации социально-значимой проектной деятельности, инициативы, способствующей вовлечению  детей и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  • осознание участниками проекта в процессе деятельности его социальную значимость;
  • отработка на практике модели реально действующего социального проекта, который может стать традицией учреждения;
  • создание положительной ценностной мотивации участников образовательного процесса.

Методы реализации проекта: анализ, чтение, систематизация, сбор фотоматериалов, беседы, наблюдения, консультации, работа с интернет - ресурсами.

Формы реализации проекта:

  1. Совместная  организованная (коллективная) деятельность;
  2. Организация и участие в мероприятиях;
  3. Работа с родителями;
  4. Просветительская работа.

Методы работы над проектом:  сотрудничество, исследование, беседы, анализ, поиск информации, взаимопосещение занятий и мероприятий,  работа с интернет-ресурсами, дружеские встречи, использование СМИ, организация поездок на конкурсы, фестивали.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

Нужен ли этот музыкальный инструмент народу?

Проблемные вопросы

Происхождение инструмента - баян?

Откуда появилось название - баян?

Сколько существует видов баяна?

Учебные вопросы

Является ли баян народным инструментом?

Какие бывают виды баянов?

Где чаще всего звучит баян?

Роль баяна в жизни народа?

Может ли баян звучать с другими народными инструментами?

Этапы реализации проекта:

I этап – организационно-подготовительный

II этап – основной

III этап – итоговый

План-график мероприятий по реализации проекта

Период

Мероприятие

Ответственный

Месяц

Июнь-июль

  1. Привлечение участников для решения данного социального проекта.
  2. Подготовка необходимых печатных материалов: памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители, инструкции.
  3. Проверить доступность книг, DVD и CD дисков к использованию в классе.
  4. Предварительно узнать о работе музея.
  5. Встретиться и договориться о проведении мастер - класса игры на баяне.
  6. Определиться с планом участия в праздничных мероприятиях городского и районного масштаба.
  7. Определение цели и задач социального проекта.
  8. Определение содержания социального проекта.
  9. Составление плана работы.
  10. Распределение обязанностей.
  11. Определение необходимых ресурсов.

Преподаватель Меренков А.В.

обучающиеся школы искусств

Август-апрель

  1. Изготовление методических материалов по теме «Баян».
  2. Изготовление технологических карт.
  3. Участие в праздничном мероприятии «День города», конкурсах и фестивалях.
  4. Познакомить обучающихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой работы.
  5. Провести анализ собранного материала и

Преподаватель Меренков А.В.

обучающиеся школы искусств



Предварительный просмотр:

Таким образом: Баян помогал вспомнить родных, поднять боевой дух, поверить в собственные силы, напомнить о подвигах русских воинов! Баян во время войны скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины.

Баян в наше время

Баян прочно занял своё место среди мировых музыкальных инструментов. Производят его несколько десятков фабрик по всей планете. Сейчас он популярен в Европе, Китае и даже Африке. Во Франции - на нём играет очень много людей. Причём баяном его называют только в странах СНГ

Специально для баяна композиторы  сочиняют не только песни, но и сонаты, даже целые концерты. Баянистов готовят в музыкальных учебных заведениях. Игра на этом инструменте является предметом соревнований. При всём этом  на баяне продолжают исполнять народные песни. До того люди полюбили его, а значит жить этому музыкальному инструменту долгие, долгие лета.

Таким образом: конструкторская мысль наших баянных мастеров не останавливается на достигнутом. Баян - это инструмент, который все время будет новым.

Наш друг баян

В понятиях дружба, друг содержится доверие, забота, взаимные привязанности и общие интересы в игре и работе. Друг всегда выручит, поможет и поймет. Я занимаюсь на баяне второй год, и мне нравится, что мое изучение инструмента приносит мне новые знания и радость. Я люблю звучание баяна, как добрый друг он меня «понимает», с его помощью можно рассказать о своих чувствах, переживаниях. Особенности звучания баяна позволяют передать мое настроение и создать настроение у слушателя. Мне нравится, когда талантливый исполнитель – баянист передает художественный замысел композитора или «состояние души русского человека».

Занимаясь по классу баяна, я нашел новых друзей. Выступления на сцене делают меня собраннее, организованнее, воспитывают силу духа. Второй год я занимаюсь по классу баян в музыкальной школе «Гармония» г.Тюмени. Мне нравится дарить, разную по стилям, музыку слушателям. Моё творчество: цыганочка, кузнечик, подгорная, барыня, ёлочка

Мною был проведен опрос в 1 «Ф» и одноклассников 2 «Р» классе на тему: «Считают ли мои ровесники баян самым популярным народным музыкальным инструментом и почему?» что им известно об этих растениях. Он состоял из ряда заданий.

Анкетирование детей

Вопросы:

1.Любите ли вы слушать музыку, исполняемую на баяне?

2.Назовите известных вам баянистов.

3. Чем отличается гармонь от баяна?

4. Что означает для вас понятие « Мой друг, баян»?

5. Считаете ли вы баян современным и самым популярным музыкальным инструментом и почему?

Подводя итоги опроса, я понял, что ребята проявляют интерес к русским народным инструментам баяну и гармони. Это даёт большие надежды на то, что в 21 веке русская гармонь и гармонисты будут всегда нужны людям.

Заключение

Мое изучение инструмента приносит мне радость, он передает мои чувства, мое настроение и создает настроение у других. Люблю звучание баяна, мой баян для меня добрый друг, я рад, что баян не устарел, не вышел из моды.

Стихотворение В.Дорошенко « Мой друг, баян»

Мой друг баян, запой, как раньше

Меха пошире разверни.

Давно живёт знакомство наше…

А за разлуку извини.

Но я опять к тебе вернулся,

Тебя на руки нежно взял,

Кнопочек пальцами коснулся

И ты запел, и заиграл.

С разливом звуки полетели,

Всю, заполняя пустоту…

Мажор, минор в аккордах пели,

Душа тонула в красоту.

Баян дружище закадычный,

Ты без короны лекарь, царь…

Только с тобой мир не обычный

И для души во тьме фонарь.

Ты к настроенью путь осветишь,

От скуки слёзной уведёшь,

Хандру душевную излечишь

И силы новые вольёшь.

Моей судьбы, баян светило,

Лишиться духа не даёт,

С баяном людям жить счастливо, Особо в час, когда поёт

Показатели эффективности реализации проекта

Задачи проекта

Критерии оценки эффективности проекта

1.

Формирование умений рационального и культурного использования свободного времени (досуга) обчающихся

Количество участников проекта

2.

Создание условий для развития культурных связей

Уровень культуры общения

Активность участников проекта

3.

Создание дополнительных возможностей для воспитания трудолюбия, любви к окружающим людям, благотворительность, своему городу

Личностные характеристики участников проекта

Инициативы детей и взрослых по развитию проекта на территории города ,района и области

4.

Поддержка ценностей здорового образа жизни

Количество случаев правонарушений и асоциального поведения

5.

Активизация и развитие механизма взаимодействия различных институтов и ведомств

Оценки значимости реализации проекта

Отзывы в СМИ

Число новых социальных проектов

Участие в конкурсах

6.

Расширение зоны социальной практики, привитие навыков практической и социально-значимой деятельности

Число участий в мероприятиях городского  и районного масштаба

Расширение тематики и направлений праздников

Уровень мастерства педагогов

График оценивания проекта

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Оценивания до работы  на предварительном этапе не предусматривалось

1. Поиск нужной информации;

2. Выполнение задания в рамках проекта;

3. Подготовка, выступление, активное обсуждение;

4. Участие в практической работе (подготовка, представление).

Разработана бальная система каждого этапа деятельности участия ученика и группы в проекте.

  • Разработаны критерии оценивания презентаций группы обучающихся, по которым будут выставлены оценки в журнал;
  • Способность к самооценке своих достижений в рамках проекта;
  • В завершении обучающиеся получат грамоты и поощрительные призы Способность к самооценке своих достижений в рамках проекта

Материально-техническое обеспечение проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат,  видеомагнитофон, компьютер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система,  DVD-проигрыватель,  телевизор

Технологии – программное обеспечение

 мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

  Самоучитель по игре на баяне, хрестоматии,  справочный материал

Другие принадлежности

-

Интернет-ресурсы

Список веб-адресов,  необходимых для проведения проекта

Другие ресурсы

Родители, преподаватели школы искусств

Риски внедрения проекта:

  • противоречие между идеальной моделью организации досуга и организационными и материально-техническими возможностями ее воплощения;
  • недостаточная материально-техническая поддержка проекта;
  • наличие индивидуального сопротивления детей и подростков из-за низкой мотивации.

Список использованной литературы

  1. «Музыкальная литература» М. Шорникова (1 год обучения)
  2. «В мире музыкальных инструментов» С. Газарян 1989 год

Интернет ресурсы:

3.https://www.youtube.com/watch?v=6iYvBoT-GVQ

4.http://muz-teoretik.ru/istoriya-razvitiya-bayana/

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Баян

6.http://www.musicschool7.ru/general/istoriya-bayana-i-akkordeona.php  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

проект социальной направленности "На помощь друг другу"

Актуальность: Проблема социальной незащищенности многих членов нашего общества остается самой острой социальной проблемой нашего времени. Оказание добровольной, бескорыстной социальной...

проект социальной направленности "На помощь друг другу"

Актуальность: Проблема социальной незащищенности многих членов нашего общества остается самой острой социальной проблемой нашего времени. Оказание добровольной, бескорыстной социальной...

проект социальной направленности "На помощь друг другу"

Актуальность: Проблема социальной незащищенности многих членов нашего общества остается самой острой социальной проблемой нашего времени. Оказание добровольной, бескорыстной социальной...

Социальный проект "Беспородный друг - лучший друг"

В данном отчете содержится почти полная информация о работе, проделанной командой учащихся 9-х классов для решения социальной проблемы бездомных животных в обществе. В отчете представлены этапы работы...

Проект социальной направленности "Навстречу друг другу"

Цель проекта: формирование активной гражданской позиции школьников и их нравственной культуры через участие в социально-значимой деятельности.Задачи проекта:Создавать положительную эмоциональную ...

Реферат "Социальные сети - друг или враг?"

Социальные сети прочно вошли в современную жизнь и продолжают набирать популярность, становясь настоящим инструментом власти и заметного влияния на общество. Можно смело утверждать, что в ближайшее вр...