Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
материал

Алина Александровна Кальянова

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «история» и «обществознание» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки

выпускников, способных  быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их решения

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены

- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;

- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта,

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного

обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего

процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и

взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные

виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно –

деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с

принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Задача каждого современного педагога – превратить традиционное обучение, направленное на

накопление знаний, умений, навыков, в  увлекательный и результативный процесс развития личности школьников.

Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать

условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы.

Однако, нет одинаковых школ, одинаковых классов и одинаковых учеников. Поэтому одного знания современных образовательных технологий педагогу недостаточно.

Для реализации основной цели образования: создание условий для повышения качества образования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни- педагогу необходимо  не только знать современные базовые педагогические технологии, но уметь применять их на уроках с учетом особенностей  предлагаемых условий (количество обучающихся, их стартовые возможности, особенности учебного заведения и т.п.) Поэтому на протяжении аттестационного периода строила свою педагогическую деятельность , стараясь отходить от традиционных форм работы и заменять их современными педагогическими технологиями в преломлении к условиям конкретного коллектива обучающихся и конкретного образовательного учреждения.

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «история» и «обществознание» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретной школы.

Эффективные образовательные технологии на уроках истории и обществознния

и возможности  их совершенствования.

Среди современных образовательных технологий наиболее актуальными для образовательного поля предметов история и обществознание -  являются следующие:

Инфомационно - коммуникационные технологии

Цель: повышение мотивации к учению, повышению эффективности образовательного

процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности,

повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного, информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения. активизация познавательной деятельности обучающихся; высокая степень дифференциации обучения; рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствование контроля знаний; рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В рамках данной технологии возможно более активное привлечение учащихся  к использованию интернет ресурсов (потенциала ю-тьюба) для подготовки проектов или применения креативного подхода к выполнению домашних заданий.

Проектная технология — развивает творческие способности, навыки самостоятельной работы в рамках предмета.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

Совершенствование технологии проектного обучения происходит, прежде всего, через  ее систематизацию, особенности которой  отражены в моей Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках истории и обществознания»

Результаты:

- реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;

- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

- усиление мотивации к изучению истории и обществознания ;

- создание благоприятной атмосферы на уроке;

- исключение монологического преподнесения учебного материала.

Игровые технологии

Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках

которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра – это моделирование систем отношений.

Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных,

метапредметных и предметных результатов обучения истории и обществознанию, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно- деятельностного подхода в обучении.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические

- формируют устойчивую мотивацию учения;

- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

 Совершенствование  игровых методов и приемов происходит через использование  огромного потенциала  современных интернет-ресурсов , в том числе  активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности обучение средствами современного песенного аутентичного материала и обучающих видео you-tube

Результат:

В процессе использования всех видов дидактических игр на уроках истории и обществознания успешно реализуются  задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования, которые решаются в комплексе.

Технология проблемного обучения.

Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия;

2) ёмкое содержание;

3) увлекательная форма;

4) доступный для ученика уровень сложности.

Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий

потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся

познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная

ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых

знаний и новых способов их получения.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

Возможность использования  элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса)  приводит к  развитию  у  навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов.

Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)

Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;

- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

- растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;

- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания).

Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В практическом применении данной технологии очень важным является создание благоприятного микроклимата в группах, поэтому в практической деятельности формирование    групп необходимо проводить, в первую очередь, с учетом психологической совместимости

Здоровьесберегающие технологии.

Цель: способствовать предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, профилактика заболеваний, предупреждение вредных и формирование полезных привычек, повышение качества образовательных услуг.

Результаты:

-сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здорового образа жизни;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся, снижение утомляемости;

-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую

различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно- гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Изменение (совершенствование) базовой технологии:

В практической деятельности важно провести анализ и отбор наиболее оптимальных форм подвижной дидактической игровой деятельности для классов с большой наполняемостью ( более 25 человек)

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в

дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по предметам «история» и «обществознание».

  

Результаты использования и совершенствования  современных образовательных технологий  на уроках истории и обществознания.

Технология

Личный вклад в совершенствование технологий

Практические результаты

Личностно-ориентированное обучение

Усовершенствовании объяснительно-иллюстративного метода в рамках личностно-ориентированного метода (через использование современных интернет -ресурсов и выбора учебного материала с учетом уровня обучаемости детей конкретного класса).

-Стабильна успеваемость (100%),

-Повышение качества знаний

-Всестороннее развитие личности

Здоровьесберегающие технологии

Отбор оптимальных способов  применения подвижных динамических игр в классах с большой наполняемостью

( более 25 человек)

-Отсутствие у учащихся вредных привычек

-Малое количество пропусков уроков по болезни

Информационно-коммуникативные технологии

Обучение  учащихся самостоятельному поиску и отбору учебного материала, предоставляемого интернет-ресурсами, в т.ч. you-tube каналом (в рамках работы над проектом или выполнения креативного домашнего задания)

-Обновление дидактичекского материала

-Создание и грамотное оформление учащимися творческих работ

-Подготовка и использование компьютерных презентаций

-использование электронных источников информации

-Повышение интереса к урокам истории и обществознания

Технология проектного обучения

Совершенствование технологии проектного обучения -в систематизации форм работы, что отражено в моей Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках истории и обществознания»

-Умение ориентироваться в информационном пространстве,

самостоятельно конструировать свои знания и искать решения проблемы,

-выход содержания  проектов за рамки предмета

Игровые технологии

Совершенствование игровых методов и приемов через использование  огромного потенциала современных интернет-ресурсов , в том числе,  благодаря активному применению на уроках и во внеурочной деятельности средств современного материала и обучающих видео you-tube

-Повышение интереса к предметам «история» и «обществознание»

-Активизация мыслительной деятельности в процессе игры

-Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс

Технология проблемного обучения

Использование  элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) с целью развития у школьников  навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов

-Развитие у школьников познавательного интереса

-Активное участие школьников в конкурсах по предмету и олимпиадах

-Рост качества знаний при 100% успеваемости

Обучение в сотрудничестве

(групповая и парная работа)

Создание благоприятного микроклимата в  группах через формирование речевых групп по психологической совместимости

-На формирование УУД тратится меньше времени, чем при фронтальной форме работы

- Получение учащимися удовольствия от процесса работы на уроке, что ведет и к повышению интереса к предмету в целом

-Рост познавательной активности  и творческой самостоятельности учащихся

-Рост качества знаний при 100% успеваемости

Интернет-ресурсы:

  1. Проблемное обучение- педагогика

Studme.ru

  1. Метод проектов как современная педагогическая технология

Infourok&ru

  1. Здоровьесберегающие технологии в современной школе

Maam.ru

  1. Личностно-ориентированный подход в образовании

studme.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы

Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их соверш...

Программа совершенствования методов обучения и воспитания в условиях современной школы

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета «математика» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях ко...

Реферат "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в условиях современной школы"

Реферат по  теме  "Современные технологии обучения и изменение функций учителя в  условиях современной  школы".   Писала, когда  училась  на...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета "Химия" образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретно...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «история» и «обществознание» образовательные технологии, показав реальные возможности их со...