метапредметный мини-курс "Финансовая математика"
методическая разработка по математике (8 класс)

Мурзина Наталья Юрьевна

Пояснительная записка

 

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Предлагаемый мини курс направлен на расширение и углубление знаний по финансовой грамотности и развитие функциональной грамотности учащихся.. В процессе обучения мы пройдемся по основным  составляющим финансового успеха: от правил создания личного финансового плана, ведения личного или семейного бюджета, до первых шагов в мире инвестиций на фондовом рынке.

Курс раскрывает перед учащимися основы рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др

Программа составлена в соответствии с требованиями  ФГОС и рассчитана на 6 часов.  При необходимости общее количество часов может быть увеличено. Данный курс предусматривает изучение важных вопросов программы математики и обществознания, истории, экономики на уровне их взаимосвязи. Он рассчитан на учащихся  основной ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе прохождения курса учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг, дополнительных  источников литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ.

В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала осуществляется  через составление схем, рисунков и таблиц.  При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МБОУ Российская гимназия № 59

 

 Рассмотрена на заседании НМС

    Протокол № ___

    от «___» ________ 20__г.

    Руководитель НМС___________

«Утверждаю»:

директор  МБОУ Российская гимназия № 59  

_____________/ ___________-

                                              ФИО

«___» _________20__ г.

Программа мини курса

 «Финансовая математика»

Количество часов: 6 часов

Класс: 8 – 9 класс

Учитель: Мурзина Наталья Юрьевна – учитель математики

г. Улан-Удэ

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………..

3

Требования к образовательным результатам…………………………………………...

5

Тематическое планирование……………………………………………………………..

6

Контрольно измерительные материалы………………………………………………...

12

Список литературы

19

.

Пояснительная записка

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Данный мини курс направлен на формирование финансовой и математической  функциональной грамотности учащихся при  расширении и углублении знаний, а также  и на развитие устойчивого интереса к интеграции истории, обществознания и математики.

Курс раскрывает перед учащимися основы рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др

Программа составлена в соответствии с требованиями  ФГОС и рассчитана на 6 часов.  При необходимости общее количество часов может быть увеличено. Данный курс предусматривает изучение важных вопросов программы обществознания, математики и истории на уровне их взаимосвязи. Он рассчитан на учащихся  основной ступени обучения и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе прохождения курса учащиеся добывают необходимый материал из дополнительных  источников литературы, интернет ресурсов и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, диаграмм, графиков.

В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических заданий,  которые направлены на формирование математической и финансовой функциональной грамотности. Закрепление изученного материала осуществляется  через составление схем, рисунков и таблиц.  При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть полезны при организации исследовательской работы.

Цель курса: формирование математической и  финансовой функциональной грамотности учащихся при изучении математики, обществознания и истории, путем применения проектно-исследовательских методов обучения

Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний в финансовых вопросах, для оптимального поведения в современных условиях.  
  • развитие умений отбора необходимого материала при составление схем, таблиц и диаграмм.
  • развитие навыков исследовательской деятельности и умений предоставлять результаты исследований;
  • развитие коммуникативной активности учащихся.

Методическое и техническое обеспечение курса:

  • изобразительные средства наглядности (таблицы, схемы,  видеоматериалы);
  • технические средства обучения (ПК, мультимедийный проектор, принтер);
  • учебно-методические и учебно-наглядные пособия.

Формы организации обучения:

  • проектная и исследовательская  работа;
  • работа в малых и больших группах;
  • самостоятельная работа с дополнительной литературой.

   

Формируемые компетенции

Читательская грамотность:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
  •  использовать информацию из текста.

Финансовая грамотность:

  • распознавание финансовой информации;
  • анализ информации в финансовом контексте;
  • оценка финансовых проблем;
  • применение финансовых знаний. 

Математическая грамотность:

  • формулировать ситуацию на языке математики;
  • применять математические понятия, факты;
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

Требования к образовательным результатам

  • использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
  • выявлять особенности финансово-математического исследования;
  • осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
  • делать выводы, формулировать ответ в понятной форме;
  • выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью решения финансовых задач;
  •  перечислять явления, факты, события;
  • сравнивать объекты, события, факты;
  •  объяснять явления, события, факты;
  •  характеризовать объекты, события, факты;
  •  анализировать события, явления и т.д.;
  •  видеть суть проблемы;
  • составлять конспект, план, схему.

Тематический план

Тема

Содержание темы. Формируемые понятия.

Развиваемые компетенции, умения

Формируемые учебные действия

Обществознание

Математика

История

1

Бюджет

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период (месяц или год)

Основные статьи расходов семейного бюджета

Жилищно-коммунальные     услуги  (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования

Построение семейного бюджета

Минима́льный разме́р  опла́ты труда́ (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день, неделю или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд.

Мобильные приложения для учёта финансов.

  1. Таблицы (строки, столбцы) 

  1. Диаграммы (круговые, столбчатые)

  1. Функция (зависимость)

  1. Способы быстрого счета

  1. Проценты.

  1. Доли и части

История денег: как появились первые в мире деньги?

История развития денег

Появление центральных банков и создание всемирного банка

Электронные деньги.

  Находить и извлекать информацию.

Осмысливать и оценивать содержание текста

Распознавание финансовой информации

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Моделирование, преобразование модели
  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  4. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  6. Умение выявлять сущность и особенности предметов;

2

Вклады

и

кредиты

Банковский вклад (депозит) – сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом.

Банковский кредит – предоставление банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней

Капитализация процентов - причисление процентов к сумме вклада, позволяет в дальнейшем осуществлять начисление процентов на проценты путем выполнения двойной операции.

Виды вкладов:

вклад до востребования ,

срочный вклад (сберегательный, накопительный, расчетный)

  1. Формула простого процентного роста

     

  Sn = S (1 + )

  1. Формула сложного процентного роста

    Sn = S (1 + )n

Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами)

S – исходная сумма

p% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период

n – число периодов начисления

История возникновения  банковского дела (Вавилонские банки)

Финансовые организации (церкви, монастыри, банкирские дома)

История возникновения  вкладов.

Ростовщики.

Банковские билеты.

Киевская Русь – общины иудеев

История вкладов в России.

Ссуды

  Находить и извлекать информацию.

Применение финансовых знаний

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

 

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  3. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  4. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  5. Извлекать нужную информацию;
  6. Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.

3

Человек

и государство

 

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве.

Классификация налогов и сборов в РФ

Ипоте́ка — одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается во владении и пользовании должника, а кредитор, в случае невыполнения последним своего обязательства

 

Степени. Свойства степеней

Формулы для вычисления  налогов (транспортный, земельный )

Отчисления из заработанной платы (проценты)

Вычисление дифференцированных и аннуитетных платежей по ипотеке

История возникновения налогов и налогообложения на Руси.

Налоговые реформы.

Дань

Подать.

Способы взимания дани.

Сборы (оброчный, гильдейский, гербовый, питейный)

Пошлины;

Процентные сборы

  Находить и извлекать информацию.

Осмысливать и оценивать содержание текста

Распознавание финансовой информации

Оценка финансовых проблем

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Использование общих приемов решения задач;
  3. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  4. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  5. Умение выявлять сущность и особенности предметов;
  6. Формулировать, высказывать свою точку зрения

4.

 Страхование

Страхова́ние — отношения по защите  имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии)

Страховой договор - это соглашение между страхователем и страховщиком, в соответствии с условиями которого страховщик обязуется компенсировать ущерб в той или иной форме либо выплатить страхователю или выгодоприобретателю...

Страховые выплаты -  осуществление страховщиком выплаты страхового возмещения.

Виды и формы страхования

Мировой рынок страхования

Принципы организации страхового дела в РФ

Услуги страхового рынка

Работа с таблицами.

Построение графиков функций

Работа по графику функций

Формулы для вычисления  страховых выплат.

История развития страхования

Родоначальники страхования

Первые страховые общества

Страхование в России

Законы Солона                            (594 г. до н.э.)

  Находить и извлекать информацию.

Интегрировать и интерпретировать информацию

Использовать информацию из текста

Анализ информации в финансовом контексте

Формулировать ситуацию на языке математики

Применять математические понятия, факты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Моделирование, преобразование модели
  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач
  4. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  6. Умение выявлять сущность и особенности предметов;

5

Пенсионная система

Пенсия - регулярная и (как правило) пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях (определенный возраст, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет и особые заслуги перед государством)

Пенсионная система РФ - совокупность юридических норм, государственных и частных структур, обеспечивающих периодические выплаты гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.

Пенсио́нный во́зраст — устанавливаемый государством возраст гражданина, по достижении которого он может обратиться за назначением пенсии по старости. 

Пенсионный фонд — фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности. 

Пенсионные накопления

Работа с таблицами.

Построение графиков функций

Работа по графику функций

Формулы для вычисления  пенсии.

Вычисление максимального значения пенсионного балла.

Вычисления накопительной пенсии.

История возникновения пенсии.

Первые  военные пенсии в Римской империи.

Первые в мире государственные пенсии.

Системы пенсионирования в Дании и Новой Зеландии.

 Историю возникновения пенсионного обеспечения в России.

Лучшие и худшие пенсионные системы в мире.

Находить и извлекать информацию

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Использовать информацию из текста

Анализ информации в финансовом контексте

Применение финансовых знаний

Применять математические понятия, факты

Оценивать математические результаты

  1. Поиск и выделение необходимой информации (составлять конспект, план, схему; умение извлекать информацию из иллюстраций)
  2. Использование общих приемов решения задач;
  3. Умение на основе анализа объектов делать выводы;
  4. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  5. Умение выявлять сущность и особенности предметов;
  6. Формулировать и высказывать свою точку зрения.

6

Диагностика

Диагностика сформированности элементов финансовой,  

математической, читательской (решение ситуационных задач).

Решение метапредметных ситуационных задач по теме «Финансовая математика».

Контрольно-измерительные материалы

Налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12НК РФ).

Общую классификацию налогов и сборов можно представить в следующем виде (Рис.1)

Общая классификация налогов и сборов РФ

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

  • - налог на добавленную стоимость;
  • - акцизы;
  • - налог на прибыль организаций;
  • - налог на доходы физических лиц;
  • - единый социальный налог;
  • - государственная пошлина;
  • - налог на наследование и дарение;
  • - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • - налог на добычу полезных ископаемых;
  • - водный налог.

К региональным налогам и сборам относятся:

  • - налог на имущество организаций;
  • - транспортный налог;
  • - налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся:

  • - земельный налог;
  • - налог на имущество физических лиц.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных - конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.

Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

Задание 1/1. К федеральным налогам и сборам не относятся:

1.  Налог на добавленную стоимость;

2.  Водный налог;

3. Земельный налог;.

4. Государственная пошлина.

5. Налог на обучение.

6. Налог на доходы физических лиц;

7. Транспортный налог

8. Налог на добычу полезных ископаемых;

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 1 /2. Как определяется размер личных налогов?

Ответ: __________________________________________________________________________

Задание 1/3. Как налогоплательщик перекладывает бремя уплаты налога на покупателя?

Ответ: _________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

Задание 1/4. 2. Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата Ивана Петровича  равна 32 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?

Ответ: __________________________________________________________________

Обоснование _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Коммунальные услуги

https://b3.3ddd.ru/media/gallery_images/565d9f8c0464b.jpeg

В многоквартирных домах жилищно-коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими компаниями, при непосредственном управлении возможен вариант предоставления ЖКУ самими жильцами.

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.

Перечень услуг

В то же самое время существуют еще и коммунальные услуги. 

Коммунальные услуги — это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

  • холодное водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
  • горячее водоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  • водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;
  • электроснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  • газоснабжение — круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;
  • отопление — круглосуточная, в течение отопительного периода, подача в помещения тепловой энергии, обеспечивающая поддержание в помещении нормативной температуры воздуха.
  • твёрдые коммунальные отходы остатки пищи или предметов потребления либо промышленного производства, которые уже не имеют прежних свойств и непригодны для дальнейшего использования.

     

С 1 июля 2019 года приказом РСТ Республики Бурятия изменен тариф на электроэнергию для населения

«Энергосбыт Бурятии» информирует, что с 1 июля 2019 года Приказом РСТ Республики Бурятия №1/54 от 26.12.2018 года установлен тариф на электроэнергию для населения в размере 2,828 руб. за 1 кВт/ч.

https://gazeta-n1.ru/upload/iblock/ded/ded48de30a8fa7e3b2bf98b84c0c1548.JPG

Задание 2/1.
В чем отличие коммунальных услуг от  жилищно-коммунальных услуг?

Ответ: ________________________________________________________________________   _____ _________________________________________________________________________  _____________________________________________________________________________

Задание 2/2.

Какой вид услуг не предоставляется в нашем городе?

Ответ: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Задание 2/3.

Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 54994 киловатт-часа, а 1 марта показывал 55175 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль, семье Ивановых, проживающих в городе Улан-Удэ?

Ответ: ___________________________________________________________________

Задача 2/4

Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 3300 рублей. До установки счётчиков семья Ивановых платила за воду (холодную и горячую) ежемесячно 1300 рублей. После установки счётчиков оказалось, что в среднем за месяц они  расходуют воды на 800 рублей при тех же тарифах на воду. За какое наименьшее количество месяцев при тех же тарифах на воду установка счётчиков окупится?

Ответ: ___________________________________________________________________

Задача 2/5

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Ватт/час, а энергосберегающая лампа - 20 Ватт/час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в месяц составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? (стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой составляет 1,66 руб. за 1 кВт/ч)

Ответ: ___________________________________________________________________

Задача 2/6

В среднем семья Кузнецовых   в дневное время расходует 110 кВт/ч электроэнергии в месяц, а в ночное время – 155 кВт/ч. электроэнергии. Раньше у Кузнецовых  в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,5 руб. за кВт/ч. Год назад они установили  двухтарифный счетчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,5  руб. за кВт/ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,6 руб. за кВт/ч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше бы заплатили Кузнецовы  за этот период, если бы не поменялся счетчик?

Ответ: ___________________________________________________________________

Семейный бюджет

Семья Ворониных  ежемесячно составляет семейный бюджет, планируя накопить средства и отправить летом детей в Международный лагерь. Для того, чтобы накопить необходимую сумму, они решили пересмотреть свои расходы.

Как семья могла бы изменить свои расходы, чтобы накопить нужные средства?

Отметьте в каждой строке две позиции, ответив на вопросы: 
«Можно ли отказаться от расходов?» и «Можно ли сократить расходы?»

Перечень

Можно ли отказаться от расходов?

Можно ли сократить расходы?

да

нет

да

нет

коммунальные платежи

сладости

погашение кредита

плата за детский сад

посещение кафе

налоги

проездные билеты

Семейный автомобиль

Интернет

Эталон ответов

Оценивание

1/1

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

1/2

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

1/3

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

1/4

2 балла – правильно

1 балл - допущена одна ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/1

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

2/2

1 балл – правильно

0 балов – неправильно

2/3

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/4

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/5

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

2/6

2 балла – правильно

1 балл - допущена вычислительная ошибка

0 баллов – допущено две ошибки

3/1

2 балла – правильно

1 балл – есть неточности

0 баллов – допущено две и более ошибки

Задания

Интерпретация

1/1

1/2

1/3

2/1

2/2

Неверное выполнение задания показывает не умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя информацию из текста

1/4

Неверное выполнение задания показывает не умение ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя информацию из текста, применять понятие проценты в решении задач.

2/3

2/4

2/5

2/6

Неверное выполнение задания говорит о затруднении обучающегося в оценке результатов деятельности на основе анализа имеющихся условий ее реализации, о не возможности применения своих знаний на практике

3/1

Неверное выполнение задания говорит о неумении рационально использовать имеющиеся денежные средства для достижения финансовой цели накопления средств

Список литературы для учащихся

 1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.  www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

3. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

4. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

5. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование. Теория и практика. Учебник / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2014. - 672 c.

6. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002

7. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999

Список литературы для учителя

1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

 3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

 4.  Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c.

5. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002

7. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учащихся с помощью метапредметности в области"Математика"

Метапредметное обучение в общеобразовательном процессе на уроках математики, связь с практической деятельностью людей....

Метапредметность на уроке математики и во внеурочное время

ПЛАН.1. Введение. 2. Сущность метапредметности. 3. Реализация метопредметности на уроке и результаты.1) Создание метапредметных проблемных ситуаций.2) Метопредметность как способы работы с информ...

метапредметный урок по математике 6 класс

урок соответствует требованиям , предъявляемым к современному метапредметному уроку...

Разработка метапредметного урока по математике и физике по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе

Разработка метапредметного урокапо математике и физикепо теме «Производная в математике и физике» в 11 классе( с использованием метапредметных образовательных технологий )...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).

Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...

Контрольно-измерительные материалы для оценки достижения метапредметных результатов по математике в 5 классе

КИМ в 2-х вариантах для проведения итоговой диагностической работы в конце 5 класса...

Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"

Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".Тип урока: урок пр...