« Создание условий для молодых специалистов по самореализации, приобретению практических навыков, необходимых в педагогической деятельности»
опыты и эксперименты

Сумина Светлана Юрьевна

Круглый стол по теме "Создание условий для молодых специалистов по самореализации, приобретению практических навыков, необходимых в педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для молодых специалистов по самореализации, приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

Актуальность: качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности. Главные элементы, составляющие личность  учителя, профессионализм, компетентность, творчество, социально-направленные личностные качества - залог успешной педагогической деятельности. И чтобы молодой педагог достиг этого успеха,  ему на первом этапе нужна действенная помощь. Следует создать ситуацию успешности  работы молодого педагога. Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим используются различные формы работы с молодыми педагогами.

Формы и методы работы с молодыми педагогами: анкетирование, семинары, практикумы, консультации, лекции, просмотр открытых мероприятий, взаимопосещения, творческие отчеты, конкурсы и др.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник помогает молодому педагогу разработать  и реализовывать план индивидуального саморазвития педагога, программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На «адаптационном» этапе наставник должен  учитывать, что профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому на первом «адаптационном» этапе наставниками было организовано диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями.

Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений.  Основная нагрузка ложится на плечи наставника: посещение и анализ уроков (не менее двух в неделю), помощь в их планировании, индивидуальное консультирование.

Практика показывает, что в первые месяцы нет необходимости читать молодому педагогу лекции, проводить теоретические занятия, он нуждается в практических советах. Поэтому наставник обращает внимание молодого специалиста на:

  • требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • ИКТ (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Кроме этого, наставник  может обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста; 
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • подготовки к предстоящей процедуре аттестации.

С первых дней определяется круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, осуществляется информирование, обучение ведению школьной документации. На этом этапе используются подготовленные инструкции, «памятки» по различной тематике:

  • Как оформить классный журнал, журнал факультативных и кружковых занятий?
  • Как составить календарно-тематическое  и поурочное планирование?
  • Как проверять тетради, дневники учащихся?
  • Как организовать работу с учебником;
  • Как организовать работу с неуспевающими учащимися?
  • Как сделать анализ и самоанализ урока?

 В процессе наблюдения уроков и занятий, их анализа особое внимание следует обращать на подготовку к уроку, организационные стороны учебного процесса, знакомить с методами и приемами работы опытных учителей, наставника, руководителя. Это способствует формированию тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя.

Дает положительный эффект прием, обеспечивающий конкретную индивидуальную предварительную помощь в подготовке урока. Молодой специалист предварительно читает нужные разделы учебника, методических пособий, осуществляет подбор материала, оборудования, задач, примеров, упражнений, решает задачи, готовит опыты, составляет конспект урока. Затем наставник помогает согласовать цели и задачи урока с его содержанием, дает практические советы, помогает высчитать время на каждый этап урока или занятия и на каждое задание. Примерно в этом же направлении оказывается помощь и в проведении воспитательных мероприятий.

 Опыт организации показывает высокую мотивацию молодого специалиста к освоению и приобретению профессионально значимых качеств в первые полгода работы. Сохранение и наращивание уровня мотивации к профессиональной деятельности, к освоению современных образовательных технологий и самообразованию различными способами - главная проблема следующего этапа.

Для решения этой задачи необходимо: 

  • раскрыть профессиональный потенциал молодого специалиста;
  • привлечь его к участию в общественной жизни коллектива;
  • формировать у него общественно значимые интересы;
  • содействовать развитию его творческих способностей.

На «проектировочном» этапе наставником в зависимости от цели определяются формы методической работы: педсовет, методические совещания, информационные совещания, научно-практическая конференции, обобщение передового педагогического работа; групповая; массовые (семинары, конкурсы « Педагогический дебют», «Учитель года»); индивидуальные (самообразование, аттестация, опыта, индивидуальные программы, внутришкольный контроль) формы.

На этом этапе наставник помогает педагогу составить перспективный план самообразования молодого специалиста, отражающий тему и направления самообразования молодого педагога, и помогает с его реализацией.

На «контрольно-оценочном» этапе усилия наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Педагогом-наставником подбираются формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инновационной деятельности: работа в составе творческой группы; лекция, семинар, практическое занятие; педагогические чтения; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы; педагогические мастерские.

Знакомство с новыми технологиями может происходить на лекциях и во время педагогических чтений. Для формирования практических умений можно применять комплексные методы работы: педагогические мастерские, мастер-классы, работу в творческих группах, где молодой учитель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, дает открытые уроки и др. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. Активная корпоративная методическая работа в различных формах (мастер-классы, открытые уроки, семинары, практикумы, мини-лекции и т.д.) позволяет молодым учителям развивать профессиональную компетентность и не испытывать чувство профессиональном ограниченности. Важно, чтобы учитель погрузился в атмосферу психологического комфорта, которая создается благодаря взаимодействию и поддержке.

Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников.

Активное включение молодого педагога в такие формы работы ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии, а в результате молодые педагоги смелее идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию.

        Таким образом, процесс управления профессиональной адаптацией молодого педагога заключается в оказании ему максимальной поддержки, оценивании эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами, что способствует становлению «нового» педагога, способного самостоятельно преодолевать производственные и межличностные проблемы, осуществлять результативную педагогическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему:"Умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии"

Концертмейстер - самая распространенная профессия  среди пианистов.  Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе...

"Способности, умения и навыки необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера."

В данной методической работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: основные способности, умения и навыки, необходимые концертмейстеру....

«Создание условий для реализации творческого развития обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями во внеурочной деятельности».

   В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована  новая цель современного отечественного  образования: воспитание, социально-педаг...

Доклад на тему: «Создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка на уроках иностранного языка»

Приоритетным направлением  становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, котор...

методическое сообщение на тему: "Создание условий для самореализации молодого преподавателя"

В современном мире, особенно в условиях проживания в таком небольшом городе как наш, очень остро встает вопрос трудоустройства. Каждый человек стремиться к высокооплачиваемой работе и хорошей должност...