Образовательный квест – современная интерактивная технология
статья (8 класс)

Барахова Татьяна Сергеевна

       Уже давно не секрет, что у учащихся снизился интерес к обучению в школе. Поэтому перед российским образованием стоит задача вернуть интерес к обучению и изучению школьных предметов, сформировать грамотного и духовно развитого человека, который сможет применить свои познания и в жизни.

       Одним из способов побуждения к обучению, являются новые педагогические технологии.  Нетрадиционные подходы к образовательному процессу обучения, учитывающие возраст, интересы учащихся, которые полагаются на исследовательскую и творческую деятельность, развитие интереса к изучающему предмету.

       Наиболее эффективными в плане поощерение познавательной активности являются интерактивные технологии обучения.

      Наиболее интересными становятся такие интерактивные формы, которые позволят организовать всех участников образовательного процесса, использовать их творческие способности, осуществлять имеющиеся знания и навыки в практической деятельности: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

    Таким образом, новые интерактивные методы и формы образовательных технологии, обеспечивают скорость преобразований и отвечают на запросы современного и будущего общества.

     К таким формам организации образовательной деятельности относятся и образовательный квест – специально организованный вид исследовательской деятельности.  Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. В отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением информации для решения образовательных задач, в которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Он пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

      Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

      Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

       Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы

Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию

       Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_forma.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Описание образовательной практики по направлению

 «Цифровизация в образовании: вызовы современности» (цифровизация в преподавании учебных предметов (предметных областей); ресурсы цифровых платформ и конструкторов в преподавании разных предметов)

_______Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение_____

«Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Нижнеудинск»

(наименование образовательной организации)

Актуальность разработки и реализации практики

       Уже давно не секрет, что у учащихся снизился интерес к обучению в школе. Поэтому перед российским образованием стоит задача вернуть интерес к обучению и изучению школьных предметов, сформировать грамотного и духовно развитого человека, который сможет применить свои познания и в жизни.

       Одним из способов побуждения к обучению, являются новые педагогические технологии.  Нетрадиционные подходы к образовательному процессу обучения, учитывающие возраст, интересы учащихся, которые полагаются на исследовательскую и творческую деятельность, развитие интереса к изучающему предмету.

       Наиболее эффективными в плане поощерение познавательной активности являются интерактивные технологии обучения.

      Наиболее интересными становятся такие интерактивные формы, которые позволят организовать всех участников образовательного процесса, использовать их творческие способности, осуществлять имеющиеся знания и навыки в практической деятельности: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

    Таким образом, новые интерактивные методы и формы образовательных технологии, обеспечивают скорость преобразований и отвечают на запросы современного и будущего общества.

     К таким формам организации образовательной деятельности относятся и образовательный квест – специально организованный вид исследовательской деятельности.  Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. В отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением информации для решения образовательных задач, в которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Он пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

      Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

      Актуальность использования квестов сегодня наглядна. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

       Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы

Обучающиеся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию

       Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Тип образовательной практики достижения планируемых результатов (учебная, внеурочная)

       Учебная

Краткое описание практики

Цель: активизация учебной деятельности учащихся посредством использования образовательных квестов, переориентация учащихся из позиции потребителя информации в активного участника образовательного процесса.

Задачи:

  • изучить методическую литературу по использованию образовательных квестов;
  • изучить стратегии оценивания (стартовую, формирующую и итоговую и возможности их применения в ходе реализации квеста);
  • разработать конспекты уроков с использованием образовательных квестов;
  • апробировать приемы образовательных квестов;
  • провести мониторинг эффективности данной технологии;
  • обобщить опыт применения образовательных квестов в образовательном процессе;
  • распространить полученные результаты.

Направление: Цифровизация в образовании: вызовы современности

Проблемы, которые были решены путем реализации практики:

  1. несформированности «читательской грамотности» учащихся.
  2. снижение у обучающихся интереса к обучению по русскому языку;
  3. низкая компьютерная грамотность.

Поэтапная реализация практики:

Работа по данной теме проходила в течение трех учебных лет (с 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021).

     На подготовительном этапе была изучена необходимая литература по теме «Образовательный квест (веб-квест)» и определена целевая аудитория для апробации квест-технологии – 8 класс, так как именно в 8 классе происходит уменьшение количества часов в учебном классе по русскому языку, что приводит к снижению интереса к предмету. Решила использовать квест-технологию в качестве итоговых уроков. Определив разделы, темы программного материала по русскому языку в 8 классе, составила план:

п/п

Тема итогового урока

Сроки

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Повторение изученного в V – VII классах

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Октябрь

Октябрь

Второстепенные члены предложения

Х

Декабрь

Декабрь

Односоставные предложения

Февраль

Февраль

Февраль

Простое осложненное предложение

Х

Март

Март

Обособленные члены предложения

Х

Х

Апрель

Чужая речь

Х

Х

Май

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Х

Х

Май

         В 2018-2019 учебном году было разработано два квеста. В 2019-2020 – три, а в 2020-2021 – еще три.  

         После определения тем, составления плана началась подборка материалов, интернет-ресурсов. Сначала пользовалась готовыми квестами, а спустя некоторое время приступила к разработке авторских тематических образовательных квестов. Зарегистрировавшись на платформе Learnis, выгружала необходимые материалы на сайт,

    В начале каждого учебного года знакомила учащихся с основными понятиями квест-технологии, правилами прохождения web-квестов, критериями оценивания.

Результаты:

      В своей работе квест-технологии применяю с 2018 года. Данная технолггия в комплексе реализуется с 1 сентября 2020 года.

Результаты успеваемости/качества обучения в 8 классе

Период

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Успева-ть

Кач-во

Успева-ть

Кач-во

Успева-ть

Кач-во

I четверть

100%

34%

100%

39%

100%

52%

II четверть

100%

37%

100%

41%

100%

61%

II четверть

100%

39%

100%

49%

100%

67%

IV четверть

100%

43%

100%

48%

100%

75%

       Вывод: за три года качество по предмету увеличилось на 41 %.

 

       Стоит отметить, что мониторинг использования данной технологии показал повышение уровня познавательной активности детей, активизации памяти, мышления. Они помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делают процесс обучения интересным и легким.

   

Форма реализации практики в рамках внеурочной деятельности* (этот раздел заполняется в том случае, если практики реализовывалась только через внеурочную деятельность)

-

Сроки реализации практики

01.09.2018 - 20.05.2021

Целевая группа

Учащиеся 8 класса (14-15 лет)

Инструменты реализации практики:

С 2018 года в обучении учащихся русскому языку использую  web-квесты. Как известно, web-квесты значительно варьируются не только по своей тематике, но и по структуре. Выделяется множество классификаций web-квестов. Web-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными. Во внеурочной деятельности целесообразно применение игровых web-квестов (это могут быть квесты-путешествия, квесты-головоломки, квесты-приключения…).

В начале применения Web-квестов, использовала информационные ресурсы интернета.

Далее для реализации плана использовала самые доступные средства – это сервисы Google и конструктор интерактивных модулей Learning.

Интерактивные задания, которые размещены на сайте, были выполнены с помощью Learning, который является приложением Web 2.0 и используется для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули можно изменять или создавать в оперативном режиме. Модули являются общедоступным. Они легко встраиваются в страницы сайтов.

Задания Квеста продуманы таким образом, что, решив задачу с помощью интерактивного модуля, участнику нужно дополнительно ответить на вопрос или выполнить действия с полученными результатами. Все ответы участники вносили в бланк отчета, который сконструирован в виде Формы Сервиса Google.

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы в ходе реализации / по результатам реализации практики; варианты развития и коррекции практики

  1. Несформированность «читательской грамотности» учащихся.
  2. Низкая компьютерная грамотность учащихся и педагогов.
  3. Отсутствие выхода в интернет у части учащихся.

Краткое описание рисков применения представленной практики и путей их решения

          Для того чтобы начать внедрение данной технологии, прошла курсы повышения квалификации по теме «Инновационные и активные методы обучения и воспитания на уроках русского языка». Изучила интернет-ресурсы. Выяснила, кто из ребят имеет свободный выход в Интернет. Для ребят, не имеющих доступа к сети, составила график посещения кабинета информатики.

Перспективы развития практики

     Технология пользуется огромной популярностью у современных ребят и способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней - будущее.

Социальное партнерство/социальные связи.

-

Автор / авторский коллектив реализуемой практики, контактные данные автора / авторов

Барахова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Нижнеудинск».

Телефон: 8-924-602-73-37

Эл. адрес: barahov2012@yandex.ru

Ссылки на материалы, подтверждающие реализацию практики (на выбор)

- публикация в СМИ: 1 сентября

- сайт учителя с размещенной информаций о практике;

- примеры информационно-рекламных материалов;

- список выступлений, мастер-классов, проведенных игр, образовательных ситуаций в рамках реализации практики, список социальных партнеров и т. п.

- другая дополнительная информация по практике, которую участник считает существенной для указания в форме описания.

Материалы нужно направлять отдельными файлами по желанию авторов и/или можно указать список ссылок на предоставляемые материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные интерактивные технологии в образовательном процессе

Использование интерактивных технологий MIMIO...

"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими  технологиями. О...

Образовательный квест как интерактивная образовательная среда

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образователь...

Образовательный КВЕСТ – современная интерактивная технология в деятельности педагога дополнительного образования

Современный учитель постоянно в поиске инновационных методов, приёмов позволяющих заинтересовать ученика, активизировать его познавательную деятельность, сформировать потребность самостоятельно учитьс...

Современные интерактивные технологии

В статье освещены типы современных интерактивных технологий и варианты их применения на уроках....