Урок одного слова Энциклопедия одного слова
план-конспект урока (8, 9, 10 класс)

  Козырева Надежда Ивановна

    Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического строя, художественного образа. Эмоциональный фон создается при помощи музыки, обсуждения стихотворений, живописи. Урок рекомендован для обучающихся 8-9-10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_ns_portal._entsiklopediya_odnogo_slova.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок одного слова

Энциклопедия одного слова

Учитель Козырева Надежда Ивановна

Тема «Наедине с небом»

                                       

 Цель:

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

развивать навыки исследовательской работы;

НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ АНАЛИЗА, СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, АРГУМЕНТАЦИИ ВЫВОДОВ; ВОСПИТЫВАТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Воспитывать любовь к художественному слову;

Повторить орфографию и пунктуацию

Тип урока: исследование

Прогнозируемые результаты: обучающиеся поняли, насколько широко и многопланово может звучать и использоваться любое слово; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию факта бережного отношения к слову; они умело выполняют аналитическую, сопоставительную работу, работают в тесном контакте с коллективом, расширяют свои знания в области литературы, живописи, музыки.

 Оборудование:

1.Карточки для исследования языкового материала

2.Распечатанные фрагменты статей

3.Толковые словари

4.Репродукции картин

4.Сборники стихотворений

5.Компьютер, проектор, аудиозаписи

Эпиграф урока

Когда грустно, когда вас обидят,

когда что-то не будет удаваться,

 когда упадет на вас душевная буря,

 выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом.

Павел Флоренский

                                                   Ход урока

.Организационный этап.

1.Вступительное слово учителя

Эпиграф записывается в тетради.

 Учитель:

Ребята,  как вы понимаете слова Флоренского? (комментируют)

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы работаем с одним словом. И слово это – НЕБО. Мы попытаемся открыть красоту неба,  открыть неведомое, познать тайны того, к чему веками своими помыслами, мечтами стремился человек.  Опираясь на прекрасные литературные произведения, увидим, как в трудные минуты жизни человек вдруг открывал для себя величие окружающей природы, чистоту и непостижимость неба и понимал суетность текущего момента. Рассмотрим картины великих художников, запечатлевших небо. Послушаем музыку выдающихся композиторов, в мотивах которых звучит и дышит природа и великое НЕБО. Проявим свои таланты в написании эссе о небе и своих чувствах.

2. Предлагается  работа с текстом (о небе). Прочитайте вслух, выразительно, озаглавьте, спишите. Объяснить трудные случаи написания слов, пунктуацию.

Вопрос:

Известно ли вам имя Бориса Шергина? Какие его произведения вы можете вспомнить?

Какие языковые средства языка помогали автору передать красоту неба?

3.Исследования языкового материала.

Учитель:

Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»  говорит о своем герое – князе Андрее Болконском  - о его подвиге  на поле Аустерлица. Перед лицом смерти Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. Простиравшееся перед ним «неизмеримо высокое» аустерлицкое НЕБО с тихо ползущими по нему облаками рождало мысль о вечности, в сравнении с которой все стремления и увлечения казались ничтожными. «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего.  Ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения». В этот момент проезжающий со своей свитой Наполеон показался Андрею маленьким и ничтожным человеком «в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, «бесконечным небом». Это НЕБО олицетворяло теперь для Андрея истинный смысл жизни.

Учитель:

Ребята, прокомментируйте этот отрывок. Согласны ли вы с этим мнением?

Назовите других известных вам авторов художественных произведений, где талантливо описывалось бы небо. (школьники называют имена поэтов и прозаиков, зачитывают отрывки из их произведений).

Учитель:

Да, художники слова, такие как Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин, Ф. А. Абрамов, С.А.Есенин, Д. Мережковский, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет сумели очень точно и выразительно описать небо. При этом они мастерски использовали  средства художественной выразительности, чтобы, как живописцы, мощными мазками-словами передать величие, красоту и непостижимость этого чуда природы – неба.

У вас, ребята, на руках карточки. Давайте зачитаем предложенные вам тексты и поразмышляем о небе.

(дети зачитывают). Дается комментарий. Можно предварительно дать задание написать сочинение о небе, сделать рисунок.

Учитель:

Какие средства художественной выразительности помогают авторам передать ощущения героя (эпитеты, сравнения, перифразы, лексические повторы и пр.)

Выпишите непонятные слова, найдите в словарях их толкование) лоно, горний и т.д.)

В строчках из стихотворений Есенина найдите перифразы. Какие цвета любил поэт?

4.А теперь переходим к этапу словотворчества

Прокомментируйте строчки из стихотворения А.Ахматовой:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу.

 Какой философский смысл заложен в этих строках?

Образуйте слова от слова «НЕБО»:

Небо врачует душу. Душа сродни небу.

Небо, небесный, небушко, небожители, небеса, поднебесный.

Почему взоры человека в разные моменты жизни устремляются в небо. 

Назовите эти моменты. Прокомментируйте:

Смотреть на звездное небо. Вознести молитвы к небу. Взлететь в небо.

Русский народ на протяжении веков не раз устремлял свои взоры к небу: он молился и страшился, обретал надежду и терял ее, смеялся и плакал, любил и верил… Образ неба отражен в пословицах и поговорках.

Сейчас мы с вами проведем игру - «Мозговой штурм». В нем участвуют 2 команды. Одна называет пословицы, другая – поговорки, где используется образ НЕБА. Например: небо с овчинку покажется; до неба высоко, до царя – далеко.

(на подготовку дается 2 минуты)

Учитель:

5.Ребята. А теперь я приглашаю вас в художественный салон. (на экране – картины художников:

А.Афонин «Небо Святой Руси»,

А.Куинджи «Дерево на фоне вечернего неба»,

И Левитан «Облачное небо. Сумерки»,

Н.Рерих «Небесный бой» и «Веление неба».

 Рассмотрим  репродукции картин  и дадим комментарий к ним. Свой рассказ можно сопроводить музыкой, используя аудиозаписи (музыка Шопена, Шуберта, Чайковского).

А теперь обратимся к репродукциям картин Грабаря, Крымова, Ф.Васильева, Левитана. Эти художники – поэты неба. Рассмотрите внимательно репродукции. Какие чувства при этом вы испытываете?

 Перепишите искусствоведческие тексты к понравившимся вам картинам. Например,

Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Ф Васильев  «Мокрый луг». Расставьте недостающие знаки препинания.

6.Поэтическая минутка.

Дети! Нам хорошо известно, насколько  близок был  к природе любимый нами поэт – Михаил Юрьевич Лермонтов. Природа в его стихах гармонично сочетается с  душевным состоянием лирического героя. Послушайте  стихотворение «Небо и звезды»

Зачитывается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды».

Чисто вечернее небо,

Ясны далекие звезды,

Ясны, как счастье ребенка;

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Чем ты несчастлив,

Скажут мне люди?

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо –

Звезды и небо! – а я человек!..

Люди друг к другу

Зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы мечтал.

 Поразмышляем вместе.

Какие образы возникают при прочтении этого стихотворения?

 Какие чувства и мысли владеют автором?

Какие при этом используются средства художественной выразительности?

Учитель:

Образ неба отражен  в стихотворении Д.Мережковского «Голубое небо». Послушаем :

Я людям чужд и мало верю.

Я добродетели земной:

Иною мерой жизнь я мерю,

Иной, бесцельной красотой.

Я верю только в голубую

Недосягаемую твердь.

Всегда единую, простую

И непонятную , как смерть

О, небо, дай мне быть прекрасным,

К земле сходящим с высоты,

И лучезарным и бесстрастным,

И всеобъемлющим, как ты.

Это стихотворение носит философский характер. Оно проникнуто трагизмом: автор чужд людям, он им больше не верит. Верит он только недосягаемому небу, которое дает герою силы быть прекрасным, бесстрастным и лучезарным. Автор считает, что небо выше людей, выше этого мира. Оно идеально.

            Однако небо бывает разным. В стихотворении Ф.И.Тютчева  «Ночное небо так угрюмо» мы чувствуем иную  силу воздействия неба на человека.

Прочитаем это стихотворение:

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

То не угроза и не дума,

То вялый, безотрадный сон.

Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

Как по условленному знаку, вдруг неба вспыхнет полоса,

И быстро выступят из мраку

Поля и дальние леса.

И вот опять все потемнело,

Все стихло в чуткой темноте –

Как бы таинственное дело

Решалось там- на высоте.

Небо в этом стихотворении обретает космический образ.                                             Это пылающая бездна, зарницы, беседы глухонемых демонов. Природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении,  которую он называет хаосом или бездною. Угрюмое ночное небо тревожит человека, вызывает мысли о собственной слабости. По ночам, когда с мира срывается « ткань благодатная покрова», небо обнажает бездну небытия. Возможно, каждый из нас ночью испытывал подобные чувства.

7. Этап рефлексии.

Обобщающее слово учителя.

Ребята! Какие открытия вы совершили для себя? Чем обогатился ваш духовный мир? Что нового вы узнали сегодня? Захочется ли вам взглянуть в это великое небо иными глазами, с иными чувствами?

 ( оценивание работы на уроке каждого ученика)

Дома  нужно выполнить творческое задание. Написать сочинение-миниатюру «Мое небо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Мастер класс "Энциклопедия одного слова"

Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....

"Энциклопедия одного слова"

Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве...

Энциклопедия одного слова "Искренность"

Исследовательская работа. 5 класс....

Урок русского языка в 5 классе. «Энциклопедия одного слова»

Защита творческих проектов «Энциклопедия одного слова»...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...