Перспективный план длительных наблюдений в старшей группе.
календарно-тематическое планирование

Сухова Юлия Ивановна

В плане представлены циклы наблюдений за объектами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlitelnye_nablyudeniya_starshaya_gr_suhova_yu.i.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план длительных наблюдений в старшей группе

Месяц

Тема

Цель

Источник

Сентябрь

Цикл наблюдений за цветущими растениями

1. Что цветет в сентябре на нашем участке»?

Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих), помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, учить детей любоваться красотой цветущих растений, бережно к ним относиться.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009.

Стр.3-11

2. Какие они цветущие растения, их строение.

Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Соберем семена цветущих садовых растений.

Цель: Учить детей правильно собирать семена.

4.Что было до цветка, что будет потом.

Цель: Систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.

5. Нужно ли собирать семена дикорастущих растений.

Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.

6.Украсим группу цветами.

Цель: Показать детям эстетическую ценность растений. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, желание любоваться ими.

7.Лекарственные растения вокруг нас.

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение к травам.

Декабрь

Цикл наблюдений за елочкой

1.Рассмотрим нашу елочку.

Цель: познакомить детей с елочкой, которая растет на территории детского сада. Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида елочки.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009

Стр.28-34

2.Условия, необходимые для роста елочки.

Цель: Познакомить детей с условиями, которые необходимы для роста ели. Учить бережно относиться к зеленому другу.

3. Чем пахнет елочка.

Цель: Познакомить детей с специфическим запахом ели -запахом смолы. Объяснить в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.

4.Чем ель отличается от лиственных деревьев.

Цель: Показать детям разницу между хвойными и лиственными деревьями.

5.Сравнение ели с лиственницей.

Цель: Дать детям понятие, что ель и лиственница – хвойные деревья. Учить детей сравнивать их между собой.

6.Сравнение елки с сосной.

Цель: Расширять представления детей о хвойных деревьях, знакомить детей с их пользой для здоровья людей.

7.Наблюдение за иголочками.

Цель: Уточнить знания детей об иголках елки – это видоизмененные листья. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям.

8.Красива ли наша елочка.

Цель: Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее.

9.Сломанная елка- не красива, уродлива.

Цель: Показать детям, что сломанное дерево – не красиво; учить беречь все живое.

10.Сравнение игрушечной елки и живой.

Цель: Учить детей сравнивать живое и искусственное, учить ценить и беречь живое.

Январь

Цикл наблюдений за водой и снегом

1.Какая вода льется из крана.

Цель: Показать детям, что в водопроводе, который имеется в городе, вода бывает разная: холодная и горячая. Объяснить свойства воды.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009.

Стр.35-43

2. Как из снега получить воду.

Цель: Доказать детям, что снег – тоже вода, только замершая в виде кристаллов – снежинок. Показать способы превращения снега в воду.

3. Снег, какой он?

Цель: Показать детям от чего зависит цвет снега. Объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

4.Можно ли пить талую воду?

Цель: Убедить детей в том, что даже самый белый снег грязнее водопроводной воды. Чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать пить животным.

5.Если воду заморозить.

Цель: Закрепить знания детей, что воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике, в морозильной камере она превратиться в лед: он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда, в котором находилась вода, он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски, можно сделать цветные льдинки.

6.Что такое пар и когда его можно увидеть.

Цель: доказать детям, что пар – это тоже вода, очень – очень маленькая капелька. Она легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх. Вода в тепле превращается в пар и испаряется. Когда воду нагревают сильно, она испаряется быстро.

7.Пар не всегда можно увидеть.

Цель: Показать детям, что пар становится заметным, когда его очень много или, когда рядом находятся холодные предметы. Обратить внимание, что человек выдыхает пар, который всегда теплый, так как тело человека теплое. Пар в помещении невидим, так как тепло, но хорошо виден на холоде.

8. Что бывает с паром при охлаждении

Цель: Показать детям, что пар в помещении, охлаждаясь, становится капельками воды. На улице, на морозе, он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

9. Красота снежинок.

Цель: Объяснить детям, что снегопад бывает в пасмурные дни; строение снежинок; образование инея. Учить любоваться инеем и морозными узорами.

10.Следы на снегу.

Цель: Показать детям, что свежевыпавший снег белый и пушистый, в нем хорошо видны любые следы, по которым можно узнать, кто ходил, кто ездил.

11.Зимние узоры на окне.

Цель: Учить детей рассматривать узоры на окне и объяснять, как они получились.

Январь

Цикл наблюдений за птицами зимой на участке

1.Кто прилетает к нам на участок.

Цель: Закрепить знания о птицах, которые прилетают на участок детского сада. Воспитывать интерес к жизни птиц, стремление наблюдать за ними.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009.

Стр.44-52

2.Что птицы едят.

Цель: Уточнить знания детей о том, что для жизни птиц необходим корм. Научить детей правильно их кормить.

3.какие они птицы то у них есть.

Цель: закрепить знания детей о внешнем виде птиц. Выявлять характерные особенности птиц. Воспитывать желание заботиться о них, помогать им.

4.Как птицы относятся друг к другу.

Цель: Показать детям, что между птицами существуют определенные взаимоотношения, как внутри одного вида, так и разных видов. Воспитывать интерес к жизни птиц, желание наблюдать за ними.

5.Как птица относится к человеку.

Цель: Показать детям взаимоотношения между птицами и человеком. Увидеть, что птицы нуждаются в помощи человека.

6.Как птицы взлетают и садятся.

Цель: Показать детям назначение хвоста и крыльев при полете и посадке.

7.Куда птицы садятся.

Цель: Показать детям, что в зависимости от своего вида, строения конечностей разные птицы приземляются по-разному.

8.Как птицы передвигаются по земле.

Цель: Показать детям, что в зависимости от строения лап птицы по –разному передвигаются по земле. Воспитывать интерес к жизни птиц

9.Как птицы кричат.

Цель: Дать детям представление о том, как птицы общаются друг с другом, и реагируют на приближение опасности.

10.Поведение птиц в хмурую и солнечную погоду.

Цель: Показать детям, что поведение птиц зависит от состояния погоды. Учить помогать им в холодное время года.

11.Где не заметно воробья.

Цель: Показать детям приспособленность внешнего вида воробьев для жизни среди кустов и травы.

12.Как птицы купаются

Цель: Дать детям представление о том, что птицы поддерживают чистоту своего тела: чистят перышки и купаются.

Февраль

Цикл наблюдений за ростом лука

Наблюдение 1

Определить с детьми условия, при которых лук- репка будет расти на зелень. Уточнить представления л о луке- репке. Воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009.

Стр.53-57

Наблюдение 2 (через неделю)

Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Учить отражать наблюдения в дневнике наблюдений.

Наблюдение 3 (через 2 недели)

Продолжать учить видеть изменения в  состоянии луковиц, отражать их в речи, связывая рост лука с наличием условием и временем, прошедшим со дня посадки. Закреплять знания о вкусовых свойствах лука. Поддерживать интерес к ведению дневника наблюдений.

Наблюдение 4 (через 3 недели)

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука. Развивать наблюдательность детей, учить видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки дневника наблюдений.

Март

Цикл наблюдений за цветущими ветками

Наблюдение 1

Показать детям, что для пробуждения деревьев от «сна» необходимо тепло. Уточнить знания о том, что ветки деревьев, отличаются друг от друга размером, толщиной, строением и расположением почек.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009.

Стр.71-73

Наблюдение 2 (через неделю)

Учить детей замечать изменения, происходящие с живыми объектами. Закрепить знания о том, что необходимо для роста и развития растений. Воспитывать у детей интерес к опытной работе.

Наблюдение 3 (через 2 недели)

Учить детей делать выводы и умозаключения при проведении наблюдений за объектами живой природы. Закреплять знания о том, какие условия необходимы для роста и развития растений.

Наблюдение 4 (через 3 недели)

Учить детей любоваться красотой живой природы, радоваться приходу весны. Отмечать изменения, которые происходят с ветками. Познакомить с тем, что ветки есть листовые и цветочные почки; они у каждого вида деревьев свои и отличаются формой, размером, цветом, запахом.

Апрель

Цикл наблюдений за божьей коровкой

Наблюдение 1

1.Какая она и где её можно найти?

Цель: Обратить внимание детей, что в апреле на солнечных местах можно увидеть маленького жучка со спинкой выпуклой яркой окраски (красная, оранжевая, желтая) с черными или белыми точками на ней.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009.

Стр.74-75

Наблюдение 2.

2.Как ползает и летает жучок.

Цель: Познакомить со строением жучка, назначение и использованием для полета лапок и крылышек.

3.Что ест жучок.

Цель: Дать представление о том, что в разных местах жучок питается разными, более мелкими, чем он сам, насекомми, которые из растений берут сок и приносят большой вред плодовым садам и многим другим растениям.

Май

Цикл наблюдений за мать – и мачехой и одуванчиком

1.Наблюдение за мать- и –мачехой.

Цель. Найти на участке место, где появляются первоцветы. Определить, что это солнечные, более сухие теплые места. Обратить внимание детей на строение цветка.

Зенина Т.Н.

Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. М., Цент педагогического образования, 2009.

Стр.77-81

2.Что изменилось у мать – и мачехи.

Цель: Обратить внимание детей на изменения в росте растений, на увеличение количества цветков и их размеров.

1.Мать-и –мачеха и одуванчик.

Цель: обнаружить изменения в состоянии растений мать- и –мачехи и одуванчика. Выявить различие и сходство их цветков.

2.Мать-и –мачеха и одуванчик.

Цель: Показать массовое цветение одуванчиков – красоту маленьких «солнышек» среди «моря» зеленой травы. Сравнить места цветения одуванчиков и мать- и мачехи. Установить разницу стадий в развитии растений. Рассмотреть пушистые семена мать – и –мачехи, уточнить, что они летят от дуновения ветра.

3.Мать-и –мачеха и одуванчик.

Цель: Сравнение листьев по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти, увеличиваться. Рассмотреть их, выявить различие, объяснить название. Учить детей наблюдать как «спят» цветы одуванчика, когда «ложатся», когда «просыпаются».

4. Одуванчик и мать-и –мачеха.

Цель: Познакомить детей с тем, что это лекарственные растения. Объяснить использование их отдельных частей для лечения, пищи человека и животных; способа сбора семян.

Лето

.

Цикл наблюдений за муравьями.

1. Муравьи.

Цель: обратить внимание детей на то, что одни муравьи бегают далеко от муравейника, они несут в «домик» еду и «строительный материал». Объяснить, что это рабочие муравьи (строят муравейники и добывают корм). Другие – ползают

рядом с муравейником и не уползают далеко – это солдаты, они защищают владения и границы своего муравейника. Третьи муравьи выводят потомство.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/19/avtorskaya-programma-vospitanie-ekologicheskoy-kultury-u 

2. Муравейники бывают разные.

Цель: обратить внимание детей на то, что муравьи устраивают муравейники в самых разных местах: в старых пнях, под деревом, среди камней, выстраивают их из травинок и щепочек в виде холмиков. Указать на то, что строить свои «домики» муравьи предпочитают в тёплых, солнечных местах.

3. Пища для муравьёв.

Цель: уточнить представление детей о том, что муравьи питаются другими насекомыми. Показать, как они суетятся вокруг тли на листьях растений. Объяснить, что тля выделяет жидкость, которая очень нравится муравьям, и поэтому он охраняют и ухаживают за ней.

4. Муравьи и птицы.

 Цель: обратить внимание детей на то, что мелкие птицы (воробьи, синицы, трясогузки и др.) склёвывают муравьёв. Попросит детей объяснить, почему они это делают, поощрять рассуждения детей.

 5.Что прячут муравьи в муравейнике.

 Цель: раскопать с детьми небольшой участок муравейника и показать, что там находятся муравьиные личинки. Наблюдать, как муравьи аккуратно и заботливо спасают и перетаскивают свои личинки в безопасное место

6.Куда делись муравьи.

Цель: вспомнить, что делают муравьи перед дождём. Приучать детей самостоятельно наблюдать за муравьями и делать выводы, поощрять высказывания детей.

7. Приготовление к зиме.

Цель: уточнить представления детей о том, как проводят зиму муравьи. Понаблюдать за действиями последних муравьёв, за тем, как они прячутся в свои норки. Отметить день, когда не будет видно ни одного муравья.

Цикл наблюдений за ростом и развитием огурца

1.Наблюдение  и рассматривание  семян огурца.

Цель: Рассматривание  семян огурца, определение величины, формы, цвета, характера поверхности.

Дать  представление детям, что для появления ростков необходимы условия: наличие тепла и влаги.

2. Наблюдение за пророщенными семенами огурца, сравнение с сухими семенами.

Цель: Учить замечать  и выделять 

изменения, произошедшие  с семенами

 огурца. Закрепить представления детей о   способах и условиях необходимых для проращивания семян. Сравнение сухих и проросших семян. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира природы.

3. Наблюдение за вегетативным ростом огурца.

Цель:  Учить замечать и выделять изменения, произошедшие с семенами огурца. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Воспитывать желание ухаживать за растением, чтобы получить результат труда.

4. Наблюдение за первой стадией онтогенеза – стадия цветения огурца.

Цель:  Учить детей  замечать и выделять изменения, произошедшие с ростками огурца. Закреплять представления детей о необходимых условиях всех факторов внешней среды: влаги, тепла, света, питательных веществ, воздуха. Воспитывать наблюдательность.

5.  Наблюдение за второй стадией онтогенеза – стадия появления завязи, огурцов.

Цель: Учить детей  замечать и выделять изменения, происходящие с ростками огурца. Закрепить  знания детей о 

культурных растениях, о  том, что для роста и развития необходимы специальные условия: тепло, свет, вода, питательные вещества. Воспитывать любовь   и заботливое отношение к природе.

6.  «Как мы вырастили огурцы».

Цель: Рассмотреть растение, определить признаки изменений, подвести итог наблюдения с воспроизведением всего цикла роста и развития огурца. Воспитывать умение радоваться результатам совместного труда.

Цикл наблюдений за пауком.

1. Первый паук.

Цель: обратить внимание детей на то, что на улице появился первый паук. Отметить когда и при каких погодных условиях пауки выбираются из своих зимних убежищ.

2.Пауки бывают разные.

Цель: обратить внимание детей на то, что на улице встречаются разные пауки. Приучать ребят проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать разнообразные виды пауков

3. Паук – это не насекомое.

Цель: вспомнить с детьми нескольких насекомых (муха, комар, жук, муравей и др.) Рассмотреть нескольких насекомых (жука и муравья) и уточнить, сколько у них лап. Потом рассмотреть паука. Сравнить количество ног у насекомых (6) и у паука (8). Объяснить, что паук относится к паукообразным.

4. Что общего у всех пауков.

Цель: поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей об увиденном. Учить находить сходство и различая во внешнем виде разных пауков (размер, окраска, строение и др.).

5. Какие у паука лапы.

Цель: обратить внимание детей на необычные лапы паука. Дать задание самостоятельно провести наблюдение и высказаться об увиденном. Выяснить, что лапы у паука тоненькие и у многих покрыты крошечными волосками, они состоят из нескольких частей соединённых между собой. Такими лапами очень удобно вить паутину.

6. Паутина.

Цель: обратить внимание детей на то, как свита паутина. Показать, что несколько нитей крепятся к предметам как бы по кругу, а потом паук протягивает поперечные нити. Получается сеть по форме напоминающая круг. Поощрять самостоятельные наблюдения детей.

7. Паучиха.

Цель: обратить внимание детей на паука с белым коконом под брюшком. Объяснить, что это паучиха, она отложила яйца и свила вокруг него кокон (предложить детям рассмотреть кокон и сказать, из чего он сделан). Наблюдать за тем, где прячется паучиха (под комьями земли, в трещинах коры на солнечной стороне).

8 . Маленькие паучки.

 Цель: обратить внимание детей на то, что паучих с коконами уже не видно, но зато появилось очень много крошечных паучков – это вылупилось потомство из коконов. Дать задания наблюдать за тем, как передвигаются паучки (на маленькой паутинке летают по воздуху).

 9. Есть ли у пауков враги.

Цель: предложить детям провести самостоятельное наблюдение и выяснить есть ли у пауков враги. Показать, как муравьи несут в муравейник маленького паучка, как небольшие птицы (воробей, синица, трясогузка) склёвывают пауков. Объяснить, что пауки хищники они питаются насекомыми, но сами тоже являются пищей.

Цикл наблюдений за цветами (циннии).

1. Сажаем семена.

Цель: рассмотреть семена цветов (тонкие, длинные, похожи на иголочки). Объяснить, что из этих семян вырастут красивые цветы циннии, показать фотографию цветов. Посадить с детьми семена в заранее приготовленную клумбу.

2. Первые ростки.

Цель: ухаживать за посаженными семенами (поливать, убирать сорняки). Показать детям первые ростки цветов. Обратить внимание на то, какие они

маленькие и слабые. Продолжать ухаживать за ростками. Поощрять самостоятельность детей.

3. Ростки подрастают.

Цель: наблюдать за тем, как развиваются ростки (появляются новые листья, растёт стебель, от основного стебля отходят другие стебельки). Обратить внимание на то, что более сильные цветы растут там, где больше солнца. Уточнить представления детей об условиях роста и развития растений. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.

4. Скоро циннии зацветут.

Цель: обратить внимание детей на то, что на верхушках самых крупных цветов появляются крошечные соцветия. Объяснить, что скоро там появятся бутоны. Учить детей вести самостоятельные наблюдения.

5. Бутоны.

Цель: вести наблюдение за тем, как развиваются  и увеличиваются в размерах бутоны, как появляются новые маленькие бутончики. Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей

6. Циннии расцвели.

Цель: показать детям, как самые крупные бутоны цветов начинают распускаться, как они постепенно круг за кругом расправляют свои лепестки. Наблюдать за тем, как получаются красивые бархатные цветы

7. Наши циннии.

Цель: наблюдать за распусканием новых цветов. Обратить внимание на то, что самые крупные цветы распустились на главном стебле, а на отростках цветы поменьше. Любоваться красотой цветов.

 8. Опыление цветов.

Цель: обратить внимание детей на насекомых, которые кружат и садятся на цветы. Показать пчёл и шмелей в оранжевых «штанишках», объяснить, что так они их опыляют, т. е. переносят на своих лапках пыльцу с одного цветка на другой. Без опыления у цветов не будет семян

9. Цветы отцветают.

Цель: обратить внимание на то, что цветы, распустившиеся раньше всех, начинают вянуть. Лепестки опускаются вниз и опадают, а в середине цветка образуется «свечка», которая по степенно увеличивается в размерах.

10. Соберём семена.

Цель: рассмотреть цветы, которые уже совсем отцвели и высохли. На их месте осталась только большая «свечка», объяснить детям, что там находятся семена цветов. Собрать созревшие семена и сохранить их для посадки на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Перспективный план интегрированных занятий в старшей логопедической группе

Данный план будет полезен педагогам, работающими с детьми с нарушениями речи в условиях ДОУ. Соответствует ФГОС ДО....

Перспективный план итоговых мероприятий в средней группе

Перспективный план итоговых мероприятий...

Перспективный план работы с родителями старшей группы за 2016/2017 гг

Перспективный план работы с родителями старшей группы...

Перспективный план по ПДД в подготовительной группе

Перспективный план по ПДД в подготовительной группе «Ручеек» ...