Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности учителя-логопеда
методическая разработка

Тема самообразования.

 

«Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и

наглядного материала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

по развитию профессиональной компетентности

учителя-логопеда

Сорокиной Юлии Александровны

Тема самообразования.

«Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и

наглядного материала»

Сроки работы над проблемой

2020-2021

Проблема

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР)испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», в запоминании конкретного образа буквы и соотнесение его с определенным звуком. Основными причинами данного явления являются: нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза.  Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС определяют на этапе завершения дошкольного образования предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности, возникающие у детей с ОНР в процессе работы по подготовке к обучению грамоте. Чтобы подготовка детей к обучению грамоте была успешной и продуктивной, необходимо создать специальные условия.Большое значение в процессе логопедической работы имеет коррекционно-развивающаяигра, так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, а ее основная цель — обучающая.В ходе игры ребенок сможет правильно выполнить предложенное логопедом задание.Во время  подготовки к обучению грамоте, в группе необходимо создать и поддерживать специальную предметно-развивающую среду, обеспечивающую более успешное закрепление полученных знаний.Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются наглядным материалом. А также необходимо организовать четкое и грамотное взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Новизна заключается в создании необходимых условий для использования и усовершенствования разнообразных коррекцонно-развивающих игр, наглядных методов, приемов работы с детьми при активном взаимодействии с педагогами и родителями по вопросу  подготовки к обучению грамоте.Применение игр  и наглядного материала как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко и без принуждения.

Опыт систематизирован в едином сюжетном контексте с большим содержанием практического, игрового и наглядного материала.

Данная модель организации  коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при  подготовке к обучению грамоте будет способствовать более качественному усвоению ребенком принципов звукобуквенного анализа.  

Цель

Повышение профессиональной компетентности путем создания системы работы для эффективности коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР с использованием коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.

Задачи

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.

2. Изучить и проанализировать опыт других педагогов в данной области (посещение открытых мероприятий, просмотра публикаций на образовательных сайтах и сети интернет).

3. Разработать перспективный план работы с педагогами, воспитанниками и родителями.

4. Апробировать методические разработки по теме самообразования для педагогов  ДОУ (игры, наглядный материал, конспекты, досуги).

5. Экспериментально систематизировать полученные знания воспитанников, используя разнообразные формы работы с ними.

6. Доказать, что детей с ОНР можно подготовить к обучению грамоте наиболее эффективно посредством коррекционно-развивающих игр и наглядного материала, привлекая всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей).

Предполагаемый результат

1.Усовершенствовать собственные профессиональные навыки и умения, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;

2.Повысить уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;

3.Разработать и апробировать дидактические  игры и наглядный материал при изучении гласных и согласных;

4.Повысить уровеньподготовленности к обучению грамоте воспитанников;

5.Участвовать в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы;

6. Разработать и реализовать проекты: «Гласные-прекрасные», «От звука к букве»;

Содержание работы по теме самообразования

Этапы

Содержание

Сроки

Форма отчета

Отметка о выполнении

      2020-2021уч.год

Организационно-ознакомительный

1.Изучить нормативные документы по теме.

2.Изучить содержаниеАдаптированной Образовательной Программы Дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 «Родничок» г.Ворсма

(для детей с тяжелыми нарушениями речи)

3.Изучить психолого - педагогическую литературу по данной теме.

4.Консультация для педагогов Тема:«Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».

5.Определение показателей для диагностики по теме.

Педагогическая диагностикадетей в начале и в конце учебного года.

6.Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».

7.Консультация для родителей.

Тема: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

8.Анкетирование для родителей

Тема: "Готов ли ребёнок к обучению грамоте?"

9.Мастер-класс для педагогов

Тема:"Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

10.Итоговая диагностика

Сентябрь-октябрь 2020 г.

Ноябрь 2020г.

Декабрь 2020г.

Сентябрь

2020 г.

Май 2021г

Январь 2021 г.

Февраль 2021 г.

Март 2021г.

Апрель 2021г.

Май

2021г

Краткая аннотация основных документов.

Тезисы основных задач по проблеме.

Перечень литературы.

Материалы консультации

Перечень показателей.

Материалы консультации

Материалы консультации

Анкеты

Тезисы

Диагностические данные

2020 – 2021 уч. год

Основной

1.Составление рекомендаций для воспитателей   по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала.

2.Составление картотеки индивидуальных карточек на развитие звукового анализа и графомоторных навыков.

3.Разработка конспекта логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "День рождение Раи и Риты"

4.Изготовление игр:"Звуковой домик", "Умная машина", "Звуковые часы"

5.Разработка сценария досуга "В гостях у Деда Буквоеда"

6. Выставки: детских рисунков «Согласные-прекрасные», творческих работ «Самая оригинальная буква»

7. Консультация для родителей:«Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».

8.Консультация-практикум для педагогов "Предупреждение и коррекция оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР"

9.Конкурс"Весёлые стихи о гласных буквах"

10.Выставка коррекционно-развивающих игр и наглядного материала для подготовки детей с ОНР к обучению грамоте.

В течение учебного года

Сентябрь 2020г.

Октябрь 2020 г.

Ноябрь 2020г.

Декабрь 2020г.

Январь 2021г.

Февраль 2021г.

Март 2021г.

Апрель

2021г.

Май

2021г.

Рекомендации

Картотека.

Разработанные конспекты.

Игры

Сценарий

Выставка

рисунков

Консультация

Консультация

Итоги конкурса

Выставка(фото)

Итогово-обобщающий

1.Описание  педагогического  опыта.

2.Распространение в коллективе ДОУ.

3.Распространение опыта через выступления, перед педагогическим сообществом,  публикации на разных уровнях (муниципальный, региональный, фед.)

Сентябрь-декабрь

2020г.

Январь- апрель 2021г.

В течение всего периода работы над проблемой

Материалы опыта

Презентация проекта «От звука к букве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Документ содержит личностный, социальный, профессиональный компоненты повышения профессинализма учителя с учетом перехода на новые ФГОС...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя на  2016 – 2020 годы...

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя на 2014 – 2018 годы

Индивидуальная тема: «Работа с текстом на уроках иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетентности обучающихся».Цель: формирование коммуникативной компетентности обучающихся п...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

При внедрении СФГОС для обучающихся с ОВЗ процесс самообразования для каждого педагога становится особенно значимым. Данный перспективный индивидуальный образовательный маршрут профессиональной компет...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Индивидуальный планпрофессионального развития учителя русского языка и литературы...

Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителя...