Разработка положения об итоговом индивидуальном проекте Варианты положения
учебно-методический материал

Сюрина Галина Анатольевна

Индивидуальные итоговые проекты по предметам позволяют выявить интересы учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_proektah_5-9_klass_2017_.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района  Смоленской области

Принято

на заседании

методического объединения
от «___» __________20__г.

Утверждено

приказом директора

№_____________
от «___» __________20__г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектной и учебно-исследовательской

деятельности обучающихся

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МБОУ Относовской СОШ Вяземского района  Смоленской области  на основе ФГОС НОО и ООО.

1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно - деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.

1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.

II. Понятия

Проект - это  реалистический план, замысел о желаемом будущем.  Предварительный, предположительный текст какого-либо документа. Технические документы – чертежи, расчёты, макеты сооружений и т. д.

Метод «проектов» - это метод обучения (педагогическая технология), основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.

Метод проектов ориентирован на:

- самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую);

- совокупность разнообразных методов и средств обучения;

- интеграцию знаний и умений из различных областей;

- конкретно-практический результат, готовый к использованию.

Учебный проект – это  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта и оформленной в виде некоего конечного продукта.

III. Цель и задачи  учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Цель: сформировать умение у учащихся самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников и уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Задачи:

3.1. Развивать коммуникативные умения.

3.2. Вовлекать учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

3.3.Формировать  умения и навыки проведения экспериментов, самостоятельной работы с научной литературой, обработки полученных данных, составление отчета и доклада о результатах научно - исследовательской работы.

3.4. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

3.5. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.

IV. Характеристики проектной и исследовательской деятельности.

4.1 Проектная и исследовательская деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

4.2. Структура проектной и исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

         4.3. Проект – это «шесть П»

Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.

Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой - либо внешне выраженной форме.

Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

Продукт проектной деятельности -  конечный результат разрешения поставленной проблемы.

Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

V. Требования к построению проектно-исследовательского процесса

5.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.

5.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.

5.3. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

5.4. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

5.5. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.

5.6. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

VI. Формы организации проектной деятельности

6.1.Классификация проектов.

 По доминирующей деятельности:

-практико – ориентированный  (прикладной);

-информационный   (ознакомительно - ориентировочный);

-исследовательский;

-творческий;

- ролевой (игровой);

-телекоммуникационный.

 По комплексности (предметно – содержательной области):

- монопроект - (однопредметный) проводится в рамках одного предмета или одной области знаний под руководством учителя - предметника;

- межпредметный проект проводится под руководством нескольких специалистов в разных областях знания при использовании смежной тематики;

- надпредметный (внепредметный) выполняется в ходе факультативов, интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

По характеру контактов между участниками:

-внутриклассные;

-межклассные;

-внутришкольные;

-межшкольные;

-городские;

-региональные;

-межрегиональные.

По продолжительности:

- мини –проект – 1 - 2  урока;

- краткосрочный – от 3 до  6 уроков;

- среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев;

- долгосрочный  -  от одного триместра и более;

- годичный –  весь учебный год.

По числу участников:

- индивидуальный проект; 

- парный проект;

- групповой проект .

6.2.Виды проектов.

Исследовательский проект.

Обоснование актуальности избранной темы.

Определение объекта и предмета исследования.

Обозначение задач исследования.

Выдвижение гипотезы исследования с последующей её проверкой.

Определение пути  решения проблем. Освоение нового опытным путём.

Использование в проектной деятельности методов исследования: лабораторный эксперимент, социологический опрос, моделирование и т. д.

Обсуждение полученных результатов.

Выход на новый уровень проблемы.

Практико-ориентированный проект.

Постановка конкретной проблемы и определение способов  её решения.

Соблюдение жёсткой структуры самого проекта.

Получение  и использование в жизни конкретного материального продукта.

Информационный проект.

Планирование жёсткой структуры проекта с системой коррекции.

Сбор, анализ, обобщение, редактирование  информации.

Подготовка выводов.

Организация презентации.

Оценивание.

Творческий проект.

Планирование и соблюдение жёсткой структуры не самого проекта, а его оформления.

Создание проекта в подчинении жанра конечного результата.

Предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой (игровой) проект.

Структура, форма, результаты  продукта остаются открытыми до самого конца.

Подчинение логики ролей содержанию проекта.

Моделирование ситуаций.

Распределение «игровых» ролей в группах.

Проигрывание «виртуальной реальности». 

VII. Формы организации исследовательской деятельности

7.1. На урочных занятиях:

- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды.

7.2. На внеурочных занятиях:

- исследовательская практика учащихся;

- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии;

-  факультативные занятия;

- научное общество  учащихся;

- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

VIII. Организация проектной и исследовательской деятельности

8.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы.

8.2. Для осуществления проектной  и учебно-исследовательской деятельности учащихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.

8.3. Руководителями проектной и исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы.

Роль учителя в проекте:

Энтузиаст  - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели.

Специалист - обладает знаниями и умениями в нескольких областях.

Организатор - организует доступ к другим ресурсам и          специалистам.

Руководитель - особенно в  вопросах планирования         времени.

Координатор - координирует весь  групповой процесс.

Эксперт  - даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.

Помощник - обнаруживает ошибки и поддерживает         обратную связь.

8.4. Направление и содержание проектной и исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.

8.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся

8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).

8.6.Этапы работы над проектом

I этап - мотивационный

 Учитель:    заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный   настрой.

Ученики:    обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:

- определяются тема и цели проекта;

-  формулируются и уточняются задачи;

- уточняется информация (источники);

- вырабатывается план действий;

- определяются средства достижения цели;

- устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

-  согласовываются способы совместной деятельности.

III этап - информационно-  операционный (выполнение проекта)

Ученики:

- собирают материал;

- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;

- проводят исследование;

-  работают с литературой и другими источниками;

- непосредственно выполняют проект;

- оформляют проект;

- составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

  Учитель:

- наблюдает за ходом выполнения проекта;

 -координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;

- поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

- участвует в заседаниях групп;

- оказывает содействие процессу творчества учащихся;

- сам является источником информации.

IVэтап - рефлексивно-оценочный

Ученики:

- представляют проекты на экспертизу;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;

- оценивают достижение поставленных целей;

- осуществляют устную или письменную самооценку;

- исправляют или дополняют содержание проекта;

- рефлексируют;

 Учитель:

- выступает участником коллективной оценочной деятельности;

-переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.

8.7. Формами отчетности проектной и исследовательской деятельности являются:

– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;

– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.

IX. Критерии оценивания проектной деятельности

9.1.Критерии оценки проекта в начальной школе:

- значимость и актуальность темы;

- самостоятельность работы над проектом;

- полнота и правильность  раскрытия темы;

- оригинальность решения проблемы;

- артистизм и выразительность выступления при защите проекта;

-  раскрытие содержания проекта во время презентации;

- ответы на вопросы во время защиты проекта;

- качество выполнения продукта проектной деятельности.

9.2.Критерии оценивания проектной работы учащихся 5-х-11-х классов.

- Актуальность выбранного исследования.

- Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

- Четкость выводов, обобщающих исследование.

- Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

- Владение автором специальным и научным аппаратом.

- Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

- Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме.

- Умение вести дискуссию по теме.

- Владение иностранным языком (если защита ведется на иностранном языке).

- Технологичность и техничность исполнения.

- Художественный вкус.

X. Критерии оценивания исследовательской деятельности

9.1.   I этап – изучение представленных работ членами жюри.

II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических      секций, ведение дискуссии.

III этап – подведение итогов.

Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.

9.2.Критерии оценки

  1. Актуальность темы.
  • имеет большой практический и теоретический интерес
  • носит вспомогательный характер
  • степень актуальности определить сложно
  • не актуальна
  1. Новизна решаемой проблемы.
  • поставлена новая задача.
  • решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
  • задача имеет элементы новизны
  • задача известна давно.
  1. Оригинальность методов решения задачи, исследования.
  • решена новыми, оригинальными методами.
  • имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
  • используются традиционные методы решения.
  1. Научное и практическое значение результатов работы.
  • результаты заслуживают опубликования и практического использования
  • можно использовать в научной работе школьников
  • можно использовать в учебном процессе
  • не заслуживает внимания.
  1. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
  • использование известных результатов и научных фактов  в работе.
  • знакомство с современным состоянием проблемы
  • полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой.
  • ясное понимание цели работы.
  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
  • общее впечатление
  1. Участие в дискуссии
  • соответствие содержания вопросов теме исследования.
  • четкость формулировки вопросов
  • эрудиция оппонента
  1. Культура оформления работы
  • соответствие стандартным требованиям
  • качество приложений.
  • наличие тезиса выступления.
  • наличие рецензии на работу учащегося.

XI. Оформление материалов проектной и исследовательской деятельности

11.1. Методический паспорт учебного проекта:

- название проекта;

- руководитель проекта;

- учебный предмет, в рамках которого проводится работа;

- учебные дисциплины, близкие к теме предмета;

- состав учащихся;

- тип проекта по классификации;

- цели проекта;

- задачи проекта;

- вопросы проекта (3 - 4 проблемных вопроса);

- предполагаемый продукт проекта.

11.2 Оформление проектной папки  (портфолио).

Портфолио содержит:

- паспорт проекта;

- вся собранная информация по теме проекта;

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

- записи  всех идей, гипотез и решений;

- эскизы, чертежи, наброски продукта;

- материалы (сценарии) к презентации;

- другие рабочие материалы и черновики группы.

11.3 Оценочный лист исследовательской  деятельности учащихся.

 

     Критерии

1

Актуальность темы

2

Новизна решаемой задачи

3

Оригинальность методов решения задачи, исследования

4

Научное и практическое значение результатов темы

5

Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области

6

Участие в дискуссии

7

Культура оформления работы

Общий бал

Члены жюри:   __________________________

Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)

Общая оценка: 

  • 30 баллов и более – «отлично»;
  • 25-30 баллов – «хорошо»;
  • 20-25 баллов –  «удовлетворительно».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об итоговом индивидуальном проекте

Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО....

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...

Положение об итоговом индивидуальном проекте МБОУ "СОШ №2"

Положение предназначено для ознакомления учащимихся 9 класса по написанию итогового проекта...

Положение об итоговом индивидуальном проекте

Итоговый индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Положение составлено  в ...

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования...

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов

Положение является локальным нормативным актом (ГБОУ школа № 459), регламентирующим алгоритм работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего обр...