ПРОЕКТ «Бытовые отходы как экологическая проблема»
проект (11 класс)

Коротких Людмила Николаевна

Есть такое твёрдое правило:

встал поутру, умылся, привёл себя в порядок

 – и сразу же приведи в порядок свою планету».

 Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Проблема экологии сегодня охватила практически всю планету.
Неизбежный спутник цивилизации – всё возрастающее количество бытовых
и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут
по всей планете. В последнее время в мире экологическим проблемам стало
уделяться большое внимание. В среднем каждый человек в мире за день
образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни
миллионов тонн. Выше названная проблема актуальна и для моего села. Я
вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины
автомобильных дорог и берега  нашего пруда.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ПРОЕКТ        
«Бытовые отходы как экологическая проблема»

Есть такое твёрдое правило:

встал поутру, умылся, привёл себя в порядок

 – и сразу же приведи в порядок свою планету».

 Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Проблема экологии сегодня охватила практически всю планету.
Неизбежный спутник цивилизации – всё возрастающее количество бытовых
и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут
по всей планете. В последнее время в мире экологическим проблемам стало
уделяться большое внимание. В среднем каждый человек в мире за день
образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни
миллионов тонн. Выше названная
проблема актуальна и для моего села. Я
вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины
автомобильных дорог и берега  нашего пруда.
Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие
леса.
Человек за свою жизнь использует большое количество вещей; став
ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Так
ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора; как сохранить
красоту планеты? Могу ли я что-то для этого сделать? Мне интересно, куда
же должен деваться бытовой мусор?
Я люблю своё село и мне больно смотреть, как загрязняются его улицы
и окрестности вокруг , поэтому я и решила написать
индивидуальный итоговый проект по этой проблеме на тему «Бытовые
отходы как экологическая проблема».
Актуальность проекта состоит в том, что в настоящее время остро
стоит вопрос о том, как не превратить нашу планету в свалку гигантских
размеров. Хочешь что-то иметь – приложи собственные усилия к достижению цели. Например, все говорят, что хотят жить в красоте и
чистоте. Но что мы делаем для того, чтобы «чистота и красота»
сопутствовали нашей жизни?
Гипотеза: увеличение количества мусора в окрестностях села
может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к
отрицательному влиянию на окружающую природу.
Объект исследования: мусорные свалки в окрестностях села .
Предмет исследования: загрязнения бытовым мусором.
Методы исследования: наблюдение, анализ статистики, фотографирование,
изучение СМИ и интернет-ресурсов, литературы.
Цель проекта: выяснить, почему бытовой мусор является проблемой.
Задачи проекта:
1. узнать, что такое бытовой мусор и откуда он берётся;
2. познакомиться с классификацией основных типов бытового мусора;
3. узнать о способах утилизации твёрдых бытовых отходов;
4. познакомиться с тем, как решают проблему мусора в селе ;
5. определить пути решения проблемы по сохранению экологии села.

Бытовые отходы как экологическая угроза
1.1. Характеристика бытовых отходов
Проблема отходов существует с давних пор. Ещё древние люди,
обитавшие в пещерах, устраивали свалки мусора за пределами своих жилищ.
Такие отходы легко разрушались в результате естественных природных
процессов. Развитие цивилизации породило огромный рост количества
отходов.
Бытовые отходы – отходы, образующиеся в результате
жизнедеятельности людей и удаляемые ими как нежелательные или
бесполезные. В свою очередь, они классифицируются на твёрдые бытовые
отходы-отбросы, мусор.
К твёрдым бытовым отходам относят картон; газетную, упаковочную
или потребительскую бумагу; всевозможную тару (деревянная, стеклянная,
металлическая); вышедшие из употребления или утратившие
потребительские свойства предметы и изделия из дерева, металла, кожи,
стекла, пластмассы, текстиля и других материалов; сломанные или
устаревшие бытовые приборы – мусор, а также сельскохозяйственные и
коммунальные пищевые отходы – отбросы.
Твёрдые бытовые отходы (ТБО) являются отходами сферы
потребления, образующимися в результате бытовой деятельности населения.
Они состоят из изделий и материалов, не пригодных для дальнейшего
использования в быту.
Бытовые отходы могут находиться в твёрдом, в жидком и реже – в
газообразном состояниях. ТБО – совокупность твёрдых веществ (пластмасса,
бумага, стекло, кожа и так далее) и пищевых отбросов, образующихся в
бытовых условиях. Жидкие бытовые отходы представлены в основном
сточными водами хозяйственно-бытового назначения. Газообразные БО –
выбросами различных газов.
Бытовые отходы накапливаются в жилом фонде, учреждениях,
предприятиях общественного назначения (школах, дошкольных детских
учреждениях, гостиницах, столовых, больницах, домах культуры и других).
Норма накопления ТБО изменяется, отражая состояние снабжения населения
товарами, и в тоже время она в значительной мере зависит от местных
условий.

 Состав и объём бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят
не только от местности, но и от времени года, а также и от других факторов.
В городах и других населенных пунктах происходит наиболее
интенсивное накопление ТБО, которые при неправильном и
несвоевременном удалении и обезвреживании могут загрязнять
окружающую среду.

Сезонные изменения состава ТБО характеризуются увеличением
содержания пищевых отходов с 20 – 25% весной до 40 – 55% осенью, что
связано с большим потреблением овощей и фруктов в рационе питания.
Зимой и осенью сокращается содержание мелкого отсева (уличного смета –
опавшие листья, кора деревьев и так далее) с 20 до 1% в городах южной зоны
и с 11 до 5%
в средней зоне.
Нормы накопления ТБО – это количество отходов, образующихся на
расчетную единицу человек – для жилищного фонда, одно место в
гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов, в единицу
времени – день, год. Нормы накопления определяют в единицах массы (кг)
или объема (л, м3). [3, с.23]
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы:
- степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа,
водопровода, канализации, системы отопления);
- этажность, вид топлива при местном отоплении;
- развитие общественного питания, культура торговли, степень
благосостояния населения и так далее;
- климатические условия (различная продолжительность отопительного

периода от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной);
- специфика питания и другое.
1.2.Классификация основных типов бытового мусора.
По классификации мусор можно разделить на бытовой
мусор, специальные отходы и промышленный мусор.
К бытовым отходам относится:
 бумага, книги, тетради, журналы;
 стеклянные банки и бутылки;
 металлические банки из–под консервов;
 овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
 пластиковые упаковки;
 картонные пакеты из-под молока или сока;
 полиэтиленовые мешки и пакеты;
 изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
 изделия из древесины;
 металлические, железные, резиновые вещи (например, старые
игрушки) и многое другое.
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые
далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо
обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не
превращать в игрушки. Это и есть специальные отходы.
Вот некоторые из них:
 батарейки;
 остатки красок, лаков, клеев;

остатки косметики (лак для ногтей, жидкость для снятия лака, кремы);
 неиспользованные или просроченные медикаменты;
 остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты,
пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и другое);
 ртутные термометры;
 автокосметика.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника, так
как в ней присутствуют ртуть, медь, свинец и другое.
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора,
ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по
многим причинам.
Кроме бытовых и специальных отходов, есть ещё и отходы
промышленных предприятий (промышленные отходы), к которым относятся:
 радиоактивные отходы;
 ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
 мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических
производств и тепловых электростанций;
 соединения свинца и другое.
Огромное количество мусора, образующегося в результате
жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли
промышленности, занимающейся его переработкой.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора
представляет собой сложный комплекс разнообразных химических
соединений.
Класс опасности бытового мусора .


По уровню вредного воздействия на экологию и от того, какие они
имеют свойства, твердо бытовые отходы имеют классификацию и делятся на
5 категорий.
I класс опасности – материалы, которые несут реальную и серьезную
угрозу для экологии и людей. Сюда относятся следующие виды:
ртуть содержащие материалы (градусники, батарейки, люминесцентные

лампы).
II категория опасности – так же разрушает окружающую среду и опасен
для человека, однако в этом случае природа может восстановиться, если
своевременно убрать подобный мусор. К ним относятся аккумуляторы с
электролитами и машинные масла.
III категория опасности способна нанести меньший вред человеку и
природе. Но, при нанесении ущерба природе, период восстановления
прежнего состояния займет не меньше 10 лет. Это виды цементного раствора,
краски, ацетон, металлические предметы.
IV класс опасности ТБО – незначительно вредное утильсырье,
практически не опасны для человека. Они содержат в своем составе ценное
сырье, которое можно использовать в качестве вторичного сырья. Это древесина, макулатура, автомобильные покрышки, пластик.

V класс опасности отходов – вещества, свойства которых абсолютно
безвредны для человека. Осколки керамической плитки и посуды, обломки
кирпича, пищевые остатки, древесная стружка.

Мусорные свалки, как экологическая проблема для села
2.1. Экологическая обстановка в селе .
Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут
вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. То, как мы
воздействуем на окружающую среду, оказывает обратное действие и на нас,
и на все живые организмы, которые живут рядом с нами. Природа
саморегулирующая система, у неё нет никаких отходов.
Круговороты образуют в природе равновесие. Все организмы и породы
разлагаются и используются вновь и вновь. Однако деятельность человека
нарушает это равновесие, создавая массу неусвояемых отходов и мусора, и
загрязняя окружающую среду. Нет такой канализации, которая может
вынести человеческие отходы за пределами Земли.
Загрязнение и отходы – это всё то, что не может быть усвоено
природой, и стать частью ее круговоротов. Загрязнениями считают и
вмешательство человека в эти круговороты, когда производство различных
веществ нарушает равновесие в природе. Одни загрязнения просто не
приятны на вид, но безвредны. Другие, например, радиоактивные и
химические отходы, несут смертельную угрозу для всего живого. Пока
население было небольшим и число промышленных предприятий невелико,
их отходы ничем не угрожали окружающей среде. В наши дни положение
сильно осложнилось.
Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами приобрело
глобальный характер. Раньше проблема мусора считалась чисто городской.
Сегодня село также страдает от него. Мусором завалены обочины дорог.
Его мы встречаем в лесу и на лугу и в долинах рек.
Полиэтиленовые, консервные банки изуродовали ближайшие участки
леса. А ведь лес имеет незаменимую ценность не только как строительный
материал, но и как жизненно важный для человека компонент среды
обитания. А что же дальше?
Уже сегодня вряд ли у кого возникнет желание прогуляться в таком
лесу. Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом
серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор,
вернётся к каждому из них на участок в виде загрязнённой грунтовой воды,
токсичной пыли. Воду нельзя будет пить, овощи и ягоды будут отравлены и
не пригодны в пищу.
Экологические проблемы мира в целом и проблемы экологии в нашем
селе в частности, являются актуальными на сегодняшний день.

Экологические проблемы моего родного села .Раньше село утопало в зелени. На сегодняшний день озеленение села
очень слабое. Колхозные поля заросли молодыми соснами, между, которыми
лежит разнообразный мусор.
Река  сильно загрязнена отходами быта, жителей живущих
вдоль речки.  И на территории нашего водопада повсюду
находятся кучи мусора. А ведь наши предки в недавнем прошлом пили воду
непосредственно из рек и озер. Эта живая вода приносила им радость и
здоровье, обилие растительного и животного мира. Да это было, не так давно.
А что сейчас? Что будет завтра? Сейчас вода, которая нас окружает, не
только загрязнена моющими средствами, ядовитыми газами и другой
химией, она еще поражена той злостью, создаваемых людьми в их
враждебном отношении друг к другу. Водоемы
засоряются бытовыми и хозяйственными отходами местами превращаются в
свалки мусора. Это «мертвая» вода несёт всему миру болезни и
преждевременную смерть. В результате сброса сточных вод изменяются
физические свойства воды, на поверхности водоема появляются плавающие
вещества, а на дне образуется осадок. Меняется химический состав воды,
изменяется качественный и количественный бактериальный состав,
появляются болезнетворные бактерии. Загрязненные водоёмы становятся
непригодным для питьевого водоснабжения, теряют хозяйственное значение
и т. д.
Очень жаль, что люди не понимают и не знают обо всех «плюсах»,
которые дает нам природа.
2.2. Предложения по сохранению экологии села

Каждый человек на Земле может и обязан вносить свой вклад в борьбу
за сохранение природы, а для этого надо изменить производственную
деятельность человека, его образ жизни и сознания. Изменить суть
технологической цивилизации, придать ей природоохранный характер. Люди
Земли! Давайте изменим образ жизни и сознания, начнём с чистого листа в
2020г, начнем каждый с себя!
Администрация села  организовывает субботники по сбору
мусора с территорий. Учителя и ученики МКОУ Новотроицкой СОШ  регулярно
выходят на мероприятия по благоустройству территории, по уборке мусора у
водоемов и вдоль трассы. Хотя такие акции
проводятся довольно часто, всё равно на поверхности водоемов, а также по  ее берегам собирается много мусора.  В нашем селе мало специально
отведённых мест для сбора мусора, нет ящиков для сбора мусора.
Большой проблемой всего человечества стало пластиковая тара, потому
что в естественной среде для её разложения требуется около 300 лет. А если перерабатывать на мусороперерабатывающих заводах, нужны дорогостоящие
фильтры, поскольку в продуктах горения содержится большое количество
вредных веществ.
Бытовой мусор всё равно надо переработать. А как перерабатывать? Я
живу в селе.
Раньше   в  водоемах было много рыбы, а теперь её очень мало, потому что она гибнет от обычного бытового мусора и от того, что в водоемах моют машины и тракторы.
В результате этого изменяются физические свойства воды, на
поверхности водоёма появляется плёнка от масла и бензина, а на дне
образуется осадок. Меняется химический состав воды, изменяется
качественный и количественный бактериальный состав, появляются
болезнетворные бактерии. Загрязненные водоёмы становятся непригодным
для питьевого водоснабжения.
Что же делать? Как изменить экологию в моём селе и его
окрестностях?
Я предлагаю несколько путей решения экологической проблемы,
связанной с бытовыми отходами:
 установить в общественных местах села мусорные урны;
 установить мусорные контейнеры на улицах и своевременно вывозить
из них мусор на полигон БО;
 применять штрафные санкции к недобросовестным хозяевам и
предпринимателям, которые не берегут окружающую среду;
 находить новое применение некоторым бытовым отходам, то есть
давать им «вторую жизнь» ;
 можем участвовать в акции «Бумаге – вторую жизнь!» (собирать и
сдавать макулатуру);
 развесить запрещающие знаки в местах, не предназначенных для
свалки мусора;
 повысить экологическую культуру населения ;
 создать пункты приёма вторичного сырья (например, стеклотары);
 запретить сжигание мусора в населённых пунктах;
 продолжить проводить субботники по чистке территории.
Во время беседы с жителями нашего села, было установлено, что
- вывозят БО за село – 53% опрошенных.
- сжигают в печках – 39% опрошенных.

- просто выбрасывают – 5% опрошенных. Но куда? Может, на улицы села?
- закапывают в ямы – 3% опрошенных, но ведь некоторые отходы будут
разлагаться долгие годы и даже десятилетия.
Итак, мы видим, что большинство семей нашего села понимает, что
бытовые отходы нарушают экологическое равновесие, поэтому вывозят их на
полигон БО.

Заключение.
Мы пришли к выводу, что загрязнение окружающей среды бытовыми
отходами ведёт к нарушению экологического равновесия не только в
отдельных регионах, но и на планете в целом.
В заключении хочется отметить, что проблема мусора и его утилизации
встревожила меня, что привело к этой исследовательской работе. Я узнала,
что мусор утилизируется (сжигается) на свалках, что представляет опасность
для здоровья людей.
Цель исследования была достигнута.
Гипотеза о том, что увеличение количества мусора в окрестностях села
может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и
отрицательному влиянию на окружающую природу, была подтверждена.
Задачи решены, что позволяет сделать следующие выводы.
Переработка мусора – одна из важнейших проблем современной жизни.
Особенно тяжело бороться с выброшенным мусором в лесах и оврагах, на
берегах реки и пруда, так как помимо проблем, характерных для утилизации
мусора вообще, возникает проблема сбора этого мусора.
Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют
его: мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Они делают
это для того, чтобы облегчить его переработку на заводе.
Пока что люди придумали три разных пути утилизации мусора:
организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их.
Однако ни один из них нельзя считать абсолютно безопасным.
Вторичное использование отходов – наиболее бережный путь, но он не
всегда возможен. Вывоз мусора на свалку – самый дешёвый способ его
утилизации. Но при этом – мусор остаётся мусором.
Мы тоже можем
включиться в борьбу с мусором. Научимся быть экономными. Часто ,
ученики, не дописывают в тетради, оставляя чистые листочки. Не
выбрасывать же их! Можно сделать игрушки – сувениры в стиле оригами. На
улицах, в подъездах, около контейнеров, на берегу реки и пруда, на опушках
леса и других общественных местах прикрепить знаки, запрещающие
мусорить.
Самая главная причина загрязнения нашей планеты – это отсутствие
экологической культуры населения.
Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках и
внеклассных мероприятиях, чтобы показать в простой и доступной форме,
как скопления мусора влияют на окружающую среду и здоровье человека.
Учащимся в доступной форме можно рассказать об охране окружающей
среды, о вторичном использовании сырья. Когда  учащиеся сами поймут эту
проблему, тогда не выбросят обёртку от конфет, бумажки на тротуар.
Я поняла, что бытовые отходы, действительно, загрязняют природу и
наносят большой вред человеку и другим живым организмам. Чем больше
человек присоединится к решению экологической проблемы, тем больше
будет пользы нашему селу. Я считаю, что если мы хотим жить в
экологически благополучном селе, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, то нужно изменить своё отношение к бытовому мусору как властям,
так и жителям села. Народная мудрость гласит: «Чисто не там, где
убирают, а там, где не мусорят».
Проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора
нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей
квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел.
Давайте все вместе сделаем нашу планету чище!
В работе были использованы методы получения данных: наблюдение,
опрос, метод статистической обработки, анализ литературы, сравнение, доказательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)

Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты  утилизации и...

Тема проекта: «Бытовые отходы человечества. Как спасти свой город от мусора?»

ull;Целью данной работы было изучение влияния отходов жизнедеятельности человека для нашего города и планеты в целом.•Гипотеза: Мусор не оставит места для дальнейшего размножения и развития чел...

Методическое пособие для учителей-дефектологов по обучению детей раздельному сбору отходов и экологическому воспитанию

Данное пособие содержит теоретические и практические материалы, сценарии, конспекты уроков для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями по обучению учащихся раздельному сбору бытовых отходов и ...