Мастер-класс (текст выступления) «Практическое применение результатов научно-исследовательской деятельности: межпредметные связи на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях». РМО молодых специалистов
статья

Копылова Дарья Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое применение результатов научно-исследовательской деятельности: межпредметные связи на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях

Научно-исследовательская деятельность педагога может заключаться не только в проектной деятельности с учащимися (хотя это немаловажно), но и в собственных научных изысканиях по преподаваемому предмету, попутно «касаясь» смежных дисциплин или совершенно, но только с первого взгляда, «не подходящих» к исследуемой предметной области других предметных областей.

Будучи учителем русского языка и литературы, я вместе с детьми или одна писала работы не только по филологии, но и, например, по психологии, предметам начальной школы и т.д.

Слайд 1. Сегодня мне хотелось бы провести с вами небольшой мастер класс по практическому применению результатов научно-исследовательской деятельности, а именно показать на вас, как на детях, как осуществляется применение межпредметных связей на уроках русского языка, литературы и внеклассных мероприятиях именно мной.

Слайд 2. Связь с физической культурой, здоровым образом жизни, если говорить о точной научной области – связь с нейрофизиологией (с физиологией).

Слайд 3. Выполнение физ. минуток («симплов», авторское название упражнений нейрофизиолога Аллы Козуровой), направленных на активизацию межполушарного взаимодействия мозга ребёнка через упражнения на развитие координации, самоконтроля, внимания, памяти учащихся (важно обращать внимание на детей, у которых не получается делать симплы или получается не всё из физического упражнения, это сигнал мозга, что что-то в развитии идёт не так):

1.Симпл «Повтори наоборот» – голову вверх, руку вниз и т.д.

2.Симпл «Ангел машет крылышками» – исходная позиция –  руки вниз, прижаты к туловищу, ноги на ширине плеч; на раз – в прыжке руки вверх одновременно ноги в стороны, на два – в исходную позицию.

3.Симпл «Юлий Цезарь» – левой рукой махи вверх-вниз с ускорением темпа, правой рукой в воздухе «рисуем» буквы своего имени или алфавит, цифры, фигуры и т.д. Усложнение: поменять руку; второе усложнение: поднять ногу, или подпрыгивать.

4.Симпл «Смотри и слушай!» – учитель показывает и проговаривает, какое упражнение нужно делать учащимся, в один момент он говорит не то, что делает, дети должны сделать словесно озвученное упражнение (не то, что показано учителем).

5.Симпл «Быть в моменте» – дети молча с закрытыми глазами трогают свою руку, осознавая, что это их рука, затем другую, затем нос, а потом, открыв глаза, вспоминают кто они, где и как нужно вести себя в этот момент.

Слайд 4. Связь с нейролингвистическим программированием происходит на двух этапах урока:

Слайд 5. Первый этап в начале урока – так называемый эмоциональный настрой, активизация класса к уроку посредством технологии моделирования успешности предстоящей деятельности через аффирмацию дня или «якоря».

Аффирмация – повторяющаяся фраза, программирующая мозг посредством внушения на то или иное событие, например, фразы «у меня нас/вас всё получится», «вы напишите тест на отлично», «сегодня замечательный день, мы плодотворно поработаем».

«Якорь» –  метка или ассоциативная связь в сознании человека, вызывающая у него конкретное состояние, например, фраза – «ребята, закройте глаза, вспомните самый счастливый день в вашей жизни, когда было ваше день рождения, когда вам подарили щенка и т.д., вам хочется улыбнуться? Запишите одним словом то, что делает вас счастливым»

Слайд 6. Второй этап в конце урока – так называемая «Нужная» рефлЕсия (учащийся обязательно запомнит тот итог урока, который проговорил самостоятельно, направленный в нужное русло педагогом) –  подведение итогов урока детьми с помощью задания «Продолжи фразу», например, «на уроке мне понравилось…», «больше всего мне запомнилось…», «я должен повторить к следующему уроку…».

Слайд 7. Связь с исследованиями в области краеведения или граждановедением, например, использование на уроках внеклассного чтения или внеклассных мероприятиях по литературе презентаций исследовательских работ.

Слайд 8. Перед вами часть презентации к исследовательской работе 10-классника Ерёмина Виктора «Общественная организация Марксовского района Саратовской области «Музыкально-поэтический клуб «Парус»».

Слайд 9. Используются части интервью с создателем и руководителем данной организации.

Слайд 10. Аннотирование поэтических сборников.

Слайд 11. Реферирование статей периодических изданий, посвящённых данной теме.

Слайд 12. Изучение архивных материалов – межпредметные связи с источниковедением (демонстрация официальных писем, телеграмм, программ мероприятий, наград).

Слайд 13. Межпредметные связи с когнитивной лингвистикой, например, демонстрация элементов научного исследования «Речевой этикет в транспорте», а именно предмета исследования, то есть дискурса (затранскрибированного разговора) и самих аудиозаписей на уроке родного (русского) языка с темой «Обращение в русском речевом этикете» (демонстрация примеров аудиозаписей). На примере прослушанного материала изучаются новые для пятиклассников термины: «обращение», «формулы общения», общение «на ты» и «на Вы» и т.д.

Слайд 14. Межпредметные связи с психологией – элементы урока или классного часа, направленные на снятие подавленной агрессии, снижения уровня тревожности, поднятия уровня самооценки учащихся и т.д.

Слайд 15. «Сказкотерапия» – метод психологической коррекции, проектная методика, когда посредством соотнесения себя с героем любимой сказки ребёнок анализирует особенности своей личности через анализ характера любимого героя сказки, анализирует свои взаимоотношения с людьми разбирая происходящие события в сказке и т.д.

Слайд 16. Вещетерапия похож на сказкотерапию, заданием может быть описание вещи от её лица, ребёнок описывает своё состояние и свою самоощущение в семье или в классе.

Слайд 17. Метафорические карты – трактовка рисунка со связью настроения и т.д.

Слайд 18.Телесно-ориенирования терапия – заданием может быть прислушаться к своему телу, вспомнив самый большой свой страх или гнев, разочарование и т.д. Понять, где именно, в какой части тела «прячется» это чувство, а при возникновении стрессовых ситуаций, например, помогать себе физически. Например, ученик 5Б класса заикается, когда волнуется при ответе на уроке, страх у него прячется в солнечном сплетении, когда он отвечает, то массирует это место на теле, заикания проходят.

Слайд 19. «Письмо обиды» – ребёнок пишет письмо гнева, страха или обиды к тому человеку, к кому относятся эти чувства, не подбирая слов, читает его и рвёт на мелкие кусочки. Движения при стрессе – действие, которое снимает напряжение; письменное «высказывание» своих эмоций также способствует снятию накала негативных чувств.

Слайд 20. «Уничтожитель» проблем – на надутый воздушный шарик маркером пишутся слова-проблемы, шарик лопается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Небольшая статья посвящена межпредметным связям на уроках русского языка и литературы...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

В работе говорится о роли межпредметной деятельности на уроках русского языка и литературы, предлагается перечень тем межпредметных работ по предмету...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Курсовой проект "Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы"

Курсовой проект представлен в форме презентации, в котором раскрываются вопросы актуальности темы, роли межпредметных связей в обучении...