"Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
статья

Прыгаева Лариса Анатольевна

английский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Согласно ФГОС важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться». В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения.

Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь, а впоследствии – речь письменная.

Для формирования у учащихся навыков смыслового чтения необходимо помнить, что в методике преподавания иностранных языков наиболее распространённой классификацией видов чтения является классификация по характеру извлечения информации из текста. Выделяют четыре вида чтения: ознакомительное (направлено на целостное восприятие всего текста), просмотровое (имеет целью определение только темы текста), поисковое (поиск конкретной информации в тексте, заданной перед чтением), изучающее (полное осмысление и понимание всего текста и его разделов).

Для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей используются различные комбинации приёмов, которые в научной литературе определяют как «стратегии смыслового чтения».

Работа с любым текстом на уроках английского языка предполагает три этапа:

  1. предтекстовый;
  2. текстовый;
  3. послетекстовый.

Для каждого этапа работы с текстом характерны свои стратегии.

Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом на английском языке до чтения.

К таким стратегиям относятся:

  • ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
  • мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
  • глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
  • предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
  • рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);
  • прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).

Использование перечисленных стратегий способствует актуализации изученной лексики у учащихся на уроках английского языка, развитие языковой догадки.

Целью стратегий на текстовом этапе является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

К таким стратегиям относятся:

  • чтение в парах;
  • чтение с пометками;
  • чтение с вопросами;
  • чтение с остановками;
  • тайм-аут (паузы для сохранения информации);
  • преобразование текста в таблицу;
  • компрессия текста (план в вопросах, с ключевыми словами);
  • кластер.

На данном этапе учащиеся практикуются формулировать собственное мнение и сотрудничают в поиске заданной информации в рамках развития коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Кроме того, работая с разными видами текстов на английском языке, у учащихся совершенствуется навык выделять существенную информацию и осознанно строить высказывания в устной форме.

Целью стратегий послетекстового этапа является применение, использование материала в самых различных ситуациях.

Распространённые стратегии этого этапа:

  • отношение между вопросом и ответом;
  • вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
  • ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов)
  • простые (Кто? Когда? Где? Как?)
  • уточняющие (Правильно ли я понял..?)
  • практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)
  • интерпретационные (Почему?)
  • творческие (Что будет, если..?)
  • оценочные (Как вы относитесь ?);
  • взаимовопросы;
  • синквейн;
  • сводные таблицы;
  • задание на соотнесения;
  • верно, неверно, нет информации;
  • проверочный лист;
  • люкентекст (текст с пропусками);
  • изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
  • восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).

При регулярном применении послетекстовых стратегий на уроках английского языка у учащихся формируется умение адекватно использовать средства для построения диалогического или монологического высказывания, использовать в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы английского языка в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте.

Таким образом, развитие способностей смыслового чтения при работе с учебными текстами на английском языке помогут учащимся овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Современные реалии требуют, чтобы ученики успешно использовали полученные знания, умения и навыки не только в процессе учебной деятельности, но и в реальных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

Практические приемы смыслового чтения на уроках английского языка.

В документе Word и презентациях (для начального и старшего звеньев) представлены некоторые практические приемы смыслового чтения, которые можно активно использовать на уроках английского языка при изу...

Приемы смыслового чтения на уроках английского языка.

Это статья о приемах смыслового чтения, которые можно применять на уроках английского языка при чтении текстов....

Приемы смыслового чтения на уроках английского языка

Данную презентацию можно использовать для выступления с мастер-классом перед коллегами....

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитыв...