Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы
учебно-методический материал

Присяжникова Елена

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноценному овладению приемами умственной деятельности, так как в ее  основе лежит получение ребенком готовых знаний, а не развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности. Однако жизнь  порой ставит перед   человеком задачи, для решения которых не обойтись без творческого мышления. В настоящее время поиски эффективных путей и средств обучения становятся более активными. Основным средством для повышения уровня образования служит интенсификация учебного процесса, внедрение активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx47.55 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене

Описание опыта работы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноценному овладению приемами умственной деятельности, так как в ее  основе лежит получение ребенком готовых знаний, а не развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности. Однако жизнь  порой ставит перед   человеком задачи, для решения которых не обойтись без творческого мышления. В настоящее время поиски эффективных путей и средств обучения становятся более активными. Основным средством для повышения уровня образования служит интенсификация учебного процесса, внедрение активных методов обучения.

         Современный урок предполагает в числе одной из важнейших задач значительное расширение форм учебной деятельности учащихся, исходя из этого, я считаю, что учебно – воспитательный процесс должен строиться как общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников – педагога и учащихся, учащихся между собой. Имея возможность проявлять на занятиях инициативу, брать на себя ответственность, предлагать свою точку зрения, учащиеся во многом приобретают статус субъекта учебной деятельности. Обучение становится их собственным делом, а не только делом преподавателя.

Основой своей педагогической концепции считаю: каждый ученик – это субъект, к которому я обращаюсь не для того, чтобы ему что–то внушить, а для того, чтобы  стимулировать его активность, привлечь его к сотворчеству.

Именно так я строю учебно-воспитательный процесс при использовании   метода проеков как способа формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания.

Почему я остановила свой выбор на методе проектов?

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проекта, на мой взгляд, стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.  “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить,” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности. Достижение учащимися уровня образованности, соответствующему их личному потенциалу должно стать результатом образования. Формирование творческой личности, способной к дальнейшему самообразованию – это социальный заказ современного общества образованию. Поэтому методы исторического исследования на уроках истории и во внеурочное время являются приоритетными в процессе организации обучения. Исходя из основных задач модернизации российского образования, я определила для цель своей преподавательской деятельности - разработать теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности развития интеллектуальных умений и навыков учащихся среднего и старшего звена при использовании на уроках истории и обществознания метода проектов.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и описать основные методы проектной технологии.

2. Апробировать метод проектов на уроках истории и обществознания с пятого по     одиннадцатый класс.

3. Описать пирименение метода проектов в среднем и старшем звене на уроках истории и обществозания.

4. Провести эксперментальную проверку эффективности развития интеллектуальных умений и навыков учащихся при применении метода проектов.

5. Проанализировать результаты педагогической деятельности по внедрению метода проектов в среднем и старшем звене.

Гипотеза: если на уроках и во внеурочной деятельности использовать метод проектов, это позволит:

  • пробудить у учащихся интерес к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения новым учебным материалом;
  • нацелить учащихся на самостоятельное овладение знаниями;
  • сформировоть рефлексивное мышление;
  • развить субъективную активность;
  • расширить кругозор учащихся, сделать богаче их внутренний мир.

Моя задача как учителя – формировать интегративные и коммуникативные компетенции учащихся на уроках истории и обществознания через содержание предмета, через развитие мыслительной, исследовательской и практической деятельности.

Эмпирическая и методолгическая база диагностики – классы подростковой школы и 10-11 классы старшей школы.

Новизна опыта

Метод проектов, апробированный на практике в среднем и старшем звене, позволяет строить процесс образования на качественно новом уровне, отвечающем запросам времени.

Актуальность данного педагогического опыта заключается в том, что в нем дано описание типологии учебных проектов, приминение мотода на разных ступенях обучения, диагностирование результатов, полученных в сренем и старшем звене, обоснование необходимости внедрения метода проектов в учебную практику.

2. Основная часть.

2.1. Обоснование проблемы

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского  поведения в жизни человека, исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Обществу требуется совершенно новая личность - личность активная, коммуникабельная, мобильная, готовая принимать непростые решения, преодолевать трудности, преподносимые временем. К сожалению, не всегда выпускник современной школы отвечает всем этим требованиям. Вот почему получается парадокс: вроде бы ученик, успевающий  по всем предметам в школе неплохо, за стенами школы «теряется», не может найти своего пути, реализовать свои возможности, занять достойное место в обществе. Причина этого явления в том, что в школе ему не приходится  искать решения проблем самостоятельно, учителя дают  готовые ответы: «Делай, как я, и не рассуждай!» И ребенок отучается  от самостоятельности решений и поступков, становится инертным, ждет помощи со стороны.

Исходя из этого, я считаю, что современная школа должна пересмотреть подходы к обучению и воспитанию школьников, должна использовать в своей педагогической практике активные формы и методы, побуждающие учащихся к мыслительной и практической деятельности, без которой нет движения вперед.

2.2.Описание опыта.

Проектная методика относится к личностно ориентированному обучению, поскольку весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения, оценить сложность проектной деятельности. «Проект» - буквально «брошенный вперед», т.е прототип. Прообраз объекта или деятельности: поэтому проектный меод предполагает использование окружающей среды (исторических фактов) как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Активное включение школьников в создание проектов дает им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы.

Основная задача метода проектов -   развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Организация учебного процесса на основе метода проектов всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.  Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Практика моей работы показала, что основными условиями успешности проектной технологии являются:        четкость и конкретность постановки цели проекта; определение планируемых результатов; констатация исходных данных.

2.3. Типология проектов.

В образовательной практике применяются разнообразные типы проектов, которые можно классифицировать по различным основаниям:

  • по маштабу – групповые, общешкольные, региональные, международные;
  • по продолжительности – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по характеру деятельности – исследовательские, прикладыне, информационные;
  • по предметной содержательнсоти – предметные, межпредметные, системные;
  • по характеру управления – непосредственные, сетевые.

Использование  исследовательского метода на практике  привело к изменению моей позиции учителя: приортетной задачей педагогической деятельности стала организация познавательной, исследовательской деятельности моих учеников. Как следствие, изменился и психологический климат в классе, так как учащимся пришлось переориентировать свою учебную деятельность: на первый план вышли разнообразные виды самостоятельной , исследовательской, поисковой, творческой деятельности.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

        Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1.Начинать работу следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2.Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

6.Защита проектов, оппонирование.

7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Я считаю, что внедрение метода проетирования в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если учащиеся будут не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но и «добывать» их, решая познавательные задачи.

Применение такой формы организации учебной деятельности, как метод проектов, на мой взгляд, позволяет разнообразить виды уроков, сделать их наиболее интересными и запоминающимися.

2.3.Практика применения метода проектов на уроках истории и обществознания.

Мной были изучены и апробированы различные виды пректной деятельности (Приложение №1). Так в 5 классе при изучении истории Древнего мира мы с учащимися разрабатывали прикладной проект «По следам древних людей». Целью работы было научиться тому, что когда-то открыл древний человек, попробовать все своими руками. В мастерской «первобытного художника» учащиеся с увлечением выцарапывали наскальные рисунки, пробовали создать модель доисторического жилища из «костей» и «шкур» мамонта. (Приложение №2) Во время изучения  культуры Древнего Египта учащиеся работа над созданием проекта документа, выполненного с помощью иероглифов, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать «клинописью» на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектами и лучше усваивали соответствующий учебный материал. В процессе работы над проектом они «проживали» конкретные ситуации, создавали « исторические продукты».

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах целесообразно, на мой взгляд, разрабатывать разнообразные ролевые и игровые проекты. В этом возрасте, по данным психологов, происходит переход от догматической правильности к критической оценке действительности. Школьники уже умеют самостоятельно работать с дополнитеной информацией: энциклопедиями, справочниками, Интернет – ресурсами. Применение метода проектов на уроках на средней ступени обучения способствовует повышению личной уверенности каждого участника, его самореализации и рефлексии, а также развивает осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий. При изучении истории Древней Руси шестиклассникам было предложено создать проекты дневников выдающихся государственных, политических и культурных деятелей (Приложение №3). На данном этапе овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Учащимся 6–7-х классов предлагается, по желанию, принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей. На этом этапе продолжают формироваться предметные и информационные компетенции учащихся и оформляются в определённую систему. Ребята осваивают навыки работы в группе, формируется их готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию.  Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.

На мой взгляд как отдельные элементы, так собственно и технологию проекта возможно применять и в конце изучения темы по определенному циклу как один их видов обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну – две недели ребятам объясняется тема и модель анализа проблемы, которая состоит из следующих элементов:

1.        исторический анализ проблемы;

2.        выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы;

3.        разделение изучаемой темы на отдельные вопросы;

4.        поиск и разработка частных задач одной общей проблемы;

5.        предложение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.

Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования проблемы и выявления трудностей  ее решения, учащимися в ходе спора намечаются возможные пути решения проблемы, которые обсуждаются в ходе дискуссии.    Так в 8-ом классе был проведен урок по теме: «Итоги и значение Великой Французской буржуазной революции», на котором были использованы элементы проектной технологии. Ученикам было предложено проанализировать два проблемных задания, касающихся значения Французской революции:

•        доказать тезис «Французская революция – отрицательное явление в истории Франции и мировой цивилизации»;

•        доказать тезис «Французская революция – прогрессивное явление в истории Франции и мировой цивилизации».

Были созданы две группы, которые подготовили и защитили проект по каждому тезису. В ходе дискуссии ученики определили, что Французская буржуазная революция имеет как позитивные, так и негативные последствия для развития Франции и мировой цивилизации.

Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. К 10-11 классу учащиеся психологически готовы к принятию новой социальной роли и позиции. Происходит становление личностной и гражданской позиции, формирование чувства значимости, способности к самообразованию, готовности к ответственным соицальным отношениям. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”. Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности. Выбор темы определялся следующими факторами:

  • рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
  •  исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно ориентированных знаний;
  •  возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений; события недавно завершившегося XX века теперь интересно осмыслить и обобщить;
  • разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
  • работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

Конечным продуктом проекта стали доклады одинадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цель: создать целостное представление об истории России XX века.

Задачи проекта:

  • выяснить связи между историей семьи и историей страны;
  • повысить интерес к изучению истории;
  • вызвать чувство гордости за своих предков;
  • формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Работа над проектом была разделена на шесть этапов.

1.Информационный.        Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.Плановый.        Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.Поисковый.        Сбор и анализ информации, работа с источниками

4.Обобщающий. Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.Этап представления и защиты проекта.        Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.Аналитический.        Рефлексия.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проектной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное - способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок. По ходу работы над проектами у учеников возникали трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям требовалась поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы. По итогам работы одиннадцатиклассники представили проекты под общим названием “XX век в истории России и моей семьи” (Приложение №4). Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, учащимся было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Одни освещали время Перестройки, другие годы брежневского “застоя”, годы Великой отечественной войны, весь XX век. Ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д. При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:

  •  изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
  •  они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;
  • в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;
  • работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
  • многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.

Проектную технологию я применяю не только при обобщении и систематизации знаний, но и при изучении нового материала, контроля знаний, а также во внеурочной деятельности. Так, например, при изучении  темы «Российская государственная символика»  (в рамках  спецкурса) я предлагаю учащимся выполнить проект в контексте данной темы.  Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории Отечества. Ознакомление с важнейшими государственными символами: гербом, флагом, гимном нашей страны -  является важной частью общей системы гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся. Современные образовательно-воспитательные программы подчеркивают особую значимость построения гражданского общества, в свете чего задачей образования становится воспитание детей гражданами России и формирование у них чувства сопричастности к судьбе своей Родины, что возможно, в том числе, и через изучение государственной символики. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Цель проекта: формирование у учащихся чувства сопричастности к судьбе своей Родины через пропогандирование российской государственной символики.

Задачи проекта:

Образовательные и развивающие:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • приобретение навыков групповой работы

Воспитательная:

  • формирование гражданских и патриотических чувств, уважительного отношения школьников к государственным символам России, к ее многовековой истории, воспитание чувства гордости за Отечество.

Структура тематики проекта

Центральное понятие и тема «Государственная символика», которая складывается из подтем: «История возникновения Российского герба», «История возникновения Российского флага и гимна», «История возникновения Российского флага»,  «Современная символика РФ».

Соответственно определены основные вопросы, которые будут изучаться, разрабатываться  и освещаться при защите проекта по рабочим группам.

Задание группам

Сбор информации, анализ и составление текста по вышеперечисленным темам и оформление конечного результата в буклеты, публикации, мультимедийную презентацию.

Формирование групп и распределение тем.

Этапы и время работы над проектом

1.Запуск проекта. Постановка цели, выбор темы, выявление проблемы, формулировка задач, формирование рабочих групп. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов исследования. Составление плана работы, распределение обязанностей.  Консультации.

2.Самообразование и актуализация знаний. Определение источников информации. Сбор информации. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и т.д. Анализ информации. Составление структуры документа группы. Консультации.

3.Оформление проектного задания. «Материализация» проекта. Подготовка выступления при защите проекта. Консультации.

4.Обобщение результатов и выводов – защита проектов: цель проекта, выступление групп, дискуссия, выводы. Оценивание результатов и процесса. Анализ успехов и ошибок.

Таким образом, проектная технология создает условия для творческой, самостоятельной деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, что побуждает ребят проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию, самоорганизации и самореализации.

3. Заключение

Работая на протяжении нескольких лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей, убеждена в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно повышать за счет использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность, основанная, прежде всего, на развитии самостоятельности учащегося, гибкой организации процесса обучения, в результате наиболее полно обеспечивает современные требования к развитию личности ученика. При этом учитываются его индивидуальные интересы и способности, осваиваются поисковые действия, системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.

Использование метода проектов позволяет мне развивать у школьников способности, которые формируются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким способностям можно отнести:

  • коммуникативные – обсуждение проекта, консультации учителя, презентация проекта, импровизация;
  • личностные – самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, логика, ответственность, предприимчивость;
  • социальные – коллективная деятельность, самодисциплина, толерантность.

Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения:
  • позволяет реализовать педагогические ели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Ни один другой метод так не формирует ответственность, как это делает проектное обучение. Гордость за результаты труда, поиск рациональных вариантов решения проблемы повышает имидж учащихся, снимает со многих учащихся ярлыки «безразличных» и «безответственных».

Проектное обучение создает мотивацию для самообразования и самоорганизации – это, пожалуй, его самая сильная сторона: по моим наблюдениям более 80% учащихся, выполняя проект, обращаются к учебникам, учебно-методической и специальной литературе. Использование метода проектов в педагогической деятельности определяется необходимостью формирования личности XXI века,  личности новой эпохи, когда определяющими факторами  развития общества являются интеллект человека и информация.

Таким образом,  гипотезу, выдвинутую мной, можно считать доказанной: использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет пробудить у учащихся интерес к активной мыслительной и практической деятельности;  нацеливает  на самостоятельное овладение знаниями; формирует рефлексивное мышление; развивает субъективную активность; расширяет  кругозор учащихся, делает их внутренний мир  богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Тема статьи: «Способы активизации познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»Статью подготовила учитель истории и обществознания Банкетова С.А.Одними из эффективных спо...

«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...