Правовое просвещение родителей (законных представителей) как форма разрешения педагогических конфликтов.
учебно-методический материал

Фомина Олеся Геннадьевна

Методческие рекомендации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_prosveshchenie.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации начинающему учителю по правовому просвещению родителей (законных представителей) как форма разрешения педагогических конфликтов.

В образовательных организациях педагогические работники должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний родителей (законных представителей) в сфере правового просвещения как форма разрешения педагогических конфликтов.

Соответствие образовательной организации требованиям для успешной и продуктивной организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей) является наиболее важным условием реализации данной работы.

Одним из важнейших социальных институтов являются учебные организации, в которых педагогические работники способствуют повышению уровня правовых знаний родителей (законных представителей) и обучающихся для того, чтобы родители (законные представители) могли активно принимать участие в правовом просвещении детей.

Педагогические работники должны:

  • помочь родителям (законным представителям) понять возможности своего ребенка, оценить их социальный статус;
  • направить родителей (законных представителей) на обеспечение и защиту прав ребёнка;
  • создать условия родителям (законным представителям) для того, чтобы адаптировать детей к социальной жизни;
  • способствовать профилактике правонарушений среди обучающихся, помогая родителям (законным представителям) повысить ответственность своих детей;
  • ознакомить родителей (законных представителей) со способами, методами решения конфликтных ситуаций в семье, образовательной организации.

Родители (законные представители) играют важную роль в нравственном воспитании и обучении детей. Для усвоения системы общечеловеческих ценностей родители (законные представители) обязаны помочь своему ребёнку. Если проводить работу с родителями, она будет более эффективна на основе определения ценностной ориентации родителей, уровня их правовых и общих знаний, их жизненной ситуации. Для того чтобы это определить необходимо использовать диагностический инструментарий (тестирование, анкетирование, опрос родителей). Необходимо родителей (законных представителей) сделать наиболее активными участниками в работе с обучающимися.

Родители (законные представители) должны быть вовлечены в государственное и общественное управление ( деятельность попечительского совета, совета управляющих, родительского комитета, совета родителей, семейных клубов, творческих объединений, благотворительность и спонсорство). Работу с родителями можно проводить на базе учебных заведений, лекториев, домов культуры, социальных центров, клубов.

Педагогические работники должны организовывать мероприятия, которые направлены на правовое просвещение родителей (законных представителей), где наиболее важное значение занимает семейно – правовой аспект. Поэтому участники образовательного процесса – родители (законные представители) обучающихся – должны получить более глубокие знания в области семейного права, бесплатные юридические консультации по вопросам родительских правоотношений, знания и навыки по урегулированию педагогических конфликтов.

Важнейшим условием к проведению данных мероприятий является активная творческая форма проведения занятий, которая направлена на создание родительских компетенций с помощью приобретения теоретических знаний, умение применить их в конкретных жизненных ситуациях. Рекомендуется использовать видеоконференции и другие дистанционные технологии, а также работа со справочно-правовыми системами.

Цели, направленные на повышение правового просвещения родителей (законных представителей):

  • получение базовых юридических знаний в сфере детско-родительских правоотношений;
  • информирование родителей (законных представителей) о правовых знаниях обучающихся как участниками образовательного процесса;
  • формирование и поддержка семейных традиционных ценностей как основа сохранения и развития семьи;
  • формирование к своим родительским правам и обязанностям ответственного отношения;
  • профилактика детско-родительских конфликтов, семейного неблагополучия;

Рассмотрим задачи, которые направлены на правовое просвещение родителей (законных представителей) как форма разрешения педагогических конфликтов:

  • обучение, поддержка семейно-правового просвещения родителей в сфере детско-родительских взаимоотношений;
  • способствовать формированию положительного правового сознания родителей (законных представителей) в семейных правоотношениях;
  • воспитание «ответственного родителя» при помощи реализации программы мероприятий и оказание бесплатной правовой помощи родителям (законным представителям) обучающихся.

Педагогическому работнику в работе с родителями (законными представителями) необходимо использовать следующие формы:

  • лекции (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-информация).
  • практические занятия (викторина, выступления сотрудников правоохранительных органов, ролевые игры, тренинги, дискуссия,  выполнение контрольных заданий, тестирование, анкетирование, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов семейно-правовой тематики, выполнение творческих заданий, конкурсы, консультации специалистов, «круглые столы» и др.).

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • получение знаний в области семейного права, повышение правовой культуры детско-родительских правоотношений, ответственности родителей за воспитание своих детей;
  • улучшение взаимоотношений и взаимопонимания детей с родителями (законными представителями);
  • повышение заинтересованности родителей в учебно-воспитательном процессе;
  • формирование конструктивной оценки родителей для решения педагогических проблем;
  • содействие полученных знаний в разрешении педагогических конфликтов между родителями (законными представителями) и педагогами;
  • формирование повышенной активности участия родителей (законных представителей) в учебно-воспитательном процессе.

В процессе взаимодействия между учителем и родителями учащегося могут возникнуть конфликтные ситуации по разным причинам. Перед педагогом стоит задача найти правильный способ разрешить педагогический конфликт.

Рассмотрим ряд упражнений, которые мы можем предложить начинающему учителю, для формирования правильных умений вести себя с родителями и общаться без конфликтов (автор М. Кобзарь) [30]:

Упражнение «Ваши предложения»

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой список мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить учителя и родителей.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения конфликта между начинающем педагогом и родителями (законными представителями). Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль учителя и роль родителя.

Важно отметить, что педагог представляет собой важный личностный ресурс, который позволит обеспечить конструктивный характер поведения в конфликтных ситуациях.

Таким образом, мы рассмотрели педагогические рекомендации, которые помогут начинающему педагогу повысить уровень правового просвещения родителей (законных представителей). Важным условием является необходимость формирования у учителя умения позитивно разрешать педагогические конфликты между «учителем – родителем», грамотно провести анализ педагогических ситуации в процессе взаимоотношений, способствовать осознанию причин и последствий конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....

Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...