Ожидания и потребности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.
статья (7 класс)

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любить и окружать его заботой, лаской, теплом и помочь ребёнку приобрести уверенность в себе, ощутить свою значимость в этом мире и социальной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuzmina_s.g.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ожидания и потребности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Пойдунова Елена Алексеевна

Кузьмина Санья Гумаровна

(ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа – интернат №23» г. Белгород)

        Аннотация:

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любить и окружать его заботой, лаской, теплом и помочь ребёнку приобрести уверенность в себе, ощутить свою значимость в этом мире и социальной среде.

Ключевые слова:  дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающая, компенсирующая, реабилитационная, ребёнок – инвалид.

Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» сегодня на слуху практически у всех. Его синонимами являются такие сочетания, как: дети с проблемами; дети с особыми нуждами; нетипичные дети; дети с трудностями в обучении; аномальные дети; исключительные дети [1, с. 12].

В научной литературе существует несколько определений понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья».

 1) Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

2) Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

3) Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями) – дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специфических методах образования, которые могут быть созданы как в условиях специальных учреждений, так и в массовых детских садах и школах.

Семья-микросоциу, в котором не только протекает жизнь ребёнка, но и устанавливаются его моральные качества. Существует большая зависимость развития ребёнка от семейного фактора: чем больше проявляется семейное неблагополучие, тем все больше выражены нарушения развития ребёнка. Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка инвалида, изучает её как реабилитационную структуру, с вероятностью по созданию благоприятных условий для развития и воспитания. Функции, которые свойственны для семьи [1, с. 48]:

- коррекционно-развивающая;

 - компенсирующая;

- реабилитационная.

Функции семьи, воспитывающей ребёнка инвалида, могут быть нарушены под влиянием некоторые факторов, в том числе особенности личности её членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение её структуры и др. Основные периоды жизненного цикла семьи, воспитывающей ребёнка инвалида [3, с. 55]:

 -рождение ребёнка: получение информации о наличии патологии;

-дошкольный возраст ребёнка: организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребёнка;

-школьный возраст ребёнка: решение проблем во взаимодействии взрослых и сверстников;

 -подростковый возраст ребёнка: привыкание к заболеванию ребёнка, решение проблем;

-период «выпуска»: принятие решения о подходящем месте проживания ребёнка.

Поэтому, семья, воспитывающая ребёнка инвалида - это значительный вопрос для внимания всех специалистов, которые предоставляют услуги помощи данной семье.

Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) по результатам его обследования. При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными срезами. Можно провести 4-8 коррекционных занятий и одно диагностическое, контрольное. По его результатам можно будет провести активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений). Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения [2, с. 131].

Огромную роль положительного успеха в воспитании и развитии ребенка с ОВЗ имеет, конечно же, семья, и родители должны понять, что без коррекционноразвивающей работы в семье детям и педагогам не справиться. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в окружающую среду, вести себя адекватно, в зависимости от ситуации. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок. Существенной общей победой будет определение сохранившихся участков психофизического развития, тех островков надежды, которые смогут быть указателем к материку полномасштабных социальных отношений. Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу [4, с. 158].

Обучение ребенка вдали от дома (в интернате) не позволяет сформировать необходимую глубину привязанности детей к родному очагу и близким лицам. Однако потребность в проявлении человеческого тепла и любви у детей не исчезает. Возникает феномен «переориентации» чувств к тем лицам, которые находятся в этот момент рядом с ребенком. Ими оказываются учителя и воспитатели интернатного учреждения. Этот пример является свидетельством того, что многие слышащие родители, имеющие глухих детей, не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Отсутствие ребенка дома не вызывает у родителей переживаний. Они воспринимают этот факт как естественную необходимость, в то же время потребность в эмоциональнонасыщенных отношениях с детьми постепенно утрачивается. Однако, как показывает практика, рядом с детьми могут оказаться и другие лица, возможно, и ведущие асоциальный образ жизни, что, несомненно, качественно повлияет на личностное развитие ребенка. Одновременно родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии и не всегда демонстрируют стремление к их обретению. Многие из родителей ориентируются в этом вопросе на традиции семьи, рода и исключают возможность получения педагогических знаний через специалистов [4, с. 261].

Таким образом, семьи, воспитывающие ребёнка инвалида, являются объектом социальной работы, так как у этих категорий семей неизбежно возникают проблемы, связанные, но с воспитанием, что и развитием своего ребёнка, социально экономическим положением в обществе, а также медицинские, психологические и социально-профессиональные проблемы. Поэтому социальная работа в этих семьях обязана быть сосредоточена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие положительных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, достигнуть положительных результатов в социально экономическом положении семьи и ориентироваться на реализацию социализирующего потенциала.

Литература:

  1. Асламазова Л.А., Коблева Д.Г., Сафонова А.Н. / методическое пособие для родителей воспитываем ребёнка с ограниченными возможностями здоровья– Майкоп, 2019. – 108 с
  2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2017.
  3. Бурдина Г. С. Новая модель работы с семьей. Социальная работа. 2015.

Назарова М. Н. Специальная педагогика. М.: АСАДЕМА, 2015.

  1. Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: Учеб. пособие. СПБ.: Питер, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал может быть использован педагогами для работы с семьями обучающихся....

Модель работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обуче­нии, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, пси­хопатии, органические поражения центральной нервной с...

Статья «Ожидания и потребности семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью»

Изучение   ожидания и потребностей семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья для использования накопленного опыта взаимодействия. Данные тезисы предназначены для педагогов, родите...

Ожидания и потребности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любит...