Роль нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
статья

Выборнова Ольга Николаевна

Пробуждение чувства патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс. Любовь к близким, родному городу, дому играет главную роль в формировании личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Роль нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

Константин Дмитриевич Ушинский.

       Актуальность: пробуждение чувства патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс. Любовь к близким, родному городу, дому играет главную роль в формировании личности ребенка.

        Ключевые слова: патриотическое воспитание, ценности, Родина, нравственные чувства.

         Любовь к своей Родине, знания o неповторимости и богатстве её культурных традиций, бережное отношение к ним играют огромную роль           в становлении личности ребенка. Для каждого человека важно любить свою семью, свой родной город, гордиться Родиной. Нравственные чувства неразрывно связаны с воспитание у ребенка уверенности в себе                                 и формированием социальных навыков.

Патриотизм — это любовь и привязанность к своему окружению, дому                 и городу, семье и народу, языку и стране. Стремление передать его новым поколениям связано с желанием социума защитить свои идеалы и культуру, ценности и достижения путём формирования определённых качеств детей.

Не следует думать, что привитие патриотизма — это только военно-патриотическое воспитание. Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить                  на образовательные, развивающие и воспитательные.

К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:

материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город, деревня, посёлок) в нашей стране,                                 их характерные признаки и взаимосвязь;

социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;

родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.

Развивающие цели патриотического воспитания дошкольников:

формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;

улучшение координации движений через игровую двигательную активность;

развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).

Воспитательные цели патриотического воспитания дошкольников включают привитие:

навыков сотрудничества, помощи друг другу;

любви к родной культуре и родным местам;

желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект);

уважения к культуре и родным местам других людей.

Патриотическое воспитание дошкольников — очень широкая тема. Лучшими методами для патриотического воспитания являются наглядные демонстрации и игры, предваряемые небольшой беседой. Патриотизм — понятие сложное, но интуитивно воспринимаемое ребёнком через ролевое поведение защитника.

Воспитание необходимо строить так, чтобы масштабы восприятия патриотизма постепенно увеличивались от частного к общему (семья, народ, страна). Ребёнку легче понимать патриотизм на близких и конкретных примерах и постепенно переходить к более абстрактным образам.

Патриотическое воспитание детей – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Кроме того, патриотическое воспитание детей – это первый этап патриотического воспитания, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способного успешно выполнять свои гражданские обязанности, на формирование и развитие социально значимых ценностей. Следовательно, патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности народа.

Список литературы:

1. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст]

/ Ушинский, К.Д. // Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 2000. –

2.  Сушкова, И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дисс. докт. пед. наук [Текст] / Сушкова, И.В. - Елец, 2006.

3. Попов, А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания [Текст] / Попов, А.В., Попова, И.Н. // Народное образование. – 2013. № 7..

4. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / Мулько, И.Ф. – М.: Владос, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

В консультациях раскрывается вопрос роли ведущего на детских праздниках, развлечениях в детском саду и вопрос о роли воспитателя в процессе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...