Обобщение педагогического опыта Татьяны Косковой
опыты и эксперименты (10 класс)

Коскова Татьяна Петровна

В обобщении педагогического опыта Татьяны Косковой, говорится о работе педагога над темой: "Развитие двигательной активности подростков средствами современной хореографии" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема опыта: «Развитие двигательной активности подростков средствами современной хореографии»

Автор опыта: Коскова Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования  ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер»

I.Информация об опыте

1.Условия возникновения, становления опыта

        Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детско-юношеский центр «Лидер» создано для оказания услуг физическим и юридическим лицам в сфере дополнительного образования. Учреждение находится в ведомственном подчинении Департамента образования культуры и спорта Ненецкого автономного округа. Учреждением получена лицензия на образовательную деятельность № 5430 от 05 июня 2013 года.

        У ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» имеется собственный сайт, на котором можно узнать последние новости. Уточнить расписание спортивной секции и творческих коллективов, просмотреть отчёт и фотографии с различных мероприятий и соревнований.

        Приём детей в студии и секции осуществляется подачей заявления на имя директора от родителей или лично с учётом возраста, физической подготовленности с предоставлением медицинской справки на разрешение посещения занятий в установленных законом случаях.

        Комплектация групп ведётся с учётом подготовленности и возраста учащихся.

        В ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» развиваются 10 видов спорта 2 творческих направления, что позволяет достаточно широко удовлетворять интересы и потребности детей и добиваться массового привлечения их к занятиям.

Занятия ведутся согласно расписанию и  дополнительных общеобразовательных программ по физическому воспитанию  в области искусств и дополнительных предпрофессиональных программ по видам спорта, которые разработаны в соответствии с законом об образовании «об образовании в Российской Федерации» и федеральными стандартами по физической культуре и спорту.

 На базе ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» уже много лет работает студия брейк-данса «Флай». Студия принимает активное участие в концертных  мероприятиях «Лидера», в мероприятиях города, округа. И уже в течение многих лет студия является победителем, дипломантом и лауреатом I, II, III степени в фестивале самодеятельного художественного творчества «Молодёжная весна». Есть победы на Всероссийском конкурсе брейк-данса «Гольфстрим России».

Началом работы по теме опыта  стало изучение уровня двигательной активности. Брейк-данс является сложным танцем по технике исполнения, он относится к искусству, как многие считают, но по технике исполнения нижний брейк-данс можно отнести и к разделу спортивных танцев. Движения брейк-данса  требуют выносливости, силы, гибкости тела, более чем  в обычных танцах. Многие элементы  в брейк-данс пришли из боевых искусств, и чтобы дети, подростки давали хорошие показатели в исполнении элементов нижнего брейк-данса,  возникла необходимость в выборе этой темы и работы над ней.  

В настоящее время специальных работ, посвященных исследованию хореографии в системе физического воспитания подростков, как таковых нет. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы физического воспитания молодого поколения. Всё это и определило выбор темы настоящего исследования.

Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также возрастающие запросы общества, требующие новых инновационных форм и методов подхода к обучению.

Современная стратегия дополнительного образования базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной человека. Педагог как организатор образовательного процесса вводит ребёнка  в мир современной культуры, помогает ему постигать и проживать жизнь, достойную человека, раскрывая перед ним  культурное содержание традиций и восходя с ним вместе каждодневно на уровень современной культуры.

Возрастной период 14-16 лет – один из самых важных в жизни подростка: именно в этом возрасте происходит «скачок» как в физическом, так и в психическом развитии. Человек начинает по-новому понимать себя, осознавать свое духовное «Я» во взаимосвязи с «Я» телесным. Он начинает по-новому оценивать свое место в социальной структуре (семья, класс, спортивная команда или просто «команда» в стихийных играх).

Процесс познания  подростка происходит в совместной деятельности с педагогом, который направляет этот процесс в соответствии с возможностями и особенностями учащихся,  систематизирует, конкретизирует содержание обучения. Педагог придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он отталкивается от традиционных методов и форм обучения хореографии,  изыскивает наиболее рациональные инновационные пути развития своих учеников.

Танец - это самая простая для восприятия форма искусства. Попадая в пространство хореографии, ученик в доступной форме воспринимает понятия искусства, учится активному творческому мышлению, фантазии, воображению. Учение танцу не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение обобщённого традиционного опыта, накопленного человечеством в виде знаний; это и приобретение индивидуального опыта познания при помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми навыками.

Обучение танцам происходит в постоянном общении учащихся с педагогом и со сверстниками, что оказывает большое влияние на характеры протекания творческой деятельности. На базе этого создаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

2.Актуальность опыта

Духовное богатство человека, его интеллектуальная и физическая красота основываются на здоровом и гармонично развитом организме. Для многогранного художественно-эстетического развития личности необходимо использовать все средства воспитания и, прежде всего, искусство и художественно-творческую деятельность. Для этого важно создать и реализовать комплексную программу воспитания детей, основанную на изучении хореографии в системе дополнительного образования.

Танцевальное искусство прививает не только основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, но подразумевает развитие двигательных навыков, также учит сохранять и укреплять здоровье. Это является особо актуальным для сегодняшнего дня.

Проблема воспитательных возможностей различных видов искусств особо актуальна в сфере образования. Как показывает практика, систематическое занятие одним видом искусства - будь то танцевальное, музыкальное, изобразительное, литература или театр - закладывает основу, на которой в дальнейшем строится «здание» эстетических и физических ценностей личности.

К сожалению, по сравнению с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного физического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Кризисность воспитательной ситуации в области хореографии объясняется следующими противоречиями:

- отсутствием возможности реализовать творческий потенциал каждой личности;

- несоответствием между содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и стремлением многих одарённых учащихся творчески развивать себя;

- между физическими задачами воспитания и общим низким уровнем физической культуры педагогов;

- между необходимостью использования в физическом воспитании старших школьников уникальных возможностей хореографии и недостаточной разработанностью этой проблемы.

Стремление разрешить указанные противоречия обусловило проблему научного поиска педагогических условий физического воспитания подростков в процессе занятий хореографией и выбор темы исследования.

Наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее человечества, судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие духовной культуры, значительное место в которой занимает хореографическое искусство.

Хореография на протяжении всей истории человечества была важным разделом традиционной культуры общества и как одна из наименее исследованных ее областей в наши дни требует к себе особого внимания.

 Танцевальное творчество активно развивается под влиянием сильной эстрадизации нового времени. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков и этот факт учитывают в своей работе  многие педагоги дополнительного образования.

Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом в России, трансформируются ориентиры, регулирующие основы жизнедеятельности людей. Это актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нормативы общественной жизни.

Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического и физического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.

3. Теоретическая база опыта

Теоретической основой исследования являются: идеи единства эстетических и физических ценностей (А.Я. Ваганова, К.Я. Голейзовский, Л.Н. Столович и др.); теории о влиянии искусства на развитие личности (В.С. Селиванов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.); психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Р.В. Захаров, Ф.В. Лопухов и др.); закономерности эстетического и физического воспитания (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, И.А. Моисеев, В.Г. Крысько, В.Н. Шацкая и др.); концепции воспитания школьников (О.С. Богданова, П.П. Пивненко, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова и др.).

О влиянии искусства как фактора формирования и развития личности ребенка писали многие ученые (О. А. Апраксина, А. В. Луначарский, Л. А. Рапацкая, В. Н. Скатерщиков, Н. М. Сокольникова, Л. В. Тодоров, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и др.).

В теории и практике изучения хореографического искусства с позиции физического воспитания детей как комплексного вида деятельности, включающего движения под музыку в сответствии с ритмом, темпом, характером музыки, а также средства эстетического развития личности, мы видим большой интерес в исследованиях: Н. Г. Александровой, В. А. Гринера, М. А. Румера, Е. В. Коноваловой, С. М. Волконского и др.

По данным медицинских исследований (Л.В. Баль, С.В. Баркановой,
И.В. Звездиной, А.Г. Ильина и многих др.) за последнее десятилетие
произошел заметный рост частоты нарушений соматического здоровья среди
детей, вступающих в подростковый период и подростков старшего возраста.
Ученые утверждают, что ухудшение здоровья детей является не только
медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Соответственно,
вместе с решением образовательных, воспитательных и развивающих задач,
стоящих в процессе эстетического и физического воспитания и обучения детей, считаю необходимым, приобщая детей к прекрасному, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения, на что непосредственно направлены и занятия хореографией.

В этой связи особую актуальность приобретает научное обоснование и опытно-экспериментальная апробация разработанной  системы занятий.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, культурологические положения, связанные с темой работы:

- в области философских и искусствоведческих знаний, определяющие роль искусства, в том числе и хореографического: В.Ф. Асмуса, Ю.Б. Борева, Г.Ф. Гегеля, Ю. Гилберт, А.Ю. Гончарук, А.Ф. Еремеева, М.С.  Кагана,Н.И. Киященко, Б.Л. Лихачева, В.Ф. Мартынова, В.А. Разумного и др.;

- психолого-педагогические исследования о значении обучения, его
содержании и методах организации учебно-воспитательного процесса с
учетом психофизиологических возможностей детей: Ю.К. Бабанского, Л.С.
Выготского, И.Я. Лернера, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлииского, Б.М Теплова и др.;

- по вопросам обучения детей хореографии, содержании и значении
физического воспитания в формировании личности ребенка: И.А. Бадина,
Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, Г.А. Ильиной, B.C. Костровицкой, М.В. Левина, В.П, Мейя, И.А. Моисеева, З.С. Мироновой, Е.Г. Поповой, Т. А. Устиновой и др.

В искусстве хореографии заложены многие формы физического воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

Анализ деятельности учреждений культуры и общеобразовательных школ по художественному воспитанию школьников свидетельствует, что они не стали ещё базой для достаточно широкой и результативной работы по физическому воспитанию детей средствами хореографии.

В настоящее время создаются школы нового типа, учреждения дополнительного образования детей,  где физическому воспитанию детей уделяется  особое внимание. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе физического воспитания. 

Современные исследователи, собиратели, хореографы, педагоги дополнительного образования сумели показать многообразие хореографического искусства. И сегодня трудно определить, сколько танцев и плясок бытует в России. Танец - это своеобразная летопись истории народа. Человек выражал свои мысли и чувства не только в звуках, но и в движениях. Танец тысячелетиями складывался и продолжает изменяться и по настоящее время.

3. Ведущая идея педагогического опыта

Ведущая идея педагогического опыта заключается в создании условий для развития двигательной активности средствами современной хореографии.

4. Длительность работы над опытом

Данное исследование проводилось с сентября 2012 г. по сентябрь 2015 г. - в три основных этапа:

I этап (сентябрь - ноябрь 2012 г.) - ориентировочно-поисковый. Изучалась и анализировалась литература по проблеме, опыт детских учреждений дополнительного образования, уточнялась направленность дидактических материалов для экспериментального обучения и программ работы с педагогами, психологами и родителями;

II этап (декабрь 2012 г. - апрель 2015 г.) - экспериментально-обобщающий. Проводился педагогический эксперимент. Обосновывались основные положения исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, развивающие двигательную активность подростков;  

III этап (май - сентябрь 2015 г.) - итоговый. Обобщались результаты исследования, оформлялась работа.

Педагогический эксперимент охватил 10 подростков старшей группы студии, составляющих экспериментальную группу. Для проверки практической эффективности занятий с ребятами экспериментальной группы была выделена контрольная группа также из 10 учеников средней группы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- определена сущность развития двигательной активности подростков средствами современной хореографии;

- раскрыты специфика и педагогический потенциал хореографии в развитии двигательной активности подростков;

- разработан и обоснован комплекс педагогических условий развития двигательной активности подростков средствами хореографии;

- выявлены критерии, показатели уровня развития двигательной активности подростков средствами хореографии.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научно - педагогических условий эффективного использования хореографии в развитии двигательной активности подростков, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи.

Раздел II. Технология опыта

Цель: развитие двигательной активности средствами современной хореографии.

Педагогическими условиями двигательной активности подростков на занятиях хореографией становятся:

- стиль ведения: занимательно-игровой, разноплановый, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала;

- общение: доброжелательный характер общения и обязательная похвала; создание в коллективе обстановки доброжелательности;

- культура: создание культурного пространства для воспитания ценностей и смысла жизни культурного, здорового человека; воспитание основ зрительской и исполнительской культуры;

- музыка: воспитание живописным изображением музыкальных образов; воспитание с использованием разнообразной, разнохарактерной, классической, народной, исторической и современной музыки;

- ритмика: формирование мотивационной стороны поведения детей;

- организация: воспитание и развитие детской выразительности, через наличие замысла в выборе движений и его вербальная защита; организация творческой и исполнительской деятельности детей во всех видах художественной деятельности; использование всего спектра детской хореографии, с основой на сюжетно-игровой и сюжетно-образной хореографии;

- коррекция: гимнастика и развивающие игры для коррекции движений и правильного положения частей тела;

- самостоятельная работа: создание самостоятельных композиций из изученных танцевальных моментов и решение новых оригинальных движений и этюдов, воспитывающих самостоятельность и творческие, физические способности.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

- определить сущность двигательной активности подростков, осуществляемой средствами хореографии;  

- раскрыть специфику и педагогический потенциал хореографии в развитии двигательной активности подростков;

- разработать комплекс педагогических условий развития двигательной активности подростков средствами хореографии;

- выявить критерии развития двигательной активности подростков средствами хореографии.

Таким образом, решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов: 

теоретического исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы);

эмпирического исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение деятельности воспитанников, констатирующий и формирующий эксперимент, самооценка и экспертная оценка, тестирование, изучение опыта ведущих специалистов); статистические методы обработки экспериментальных данных, табличное представление уровней сформированности двигательной активности.

Объектом исследования данной работы являются дети и подростки 14-16 лет и развитие их двигательной активности средствами хореографии. Исследование проводилось среди подростков, посещающих студию брейк-данса  «Флай», студия работает на базе детско-юношеского центра «Лидер» города Нарьян-Мара Ненецкого автономного округа.  

Среди них в начале эксперимента было немало таких, которые никогда не занимались танцем. А в таком возрасте уже трудно справляться со своим телом. У многих детей была плохая гибкость, слабая мышечная память, координация движений. Были дети с отсутствием слуха, чувства ритма. Они не слышали музыки, не попадали в ритм движения. То есть в начале эксперимента задача у педагога-хореографа была обучить детей основам танца, артистичности движений. Нужно было раскрепостить детей, сделать их движения более свободными, раскованными. Немаловажная проблема - осанка. Поставить спину - еще одна задача преподавателя хореографии.

Занятия хореографией проводятся три раза в неделю, первые полгода одно из занятий посвящается репетициям номеров, а остальные два - самому обучению. Во второй половине года на обучение отводится уже только одно занятие, а два - посвящены репетициям.

Поскольку хореография - дополнительный предмет, то детей надо было  заинтересовать буквально с первых уроков. Без интереса материал не усвоить. Заинтересовать можно разными способами, например, через чувство ответственности или систему поощрений. Обычно преподаватель говорит детям и подросткам, что у них впереди ответственное выступление, поэтому за такое-то время они должны сделать то-то и то-то, а для этого нужно то-то и то-то.

Выступления перед родителями, участие в различных мероприятиях - это показатель работы педагога. Первые полгода обучения проходят без серьёзных выступлений. Показываются только открытые уроки родителям. В таких показах родители видят возможности своих детей. Здесь у ребёнка есть возможность собраться, показать себя перед зрителями. Нередко выявлялось, что вначале обучения ребенок был «зажатым», а на открытом занятии открывался наилучшим  образом.

Открытые уроки наглядно демонстрируют важность каждой дисциплины для достижения общего впечатления. Пластика, грация, образ, походка - все сливается в единое целое как результат учебного процесса. Не последнюю роль играет воспитательная работа педагога по моральной подготовке детей к выступлениям.

В дальнейшем обучении уже идут другие стимулы для детей, другие требования к педагогу-хореографу. Это участие в конце года перед большим количеством зрителей, а для подростков – это участие в конкурсах по хореографии. Дети здесь работают на более высоком уровне. В обучающий процесс добавляется больше технических сложностей. Разучиваются целые номера. Идёт репетиционная подготовка к выступлениям. Дети должны быть пластичными, уметь выходить из любых непредвиденных ситуаций. На это направлены усилия всех педагогов студии.

В данном исследовании приоритетная роль в разработке модели и ее воплощении в воспитательной хореографической практике принадлежит системному подходу.

Хореографическая система по развитию двигательной активности подростков представляет собой сложное образование, под которым понимается развивающийся в определенном пространственно-временном массиве комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих между собой компонентов, интегрированных в единую целостность.

Первый компонент хореографической системы - целевой, то есть совокупность идей, отражающих представление подростков о целях, принципах и условиях развития здоровой, физически развитой личности.

Второй компонент  - это общность взрослых и детей - единый коллектив, реализующий цели воспитания, участвующий в создании и развитии системы.

Третий компонент - сеть отношений, складывающихся в результате совместной деятельности.

Формирование единого хореографического коллектива представляет собой длительный и достаточно сложный процесс, напрямую связанный с проблемой взаимодействия педагогов-хореографов, подростков и родителей.

Четвертый компонент хореографической системы воспитания - среда (внутренняя (микро-) и внешняя (макро-), освоенная коллективом учебного заведения. С точки зрения средового подхода влияние среды на подростка осуществляется с помощью нескольких универсальных механизмов (традиционный, институциальный, рефлексивный).

Пятый  - управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов хореографической системы, ее развитие, функционирование и саморазвитие.

Разработанная методика реализовывалась как дополнение к программе обучения в студии брейк-данса «Флай». Набор в экспериментальную группу осуществлялся по добровольному желанию: 10 человек; контрольная группа составила тоже 10 человек.

Методика включала три взаимосвязанных блока: вводно-информационный, операционно-теоретический, операционно-практический - содержательное наполнение которых учитывало сущность и структурные компоненты двигательной активности подростков, педагогические возможности хореографии, а также недостатки развития двигательной активности, выявленные на констатирующем этапе.

Целью вводно-информационного блока было создание у детей общего представления о предмете обучения и характеристика используемых в методике видов двигательной активности. В качестве ведущих форм организации обучения в рамках этого блока мы использовали курсы лекций различных типов (классические лекции, беседы-дискуссии) и просмотр видеоматериалов. Таким образом, в ходе реализации данного блока мы оказывали влияние на развитие аксиологического и эстетического компонентов двигательной активности подростков.

Первая часть (лекционный курс) включала в себя следующие элементы учебного материала.

Основы хореографии (история возникновения, терминология классического экзерсиса, классификация его элементов, позиции рук и ног в классическом танце); основы оздоровительной аэробики (история развития, виды аэробики, основные движения и терминология базовой аэробики); основы пластического движения ( представление о системе К.С. Станиславского, понятия темпа, ритма, непрерывности движений, характер движений, понятие скульптурности); авторские программы хореографического направления (основы теоретико-методические аспекты и особенности авторских программ Л. Н. Алексеевой «Художественное движение», Т. А. Боровик «От движения к мышлению», А. И. Бурениной «Ритмическая пластика», психогимнастики М. И. Чистяковой).

Вторая часть (просмотр видеоматериалов) представляла собой внедрение в учебный процесс аудиовизуальной методики, что заключалось в просмотре видеопрограмм уроков хореографии, сценического движения, оздоровительной аэробики различных направлений, проводимых отечественными и зарубежными инструкторами. Просмотр сопровождался комментарием и анализом выполнения движений, соответствующим объёму предварительно полученного теоретического материала.

Цель операционно-теоретического блока - содействовать развитию у подростков аксиологического и операционного компонентов двигательной культуры с помощью освоения знаний о сущности и реализации двигательной активности, формирования двигательных умений, координированности двигательных действий и их правильной самооценки. Этот блок методики включал следующие части:- анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности: лекционный курс, приемы самостоятельной работы детей.

Музыкально-ритмическая и двигательно-ритмическая подготовка (основы музыкальной грамоты, функциональная музыка: значения и правила использования, ритмика): объединение теории и практики по схеме объяснение – упражнение - анализ. Активное использование на занятиях функциональной музыки в качестве объекта изучения, связь движений с содержанием и характером музыкальных произведений способствовало формированию положительной мотивации к двигательной деятельности, развитию элементов эстетического компонента  двигательной культуры.

Основы оздоровительных видов гимнастики (хореографическая подготовка, освоение техники базовых движений оздоровительной аэробики, пластическая подготовка): практические занятия с использованием технических средств обучения, словесных методов, показа, методов целостного и расчленённого разучивания упражнения, структурного и свободного разучивания базовых элементов. На занятиях брейк-данса использовались следующие методы создания соединений и комбинаций линейной прогрессии: от «головы» к «хвосту», «сложения», «блок-метод», «изоляция».  В качестве основных методических приемов обучения на практических занятиях реализовывались следующие: оперативный комментарий и пояснение, визуальное управление группой, изменение темпа выполнения движений комплекса, самоконтроль действий, показ упражнений симметричное обучение. В результате решались задачи физического развития, развития музыкальности, импровизации в движениях, выразительности и координированности движений, что повышало уровень сформированности показателей операционной  готовности и выразительности движений.

Методика организации самостоятельных занятий и контроля организма.

Методики оценки состояний различных систем организма, методика определения оптимальной нагрузки, методики оценки работоспособности и физической подготовленности (в. С. Рохлов, В. И. Своглазов), методика составления комплексов упражнений  для самостоятельных занятий (правила подбора упражнений и их соотношения друг с другом, дозировка выполнения упражнений).

Операционно-практический блок подразумевал совершенствование приобретённых на предыдущих этапах умений и навыков, координированности двигательных действий путем выполнения более сложных двигательных заданий, что в свою очередь оказывало влияние на выразительность движений, проявляясь в более высоком уровне сформированности показателей данного критерия. Тем самым в процессе реализации данного блока внимание акцентировалось на формировании операционного и эстетического компонентов двигательной культуры детей. Операционно-практический блок методики состоял из следующих частей: совершенствование техники базовых двигательных действий (показ, просмотр, практика); соединение изученных гимнастических систем в форме комплексно-комбинированного занятия; проведение самостоятельных занятий; проведение соревнований.

Особое значение в процессе реализации разработанной методики уделялось развитию внимания ребят к выполняемым движениям. Поэтому на начальном этапе обучения мы направляли и акцентировали их внимание на: выявление основных технических показателей выполнения движений; ритмичность движений, контроль совпадения движений музыкального сопровождения; снятие излишнего напряжения, скованности; соблюдение последовательности выполняемых упражнений. На втором этапе обучения акцент был сделан на следующих моментах: нервно-мышечных ощущениях в процессе выполнения двигательных действий; соблюдение рекомендуемой амплитуды движений; уточнение качественных и пространственных характеристик  совершенствования выполнения физических упражнений; мере прилагаемых усилий к тому или иному двигательному действию. На третьем этапе обучения привлекалось внимание воспитанников к часто недооцениваемым объектам отработки техники: соблюдение гармонии двигательных действий, их согласованности; придание эстетической выразительности, как отдельным физическим упражнениям, так и комплексу в целом; внесение творческо-индивидуальной интонации в выполняемые движения; адекватность самооценки и самопознания.

При построении методики использовалась идея составления предписаний алгоритмического типа, которая предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), осваиваемые в строгой последовательности. Алгоритмизация даёт возможность эффективно использовать метод срочной информации, непрерывного контроля качества усвоения дозированного материала с обратной связью от детей к преподавателю; моделирование педагогических действий, гибкую дифференциацию обучения в зависимости от качества усвоения материала с адаптацией по темам работы и сложности предъявляемого материала; пооперационное разделение учебного материала на оптимальные по трудности порции, а также различные специализированные и технические средства обучения, к которым относятся: использование функциональной музыки на занятиях, наглядных пособий (плакатов, рисунков, видеоматериалов), видеотехники, зеркал и различного специального инвентаря.

Наконец, при реализации методики формирования двигательной активности подростков средствами хореографии активно использовались самостоятельные домашние задания. Система домашних заданий по физической культуре применяется очень редко и ограничено, хотя наукой и практикой доказано, что самостоятельная деятельность имеет ряд преимуществ и обеспечивает ускорение процесса обучения двигательным действиям, развития личности. Задания имели два варианта: общие для всех, индивидуальные задания. Для каждого подростка экспериментальной группы разрабатывался план-задание, который включал в себя: комплекс утренней специализированной зарядки по типу ритмической гимнастик; комплекс физкультурной паузы, выполняемой под музыку; поурочный план тренировочных занятий ритмической гимнастикой с использованием ранее изученного на занятиях комплекса; анализ собственных чувственно-мышечных и эмоциональных ощущений после выполнения комплекса хореографических упражнений. Систематические, хорошо продуманные домашние задания являлись дополнительным резервом в развитии двигательной активности учащихся, помогали решать различные двигательные задачи.  

 

        Раздел III.         Результативность опыта

 Для оценки уровня сформированности операционной готовности подростков мы использовали тесты для оценивания специфических координационных способностей, тесты измерения кондиционных способностей (К. Майнель, П. Хиртц, Г. Шнабель), разработанную шкалу оценки двигательных умений и навыков, а также умений самостоятельного измерения подростками своего уровня функционального состояния организма и развития физических способностей.

 Контрольные упражнения  для определения уровня развития двигательной активности, уровня развития гибкости, которые  применялись на участниках студии брейк-данса «Флай» являлись основными педагогическими тестами. Основным критерием гибкости  являлась наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуда движений измерялась в угловых градусах и линейных мерах. Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служили простейшие контрольные упражнения (тесты)

  1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, (верёвки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивалась по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава,  и наоборот,  наименьшее расстояние между кистями рук сравнивалось с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лёжа на груди, руки вперёд. Измерялось наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.
  2. Подвижность позвоночного столба. Определялась по степени наклона туловища вперёд. Испытуемый в положении стоя или сидя на полу, наклонялся  вперёд до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивалась с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если пальцы не доставали до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначалось знаком «минус» (-),  если  ниже нулевой отметки знаком «плюс» (+). «Мостик» результат измерялся от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого в сантиметрах.
  3.  Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый разводит ноги как можно шире: 1) в стороны и 2) вперёд назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивался по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, подвижности, и наоборот.
  4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполнял приседание с вытянутыми вперёд руками или руки за головой. О высокой степени подвижности в данных суставах свидетельствовало полное приседание.
  5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерялись различные параметры движений в суставах, исходя из условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная разминка); 3) повторные измерения гибкости проводились в одно и тоже время, поскольку эти условия, так или иначе влияют на подвижность в суставах. Пассивная гибкость определялась по наибольшей амплитуде, которая могла быть достигнута за счёт внешних воздействий. Определялась по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счёт внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех изменений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Изменение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненные ощущения.
  6. Тесты для определения скоростных силовых способностей. Прыжок в длину с места.

 Показатели третьего критерия - эстетической выразительности двигательных действий - оценивались тестированием определяющей способности к ритму, с помощью теста-упражнения «волна», на основе врачебно-педагогических наблюдений за состоянием осанки, а также методом экспертных оценок.

В результате получено следующее распределение сформированности двигательной активности подростков по уровням на начальной стадии эксперимента: фрагментарный - 89,22%; конструктивный - 9,8%; творческий - 0,98%.

Анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показал качественное изменение уровня двигательной активности подростков за период, реализации методики формирования двигательной активности средствами современной хореографии.  Как показал эксперимент, занимаясь хореографией, у подростков в конце учебного года улучшилось общефизическое и двигательное развитие, навык сохранения правильной осанки, повысился уровень развития координации движений. Также хорошо прослеживается рост в течение года уровня темповых и силовых нагрузок. Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве.

В работе проанализирована динамика показателей сформированности двигательной активности подростков и их корреляция между собой.

Таким образом, качественный и статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявленным критериям и показателям показал положительную динамику данных по уровням сформированности двигательной активности подростков, участвующих в формирующем эксперименте. Таким образом, можно сделать объективное заключение об эффективности предложенной методики формирования двигательной активности подростков средствами хореографии и положительном влиянии выявленных педагогических условий. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую  гипотезу.

На основании проведенного эксперимента по результатам итоговых занятий можно сделать вывод:

- дети имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;

- умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;

- увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;

- значительно улучшились темпо - силовые показатели у всех детей;

- подростки знают основы правильного дыхания при движении;

- они освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;

- получают удовольствие от занятий танцем;

- учащиеся сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.

Таким образом, занятия современной хореографией оказывают значительное влияние на развитие двигательной активности подростков.

Результатом физического воспитания школьника в хореографии является физическая воспитанность. Об этом свидетельствует наличие сильной воли, она проявляется в процессе занятий хореографией, единстве слова и дела, поведении и самоопределении.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, данное исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков в области, разработки научных основ развития двигательной активности подростков средствами хореографии.

Перспективы данного исследования  видны в решении вопросов реконструирования  разработанной методики   в соответствии со спецификой образовательной деятельности  заведений дополнительного образования. А также проблемы взаимосвязи и преемственности двигательной культуры детей и подростков, использования предлагаемой методики при разработке разнообразных программ и факультативов, которые способствовали бы организации здоровье ориентированного образовательного процесса.

Список использованной литературы

1. Антонов А. Успех рождает успех: о роли личности в системе дополнительного образования рассказывает зам. Директора ЦДЮТ «Бибирево» Л.Н. Буйлова // До и после уроков. - 2000. - №4. - С. 4.

2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение РФ. - 1997. - № 3. - С. 29 - 33.

3. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни. - М.: АГМА. 1996. - 260 с.

4. Барбитова А. Проблема одаренности: от теории к практике. Психолого-педагогическая диагностика одаренных детей // Детское творчество. - 2008. - № 1.  

5. Бородкина Г.В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия. - 2007. - № 4. - С. 77 - 80.

6. Ваганова А. Основы классического танца. - М.: Просвещение, 1999. - 374 с.

7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта. -  Санкт-Петербург, 1994. - 58 с.

8. Давыдов Б.И., Вавилова В.П., Коба В.И. Состояние здоровья школьников из экологически неблагоприятных условий проживания // Здравоохранение РФ. - 1992. № 9. - С. 17 - 19.

9. Дмитриева Т.В. Методические рекомендации по формированию репертуара любительского хореографического коллектива. - Йошкар-Ола, 2007.

10. Ефименкова В. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композиторов прошлого и наших дней. - М.: Музыка, 1998. - 164 с.

11. Захаров Р. Сочинение танца. - М.: Искусство, 1993. - 216 с.

12. Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей школьного возраста. - М.: Музыка, 2006. - 305 с.

13. Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. - М.: Медицина, 1980. - 320 с.

14. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств //Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 7. - С. 2-5.

15. Котельникова Е. Биомеханика хореографических движений. – М.: ВЦХТ, 2008. - 128 с.

16. Лебедькова С.Е., Кацкова Г.Б., Рахимова И.К. Распространенность и структура артериальных гипертензий в популяции детей 6-15 лет // Педиатрия. - 1992. - № 4-6. - С.77 - 78.

17. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

18. Мистрюкова М.Н. Обоснование пространства двигательной культуры личности на основе принципа интеграции / М.Н. Мистрюкова, С.Д. Антонюк, Л.Н. Макарова, Е.Ю. Мукина // Вестник ТГТУ: четырехъязычный науч.-теоpет. и прикл. журнал широкого профиля. - Тамбов: ТГТУ, 2006. - Том 12, № 2Б - С. 577-581 (перечень ВАК 2006 г.).

  1. Мистрюкова М.Н. Двигательная культура школьников как педагогическая проблема / М.Н. Мистрюкова // Гаудеамус: псих.-пед. журнал. - Тамбов, 2002. - № 1. - С. 198-200.
  2. Мистрюкова М.Н. Фигура, красота, грация: метод. рекоменд. / М.Н. Мистрюкова, С.В. Сырова, Л.К. Протасова. - Тамбов: ТГУ, 2002. - 49 с.
  3.  Мистрюкова М.Н. Двигательная культура учителя как составляющая часть его профессиональной культуры / М.Н. Мистрюкова // Теория и практика инновационного обучения и воспитания: сб. ст. по проблемам воспитания и обучения учащейся молодежи / [под. ред. В.В. Сальниковой] - Мичуринск: МичГАУ, 2003. - С. 163-168.
  4. Мистрюкова М.Н. Роль двигательной культуры во всестороннем развитии личности / М.Н. Мистрюкова // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: мат-лы Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (с междун. участием) / [отв. ред. Л.Н. Макарова] - Тамбов: ТГУ, 2004. - С. 28-30.
  5. Мистрюкова М.Н. Комплексно-комбинированные занятия как средство формирования двигательной культуры учащихся / М.Н. Мистрюкова // Развитие дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования: теория и практика: мат-лы Всерос. науч.-практ. Internet-конф. / [отв. ред. Л.Н. Макарова, М.Б. Кравченко] - Тамбов: ТГУ, 2005. - С. 33-36.

 24. Озеров В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов. - М.,  2003. - 38 с.

25. Родионов В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности - М., 1996. - 21 с.

26. Сидоренко Г.И., Румянцев Г.И., Новиков С.М. Актуальные проблемы изучения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария. - 1998. - № 4. - С. 3 - 8.

27. Симанчев Р. Детская одаренность как социальное явление: Система работы с одаренными детьми // Детское творчество. - 2008. - №2.

28. Соколов Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз. - М.: Наука, 1991. - 294 с.

29. Судаков К.В. Физиология. Функциональные системы. Курс лекций. - М.: Медицина, 2000. - 784 с.

30. Суслова Н. О танце забытом замолвите слово…: Размышления педагога // Искусство в школе. - 2000. - №3. - С. 57-61.

31. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.

32. Учебно-воспитательная и творческая работа в самодеятельном хореографическом коллективе. - М.: Искусство, 2005. - 317 с.

33. Хореографическая работа со школьниками / Под ред. Е.В. Коноровой. - М., 2003. - 355 с.

34. Хореографическое образование на стыке веков: сборник статей. - М., 2003. - 162 с.

35. Уральская В.И. Рождение танца. - М.: Сов. Россия, 1982. - 144 с.

36. Эльконин Д.В. Детская психология. - М.: Просвещение, 2006. - 329 с.

37. Электронный Интернет-ресурс: http://lib.sportedu.ru/

38. Ариарский М.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования. Казань: Данис, 2007.

39. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. И.: Знание, 1987.

40. Астахов А. И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.

41.Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. Москва, 1995.

42. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учебно-методическое пособие для клубных работников. Москва, 1986.

43. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

44. Галич Т. Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения: дис. канд. психол. наук.-Казань, 1999.

        

 

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».

Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...