Дидактическая игра на формирование фонематического слуха "Разноцветный коврик"
материал

Игнатова Ольга Геннадьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_raznotsvetnyy_kovrik.docx306.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра для
развития фонематического слуха

«Разноцветный коврик»

Одной из основных задач в коррекционно–развивающей работе учителя - логопеда является развитие фонематического слуха. Хорошее развитие фонематического слуха значительно облегчает ребенку процесс усвоения звуковой культуры речи и норм лексико–грамматических средств языка. Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру на развитие фонематического слуха «Разноцветный коврик».

Цель: развитие фонематического слуха.

Задачи: учить выделять первый звук в слове; соотносить первые звуки в различных рядах слов с первыми звуками названий цветов; расширять пассивный и активный словарь; закрепить умения называть основные цвета; развитие мелкой моторики; развитие пространственно - ориентировочных отношений; развитие внимания памяти, мышления.

Оборудование: игровые поля – «коврики» (раздаются детям);40 фишек - цветных кружков: красных, зеленых, синих, желтых, черных (раздаются детям); готовые «разноцветные коврики» (для контроля); список разнообразных слов первые буквы, которых совпадают с первыми буквами названий цветов.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»   

Ход игры. Дети сидят за столами. Учитель – логопед раздает материал для игры: игровые поля и цветные фишки.

Учитель - логопед: «Мы будем «ткать» волшебные коврики. Они получатся, если вы правильно разложите разноцветные кружки. Я буду называть слова, если названное слово начинается со звука К, кладите красный кружок; если со звука С – синий; если со звука З – зеленый; со звука Ж – желтый; со звука Ч – черный. Раскладывать надо порядку с верхнего левого угла. Сначала надо выложить первый верхний ряд, затем второй, третий и т. д. Если бы будете внимательно слушать слова и подбирать кружки нужного цвета, у вас получится красивый разноцветный коврик».

Цветное расположение кружков на игровых полях представляет собой чередование двух, трех, четырех или пяти цветов, данных в разных сочетаниях

Каждому ребенку дается по одному незаполненному коврику, начинаем с простого (чередования двух цветов, далее по мере выполнения задания, работу можно усложнять: увеличивать количество слов и цветов, давать не только слова но и словосочетания и предложения, определять количество слов в предложении.

Примерный речевой материал (фото).

1 карточка (33) – зебра, жук, зелень, жаба, зима, железо, зевота, жираф, Зина.

2 карточка (44) – красивая кукла, жидкий желток, живая жаба, квашеная капуста, косматый Кощей, желтое желе, жадный Женя, крохотный карандаш.

3 карточка (55) – Коля красит крышу красной краской. Справа стоят Слава, Сава, Саша. Зябко зимой Зининому зяблику зимовать. Четыре человека чистят черный чемодан.

После выполнения каждого задания дети сравнивают свои работы с образцом учителя - логопеда и работой соседа. Позднее можно поменяться с ребенком ролями: он называет новые слова (придумывает «разноцветные коврики», а педагог выкладывает узор.

Примечание: на первом занятии педагог голосом выделяет первый звук в словах, произносит его утрировано, например «зззззззебра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОНЦель: развитие фонематического слуха Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”...

Игры для формирования фонематического слуха

упраднения на формирование фонематических процессов...

Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.

Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия....

игры по формированию фонематических процессов

Формирование фонематического анализа и синтеза - главные направления работы логопеда, как основополагающие для формирования письма. Сам акт письма - это кодирование - перевод звуков в буквы, то есть р...

игры на формирование фонематического восприятия.

Фонематичечкое восприятие, восприятие звуков родной речи - основа обучения собственно говорению ребёнка, а в дальнейшем обучения русскому языку в школе....