Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников
статья

Декоративно-прикладное искусство является частью национальной и художественной культуры, вобравшее в себя богатый опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, открывает пространство для творчества, делает жизнь школьников духовно богаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno.docx957.08 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников

Одним из значимых разделов технологии является раздел декоративно-прикладного искусства. В нём возможно удовлетворение разнообразных образовательных потребностей школьников и как следствие более эффективное формирование личностных образовательных результатов.

Занятия по декоративно-прикладному искусству формируют личностные качества, такие как мотивация учиться, саморазвитие, учиться понимать и ценить произведения искусства, воспитывать уважение и любовь к работе, чувства национальной гордости и патриотизма. Они помогают приобрести определенные специфические трудовые навыки, знание технологических приёмов и развивают личную ответственность.  

Дети обучаются на основе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства. Таким образом, перед педагогом ставятся следующие цели и задачи:

  • научить обучающихся понимать ценность материальной культуры как формы выражения внутреннего опыта через внешние формы, как диалог между традициями и современностью;
  • обеспечить базовые знания художественной обработки различных материалов;
  • обучить детей практическим навыкам художественной обработки различных материалов;
  • способствовать развитию творческого мышления и обеспечить его реализацию, создавая условия для свободного выбора с углублением практических навыков в любой форме художественной обработки материалов;

Народная пословица гласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. Хочется обратить внимание на важность домашнего ремесла. Простые и красивые художественные произведения народных мастеров помогают привить детям любовь к родному краю. Научить их видеть и любить природу, ценить традиции своих родных мест. Уважать работу взрослых, а также вовлекать детей в посильную работу по созданию необходимых и красивых изделий. Луначарский А.В. назвал народные промыслы «искусством создания радостных вещей».

Традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение. Дети наблюдали за работой старших и познавали секреты мастерства. Если ребёнок был ещё маленьким, он просто играл рядом с отцом и старшими детьми, одновременно наблюдая за их работой. Дети с детства вобрали в себя искусство своих семей, деревень, посёлков и городов. Было принято обучать ремеслу с самого раннего детства.

Предметы, окружающие человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на его настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были сделаны с большим вкусом и мастерством.

Основываясь на изучении народного искусства, дети демонстрируют свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус и бережное отношение к народным традициям.

Различные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся на занятиях, помогают развить у детей эстетическое отношение к реальности и любовь к родному краю. Пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного искусства и народного творчества удивительно интересны и бесконечно богаты.  

Высокий художественный уровень творческого развития всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что художественное произведение рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического и творческого воспитания детей.

С учётом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом.

Ручной труд – это творческая работа ученика с использованием различных материалов, в ходе, которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения в быту. Такая работа представляет собой декоративную, художественную и прикладную деятельность учащихся, поскольку при создании красивых предметов она учитывает эстетические качества материалов, исходя из существующих идей, знаний и практического опыта, приобретенного в процессе работы.  

Декоративно-прикладное искусство – это неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека. Художественные произведения, созданные мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. 

В современной культуре народное творчество живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому произведения народных мастеров сохраняют свои устойчивые черты.

Народное искусство настолько ценно, что каждый раз, когда создаётся одна и та же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, и поэтому изделия все разные. Как правило, народный мастер работает без предварительных набросков. Он хранит в памяти все формы и элементы узоров, и каждый раз он создает новые версии своих произведений.

Данилова Н.Ю. подчёркивает, что в процессе изучения народной культуры необходимо, прежде всего, знакомить детей с тем, что находится в их окружении, оказывается доступным их восприятию. В частности, это может быть изучение быта русского народа, его традиций, обычаев.

Практическая направленность декоративно-прикладного искусства способствует общему развитию учащегося, формирование социально значимых личностных качеств. Содержание занятий учит детей использовать свои знания в различных областях урочной и внеурочной деятельности (при поиске информации, при выполнении практических заданий, при получении новых знаний).

Знания, полученные школьниками, будут способствовать развитию национальной самобытности, гордости за Родину и умению использовать знания и навыки в повседневной жизни. Например, при выполнении творческого проекта о национальном празднике, дети могут разделиться на группы. Первая группа опишет историю праздника, вторая группа подготовит информацию о костюмах, связанных с данным праздником.

Следовательно, знакомство с народным творчеством на занятиях по ДПИ создаёт необходимые условия для реализации дифференцированного подхода к обучению, повышает познавательную деятельность, обеспечивает комфортные условия для всестороннего развития личности школьников.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается по лучшим традициям народного творчества. Это огромная сила морально-эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на молодое поколение, которое интенсивно впитывает любую информацию.  

Современные изделия декоративно-прикладного искусства изготавливаются с учётом народных традиций и моды современности.

Многие направления ДПИ претерпели серьёзную эволюцию, а творческий потенциал расширился благодаря участию непрофессиональных исполнителей в художественных процессах.

Современное декоративно-прикладное искусство разнообразно – это и керамика, стекло, металл, гобелен, батик. Пэчворк, бисероплетение, художественное шитьё, роспись пасхальных яиц, художественные куклы, плетёные корзины, изделия в технике декупаж приобрели широкую популярность.

С распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластиковых материалов, в том числе полимеров, область декоративного искусства стала тесно взаимодействовать друг с другом, объединяясь со скульптурой и графикой. Авторы стали использовать фотографические изображения в качестве художественных элементов и опираться на высокотехнологические машинные процессы при создании декоративных изделий.

Наиболее интересными и востребованными среди школьников являются такие виды ДПИ как:            

  • Лепка – это придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, солёному тесту и др.)  с помощью рук, вспомогательных инструментов – стеков и т. п.

Изображение выглядит как внутренний, цветной  Автоматически созданное описание          Изображение выглядит как внутренний, пол, игрушка, кукла  Автоматически созданное описание 

    Рис. 1. Ангелы из солёного теста    Рис. 2. Дымковская игрушка из пластилина

  • Плетение – способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.

o Плетение из газетных трубочек 

Изображение выглядит как стол, внутренний  Автоматически созданное описание 

Рис. 3. Шкатулки из газетных трубочек

  • Квиллинг  (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен

как бумагокручение, искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.  

Изображение выглядит как эмаль, ткань  Автоматически созданное описание 

Рис. 4. Квиллинг панно

 

Рис. 5. Ваза из модулей оригами 

Также существует большое количество техник декоративно-прикладного искусства:

  • Аппликация (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение)  – способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Представляет собой вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи растительных и прочих материалов на материал – основу (фон).

 

Рис. 6. Разные виды аппликации

  • Декупаж – декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

Изображение выглядит как ткань, камень  Автоматически созданное описание 

Рис. 7. Разделочные доски в технике «декупаж»

Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений: выдувание, граттаж, монотипия, нитяная графика (изонить), орнамент, печать, пуантилизм, рисование ладошками, рисование отпечатками чего-либо, энкаустика;

                  Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание 

        Рис. 8. Панно в технике «изонить»             Рис. 9. Картина в технике «граттаж»

Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей: 

пэчворк, квилтинг, кинусайга, цумами канзаши;

 

Рис. 10. Панно в технике кинусайга

Общими задачами воспитания и обучения в области декоративно-прикладного искусства являются формирование и развитие таких личностных качеств как:

  • чувство гордости за народную культуру и искусство Родины;
  • творческие способности, богатый духовный мир;
  • сформированность представлений о красоте и гармонии;
  • трудолюбие, уважение к трудящимся и старшему поколению;
  • бережное отношение к природе;

Исходя из всего вышесказанного, декоративно-прикладное искусство является благоприятной почвой для развития личностных образовательных результатов, так как именно оно способствует проявлению индивидуальных склонностей и интересов, а также обогащает личный опыт у школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Статья "Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника"

Сегодняшний день физической культуры - не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье - важнейшее условие гармонического развития ребенка, ...

«Применение технологии РКМЧП на уроках литературы как средство развития личностных качеств учащихся»

Актуальность предлагаемого методического проекта состоит в том, что на основе обобщения опыта использования технологии РКМЧП представлены типовые решения проблемы и вытекающих из нее задач, вызывающих...

Развитие личностных качеств школьника на уроках иностранного языка.

Не возможно достичь личностных , метапредметных и предметных результатов обучения, без развития личностных качеств учащихся....

Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника.

    Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника....

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...