Рабочая программа объединения "Созвездие талантов"
рабочая программа

Программа студии «Созвездие талантов» осуществляет комплексный подход к воспитанию творческой личности и охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания, строится на основе интереса детей к искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozvezdie_talantov.docx57.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

        

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

 ____________ В.Г.Шумакова

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОАУ СОШ  № 1

от _____________  № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Созвездие талантов»

(общекультурное направление)

5-9 классы

Учитель:  Шумакова Вероника Георгиевна,

1 квалификационная категория                                                  

г.Зея, 2021

Пояснительная записка

1.1. Обоснование выбора  программы.

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение. Общество нуждается в неординарной творческой личности.

Данная программа позволяет усилить развитие творческой активности учащихся, способствует становлению индивидуальности, самореализации и успешной социализации.

Программа студии «Созвездие талантов» осуществляет комплексный подход к воспитанию творческой личности и охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания, строится на основе интереса детей к искусству.

Программа предназначена для обучающихся 5- 9 класса, на 5 лет обучения.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.

1.2. Количество учебных часов.

 Учебный план МОАУ СОШ № 1 отводит 2 учебных часа в неделю в течение всего года обучения. Программа рассчитана на 66 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:        

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Формирование навыков смыслового чтения  и работы с текстом:

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
  • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации

          Формирование ИКТ-компетентностей обучающихся:

Ученик научится:  

  • входить в информационную  среду образовательного учреждения с помощью учителя. Использовать в своей деятельности контролируемый Интернет;
  • использовать сканеры и принтеры в своей учебной деятельности с помощью учителя;
  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу в ней с помощью учителя;
  • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т.д.) с использованием проводных и беспроводных технологий под присмотром учителя.
  • размещать в информационной среде корректные сообщения, комментарии, запросы;
  • использовать сканеры для воспроизведения текстовой информации.
  • активно и корректно взаимодействовать со всеми пользователями информационной системы  (далее ИС) ОО, представлять результаты  своей деятельности (проектной, творческой) в ИС ОО;
  • использовать сканеры для воспроизведения графической
  • информации.

Ученик научится:  

  • осуществлять фотосъемку изображений с помощью учителя в ходе учебного эксперимента.
  • осуществлять фиксацию звуков с помощью учителя.

          Ученик научится:  

  • использовать фиксацию изображений и звуков в ходе проведения эксперимента.
  • использовать различные компьютерные инструменты для
  • обработки цифровых фотографий.

Ученик научится:  

  • использовать результаты проведенных фиксаций изображения и звука в ходе презентации коллективного проекта.
  • вставлять готовые цифровые фотографии в систему слайдов.

Ученик научится:  

‒        вводить текст с элементами десятипальцевого метода печати;

‒        общеученическим навыкам работы с текстом (подготовка докладов, рефератов);

‒        выбирать сканируемый объект, его параметры и характеристики;

‒        вставлять диаграммы, блок-схемы, рисунки в текстовый документ в соответствии с его смыслом и содержанием.

Ученик получит возможность научиться:

‒        вводить текст с элементами десятипальцевого метода печати на русской и латинской клавиатуре, работать с текстом (подготовка докладов, рефератов).

Ученик научится:  

  • использовать микрофон во время выступления с помощью

учителя.

‒        использовать звуковые и музыкальные редакторы для

воспроизведения звуков в системе слайдов;

‒        использовать систему звукоподдержки для выступления перед аудиторией;

‒        самостоятельно использовать микрофоны во время выступления.

Формирование основ проектной и исследовательской деятельности:

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

          Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий для личного развития.

Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и  прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов – (Приобретение школьником социальных знаний)

Знакомство с правилами поведения в театре и поло-ролевым этикетом (в процессе посещения спектаклей в профессиональных театрах), нормами трудовой этики (во время репетиций), с образцами социально-приемлемого или не приемлемого поведения (чрез разбор содержания готовящегося мини спектакля)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов (формирование ценностного отношения к социальной реальности:

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия) школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

Содержание программы

Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Вводные занятия  

Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)

Театральная игра

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.

Научить  ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.

Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)  базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Отчёт, показ любимых инсценировок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№\

п

Название

темы

К-во

часов

Основные виды внеурочной деятельности

Наблюдение за процессом и практическая деятельность учащихся

1

Вводные занятия

1

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр»

Игра «Назови свое имя ласково»

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения.

2

Театральная игра

6

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов.

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на лучшую импровизацию. Игра-инсценировка.

3

Культура и техника речи

4

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Учить связно и логично передавать мысли.

Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ. Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)

3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога

Рассказы детей по ассоциациям

Чтение стихов в лицах.

4

Ритмопластика

7

Развитие пластической выразительности

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)   Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие

Музыкальные пластические игры и упражнения для развития  свободы и выразительности телодвижения.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма».

5

Основы театральной культуры

28

Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре.

Рассказать  в доступной форме о видах театрального искусства.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Кругозор обучающихся по сказкам

Презентация «Виды театрального искусства»

Интонационные упражнения

Драматизация сказки

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию». Обзор книг-сказок.

6

Работа над спектаклем, показ спектакля

18

Активизировать внимание детей при знакомстве со сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Помочь запомнить содержание сказки-спектакля.

Подбор необходимых костюмов, декораций, реквизита.

Беседа о настроении героев сказки.

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Драматизация сказки. Упражнение в интонировании диалогов.

7

Заключительное занятие

2

Подведение итогов за год.

Анализ деятельности.

Итого 66

Календарно-тематический план

№  п/п

Дата план

Дата факт

Тема

1

 

Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности  

2

 

Театральная игра. Попробуем измениться. Понятия «мимика», «жест».

3

 

Театральная игра. Игра «Театральная разминка». Игровой тренинг «Нос, пол, потолок»,«Театральные жмурки».

4

Театральные профессии        Знакомство с театральными профессиями. Игровой тренинг «Жмурки». «Нос, пол. Потолок», «Штирлиц».

5

 

Театральный этюд.Этюды с воображаемыми предметами.

6

В театре. Перед спектаклем. Антракт. Аплодисменты        Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой.

7

Знакомство с правилами поведения в театре. Театральный словарик-антракт. Этюды с заданными обстоятельствами. Игра-инсценировка.

8

Учимся говорить по - разному.

9

 

Учимся говорить четко. Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике».

10

 

Играем в рифмы. Дидактическая игра «Придумай рифму».

11

 

Докучные сказки. Паллидромы.

12

Развитие пластической выразительности        .Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя).

13

 

Сценическое движение. Музыкальные пластические игры и упражнения для развития  свободы и выразительности телодвижения.

14

Пантомима.        Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма».

15

 

Отработка сценического этюда «Обращение»

(«Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

16

Психофизический тренинг. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

17

 

Отработка упражнений «Не ошибись», «Новая кукла», «В стране гномов».

18

Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук.

19

Виды театрального искусства.

Опера. Балет. Мюзикл. Эстрада. Театр кукол.

20

Системы воспитания актёра.

21

Театр – искусство синтетическое.

22

Театр - искусство коллективное.

23

Зритель, как создатель спектакля

Театральный костюм, афиши.

24

 

Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. Театральный словарик-костюм.         Тренинг «Гномы», «Хоровод».

25

Знакомство с профессиями актер и режиссер.

Главное в профессии – воображение.        

26

Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию»

27

 

Театральные маски        Знакомство с театральными масками разных стран.        Тренинг «В пещере горного короля».

28

 

В мастерской бутафора.

29

Знакомство с понятием реквизит. Дидактическая игра «На корабль погрузили…»

30

 

Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».

31

Настроение героев. Творческий пересказ сказки.

32

Делаем афишу и программки.

33

 

Изготовление афиш и программок к спектаклям        .Дидактическая игра «Волшебная корзинка». Импровизация «Подарок».

34

 

Учимся актерскому мастерству. Учимся верить в воображаемую ситуацию.        Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю».

35

Кукольный театр. Виды кукол. Придумываем и выполняем декорации к сказке.        Тренинг «Брито-стрижено». Выполняем декорации к сказке.        

36

 

Мини-спектакль с куклами.

37

Наши эмоции.

38

 

Викторина по сказкам.

39

Работа над литературно-художественным текстом.

40

Скороговорки.Тренировать четкое произношение согласных в конце слов «Кто приехал в зоопарк».

41

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаково, Э.Успенского.

42

Актёрская выразительность через пластику.

43

Актёрская выразительность через пластику.

44

Репетиции диалогов.

45

Репетиции диалогов.

46

Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

47

Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

48

Работа над спектаклем. Выбор мультсказки, знакомство с текстом.

49

Распределение ролей, диалоги героев.

50

Репетиции диалогов.

51

Реквизит и костюмы.

53

 

Репетиция спектакля.

54

 

Показ спектакля.

55

Анализ спектакля. Самооценка.

56

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

57

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

58

 

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. 

59

 

Подбор музыки.  Разучивание песен и танцев.

60

Читка сценария. Распределение ролей к празднику «Школьный Олимп»

61

 

Работа над образом. Читка по ролям.

62

Работа с фонограммой. Пение под фонограмму.

63

 

Работа над выразительным исполнением песни и

созданием сценического образа.

64

 

Работа над разнообразным ритмическим

рисунком.

65

 

Выступление на сцене.

66

 

Итоги за год.

Описание учебно-методического комплекта

1.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для школы.

3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

4. Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012

5. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шоу – программа «Созвездие талантов»

внеклассное мероприятие для девочек  5- 7 классы по технологии, можно использовать к празднику 8 марта....

Концертная программа "Наши таланты"

Этот материал можно использовать для проведения концертных программ в школе для родителей....

Сценарий конкурсной программы «Страна талантов»

Сценарий конкурсной программы «Страна талантов»...

Рабочая программа театрального кружка "Юные таланты"

Материал поможет организовать занятия в театральном кружке...

Рабочая программа кружка "Радуга талантов"

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважите...

Рабочая программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста «Мы ищем таланты».

Рабочая программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста «Мы ищем таланты»....

Рабочая программа объединения дополнительного образования школы мюзикла "Фейерверк талантов"

Программа по музыкальному театру для школьников младшего школьного возраста...