Методика проведения уроков дистанционно с использованием ресурсов YouTube, социальной сети «ВКонтакте» и др.
статья (10 класс)

Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения по организации дистанционного обучения выбор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, остаётся за учебным заведением и каждым педагогом в отдельности. Т.о. каждый педагог становится изобретателем своего метода организации обучения на расстоянии. В данной статье я хочу поделиться опытом проведения уроков в  социальной сети «ВКонтакте» с использованием ресурсов YouTube


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_urokov_distantsionno.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ДИСТАНЦИОННО

с использованием ресурсов

YouTube, социальной сети «ВКонтакте» и др.

Автор

Цветкова Елена Алексеевна,

преподаватель ЦК «Общеобразовательные, гуманитарные и социально-экономические дисциплины СПО»

Саратов

2021

Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения по организации дистанционного обучения[1], выбор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, остаётся за учебным заведением и каждым педагогом в отдельности. Т.о. каждый педагог становится изобретателем своего метода организации обучения на расстоянии. В данной статье я хочу поделиться опытом проведения уроков в  социальной сети «ВКонтакте» с использованием ресурсов YouTube (канал «LiameloN School»).

 Я выбрала именно «ВКонтакте» потому, что все студенты без исключения (100% контингента) используют эту социальную сеть для общения. Очень популярен этот интернет-ресурс в молодёжных кругах, а нам, педагогам, нельзя этим не воспользоваться. В настоящее время не один курс повышения квалификации учителей построен на том, что использование социальных сетей в образовании – это уникальная возможность, веяние времени. Современным учителям просто необходимо держать руку на пульсе активно меняющейся в настоящее время системы образования. Так вот, о том, что все студенты «сидят» во «ВК», я знаю давно и активно использую  данную соцсеть в своей профессиональной деятельности не только для общения с учениками после уроков, но и для того, чтобы быстро и удобно давать домашние задания, продуктивно готовить студентов к различным конкурсам и олимпиадам.

В связи с тем, что  у 40 % обучающихся в марте 2020 г. (я специально создала и провела опрос с голосованием среди обучающихся – создать публичный опрос тоже можно в «ВК») нет дома компьютеров и ноутбуков, и они вынуждены использовать во время дистанционного обучения только смартфоны (часто с разбитым экраном, сломанным микрофоном и т.п.), переход на бесплатные платформы типа Zoom или Дискорт оказался невозможным. Внутренняя память телефонов во многих устройствах ограничена. Студенты писали, что в телефонах не хватает места для фото и видеофайлов, которые приходится создавать в процессе обучения, что уж говорить об установке специальных программ.

Кстати говоря, 1 января 2021 года Роспотребнадзор утвердил новый документ СП 2.4. 3648-20[2], согласно которому образовательным организациям не рекомендуется использовать мобильные телефоны в образовательных целях. Новые санитарные требования предусматривают использование в обучении только планшетов и компьютеров с диагональю экрана не менее 15 дюймов. Так государство проявляет заботу о здоровье молодёжи. И это, безусловно, хорошо. Но встаёт вечный вопрос (и, похоже, риторический): что делать в новых условиях педагогам, если учитель не может рекомендовать ученику использовать при обучении мобильный телефон, а администрация учебного заведения или родители должны, но не  имеют финансовой возможности купить необходимые технические средства с диагональю, соответствующей  требованиям?

Организация учебной деятельности во «ВКонтакте»

В своём сообществе во «ВКонтакте» под названием «Русский язык и литература», в котором состоят все мои ученики, я сделала объявление следующего содержания:

 «Уважаемые студенты, работаем в режиме расписания уроков! Все задания я буду выкладывать в нашем сообществе, а затем  распределять по беседам, соответствующим составу учебных групп. Если что-то непонятно, спрашивайте у меня в личном сообщении или в беседе группы. Задания выполняем в тетрадях. После выполнения фотографируем и  общие для всех задания присылаем  в беседу, чтобы увидеть, как сделали другие и обсудить,  а индивидуальные  и тестовые отправляем  мне личным сообщением.  На устные вопросы отвечаем голосовым сообщением, которое  также присылаем в беседу или личным сообщением в зависимости от назначения сообщения. Чтение стихотворений наизусть записываем на видео. Помним, что отсутствие сообщения от вас – отсутствие на уроке, задолженность. Тех, кто отсутствует на уроке по болезни или другой уважительной причине, прошу заранее оповещать меня об этом».

Одновременно с этим я создала несколько  бесед по количеству учебных групп, материалы которых доступны только участникам, и попросила старост пригласить одногруппников в беседы. «Назначила» (есть такая функция у создателей бесед и сообществ «ВКонтакте») администраторами старост для того, чтобы они могли вместе со мной регулировать численность участников беседы и «банить» лишние сообщения.

Каждый урок и количество заданий я сокращала в соответствии с вышеупомянутыми методическими рекомендациями Минпросвещения, т.е. вместо 45 минут проводила урок в течение 30 минут. Сокращала время проведения урока за счёт сокращения количества заданий, заранее рассчитывая предполагаемое время выполнения заданий, как это обычно делается при составлении плана-конспекта и технологической карты урока. Между уроками делала перерывы по 10-15 минут. Таким образом, у обучающихся было больше времени, чтобы отдохнуть. А вот у меня времени на выполнение своей обычной работы уходило в разы больше, т.к. надо было не только выложить заранее подготовленный материал и дать пояснения по выполнению заданий.

В начале урока в обязательном порядке я писала в беседе дату проведения занятия, тему урока, цель урока и давала задание, отдельно комментировала домашнее задание. Подробнее об этом расскажу позже, анализируя каждый тип урока в отдельности.

Соблюдение структуры урока при работе дистанционно

«Урок – это основная форма организации обучения, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью постоянной группы (класса) с учётом особенностей каждого из них, используя средства и методы обучения, создающие благоприятные условия для овладения знаниями, формирования умений и навыков и личностного развития всех учащихся».[3] Нельзя говорить о проведении урока, если не соблюдаются основные требования к этой форме организации обучения. Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений, навыков. Структура урока, т.е. состав элементов, их определённая последовательность и взаимосвязь между ними, должна быть соблюдена и во время дистанционного обучения.

Так какие же средства и методы обучения я использовала, проводя  разные типы уроков, отличающихся не только своими целями, но и структурой? Об этом я хочу рассказать подробнее, вычленив структурные компоненты каждого типа урока по ФГОС:

1. Структура урока ознакомления с новым материалом или урока «открытия» новых знаний: повторение предыдущего материала; объяснение учителем нового материала; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом. Для проведения таких уроков я выкладывала в беседах групп ссылку на материал видеоурока с «LieameloN school» на https://www.youtube.com, т.е. короткий, на 5-10 минут, видеоролик по теме, ровно то, что обучающийся узнаёт на уроке в качестве нового материала. Чтение учебника студентам может показаться скучным, т.к. современные дети  – визуалисты, всю необходимую информацию получают преимущественно через просмотр видеофильмов. Я предлагала сначала посмотреть, а затем для первичного закрепления знаний сделать короткий конспект по теме в тетрадях, проверяя тем самым, как поняли студенты материал видеоурока. Ну, а домашнее задание никто не отменял. Здесь главное доступно объяснить ученикам, как и что надо выполнить, а при необходимости ответить на их вопросы, присылаемые личными сообщениями. Важно отметить, что  при проведении такого типа урока из его структуры выпадает повторение предыдущего материала. Собственно, за счёт этого и происходит сокращение времени на проведение (то, что рекомендовано Минпросвещения).

Кстати, автор (или авторы)  канала «LieameloN school», где выложены короткие видеоролики для разных классов по всем предметам, всем темам школьной программы, неизвестен. Полагаю, что это кто-то из предприимчивых людей с педагогическим образованием, т.к. информация, представленная в видеоуроках вполне подходит для подачи нового материала. В Интернете нашла информацию о том, что благодаря просмотру контента канал «LieameloN school» заработал уже более 1 миллиона рублей. Таким образом,  канал помогает нам, а мы ему, отправляя ссылки для просмотра своим ученикам – взаимовыгодное сотрудничество. Естественно, перед тем, как дать информацию ученикам, я сама просматриваю видеоролики на соответствие требованиям общеобразовательной программы по преподаваемым мной предметам.

2. Уроки рефлексии или закрепления знаний, а также  выработки и закрепления умений и навыков по структуре таковы: проверка домашнего задания или воспроизведение теоретических знаний; выполнение устных и письменных (практических) упражнений; проверка выполнения заданий (самостоятельных работ); задание на дом. Эти уроки автоматически  сокращались за счёт отсутствия таких элементов, как проверка домашнего задания и проверка выполнения самостоятельных работ (это я делала не во время урока). Для проведения таких уроков я использовала материал сборника упражнений по русскому языку[4] и практикума по литературе [5]. Понятно, что по сборнику упражнений достаточно дать номер упражнения и остаётся только ждать фотографию выполненной работы (готовых домашних заданий по этому сборнику упражнений в Интернете, к счастью, пока нет). При необходимости студенты самостоятельно обращаются к учебнику русского языка (теоретическая часть)[6] или ищут ответ на интересующий вопрос на портале Грамота.ру. Также имеют возможность при необходимости обратиться ко мне с тем ли иным вопросом.

Вышеупомянутый практикум по литературе содержит большое количество «полезных советов» (так называется раздел книги) по написанию творческих работ, подготовки практических заданий и т.п. Здесь важно отметить, что возникает необходимость обращения к текстам художественных произведений, которых может не быть в домашней библиотеке обучающихся. На этот случай я обязательно выкладывала ссылку на текст на проверенном, надёжном интернет-ресурсе (учитывая, что сейчас встречается много некорректных текстов произведений классиков), например, на https://ilibrary.ru.

3. Обобщающие уроки или уроки общеметодологической направленности, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного, в своей структуре содержат следующие обязательные элементы: вступление и заключение учителя; обобщение в форме рассказа, кратких сообщений, беседы и т.п. Здесь, как правило, я сначала предлагала студентам ответить на вопросы учебника по теме (устно, голосовое сообщение), а затем прослушивала сообщения и вносила свои коррективы, (устно или в печатном виде), в беседе для всех.

4. Уроки проверки знаний или уроки развивающего контроля и разбора проверочных работ, как правило,  проводила письменно. Для этого выкладывала тестовые задания по темам из сборника тестовых заданий[7], которые студенты выполняли по вариантам; по литературе давала задания в виде сочинений по художественному произведению на одну из предложенных тем или письменный анализ по плану лирического произведения, эпизода художественного произведения, литературного образа и т.п. Схематический план анализа брала из учебного пособия по литературе[8]

Учебно-воспитательная деятельность педагога заключается не только в проведении групповых занятий по преподаваемым предметам, но и индивидуальную работу со студентами, подготовку особо отличившихся учеников к предметным олимпиадам, творческим конкурсам, научно-практическим конференциям. К слову сказать, за период дистанционного обучения мне удалось подготовить победителей дистанционной олимпиады по русскому языку, а также нескольких участников дистанционных научно-практических конференций. И это тоже во многом благодаря возможности общаться в социальной сети.

Заключение

В любой жизненной ситуации, даже самой неприятной, надо стараться увидеть что-то хорошее. Мы все испытали сильнейший стресс при переходе на вынужденное дистанционное обучение. А стресс – это двигатель прогресса, это потребность искать и находить выход из сложившейся ситуации, искать новые возможности, получать новый опыт, учиться, изобретать новые методы работы. Проведение уроков во «ВКонтакте» стало для меня своеобразным опытом, который однозначно пригодится  в будущем. А материал этой статьи, надеюсь, поможет моим коллегам организовать образовательный процесс с использованием возможностей соцсетей в случае необходимости.


[1] Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г.

[2] СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи

[3] Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ.учреждений высш.образования / В.В. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.

[4] Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений : учеб.пособ. для студентов учреждений сред.проф.образования /Т.М. Воителева – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 224 с.

[5] Литература: практикум : учеб.пособ. для студентов учреждений сред.проф.образования / под ред. Г.А. Обернихиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. – 352 с.

[6] Антонова Е.С. Русский язык: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. :Издательский центр «Академия», 2020. – 416 с.

[7] Малюшкин А.Б. Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 224 с.

[8] Миронова Н.А. Литература в таблицах: 5-11 кл.: справ.материалы / Н.А.Миронова. – М. :АСТ: Астрель, 2011. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт проведения дистанционного сетевого учебного проекта по географии в социальной сети ВКОНТАКТЕ

Создание и проведение учебного проекта по теме "Африка" для учащихся 7 класса на базе соц. сети "ВКонтакте"...

Использование социальной сети ВКонтакте на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

В статье описывается опыт использования социальной сети ВКонтакте через создание школьной группы. Именно через нее учащиеся знакомятся с новыми интересными работами своих товарищей, получают задания о...

Школа успешного родителя при МБОУ Калевальская СОШ (ссылка на группу в социальной сети ВКонтакте)

В данной группе происходит обмен информацией между специалистами школы и родителями, посещающими занятия в "Школе успешного родителя".https://vk.com/club156678659...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «вКОНТАКТЕ» В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (обмен опытом)

Если у вас есть желание экономить время, которого у педагога так не хватает, если вы хотите привлечь к жизни школы  как можно больше школьников и их родителей, если вы заинтересованы в повышении ...

Методика проведения уроков информатики с использованием средств мультимедиа

Актуальность темы данной работы обусловлена ​​следующим. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы...