Выступление на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №2 г. Льгова» «Формирование мотивации учащихся на разных этапах урока» (из опыта работы»
материал

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию. Что, правда, не отменяет необходимости  со стороны ученика прикладывать определённые усилия к заучиванию требуемого объёма знаний по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №2 г. Льгова»

«Формирование мотивации учащихся на разных этапах урока» (из опыта работы»

Подготовила: учитель истории и обществознания Терляхина Н.А.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

                                                                                       К.Ушинский   (1слайд)

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию. Что, правда, не отменяет необходимости  со стороны ученика прикладывать определённые усилия к заучиванию требуемого объёма знаний по предмету.( 2 слайд)

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, а не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования, саморазвития для ученика нелёгок. Многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо и можно быть уверенным, что он сам пробьёт себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одарёнными детьми. Но есть масса других детей, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врождённую потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянным поиском радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Поэтому соблюдение разумного баланса между этими сторонами процесса преподавания является главной трудностью и одновременно основной возможностью творческого самовыражения учителя.

Перспектива заманчива – ребёнок будет учиться хорошо не потому, что за плохую оценку ругают родители или стыдно перед одноклассниками, а потому что ему это станет необходимо, приятно и главное интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребёнка трудной, но интересной «дорогой познания», показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.

 В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте Необходимо формирование интеллектуальных компетенций следующих видов  :( 3 слайд)

   установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность поиск и выделение необходимой информации

построение логической цепочки рассуждений;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы;

рефлексия способов и методов.

(4 слайд.) Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание к учению на уроках истории? Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом.

Это можно достичь с помощью нескольких установок. Ученик ставит сам цель урока и учебную задачу. Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги. Предоставление ученику свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. Например, тема урока «Экономическое развитие СССР в 30годы» учащимся предлагаются задания на выбор- составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса.

Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала. Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень - обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех. Второй уровень - тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это - творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания).        

Общий подход формирования мотивации на отдельных этапах урока состоит в том, чтобы на каждом уроке осуществлялся некоторый цикл учебной деятельности  школьников. Он будет разным в зависимости от целей урока, его типов. Содержанием этих циклов учебной деятельности будет либо усвоение новых знаний и способов работы, либо их применение в новых условиях, либо закрепление и отработка усвоенных ранее знаний и способов работы.
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, она должна иметь психологически полную структуру— от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Например, на уроке может быть представлен цикл деятельности школьника по усвоению новых знаний и способов, в этом случае учебная деятельность должна включать задачи, обеспечивающие готовность именно к действиям добывания нового.

(5 слайд)Если урок имеет тренировочную направленность, то ученик также должен быть в полной мере готов к выполнению именно этой деятельности.
Следовательно, в зависимости от содержания урока учитель должен организовать некоторый цикл учебной деятельности у школьников и формировать соответствующий этой работе мотивационный цикл.

Эти этапы таковы — от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и так далее).

I этап урока. Этап вызывания исходной мотивации.(6 слайд)

Цель: формирование у каждого учащегося личной потребности в последующей деятельности, связанной с «открытием» нового правила.

Словами «мы хорошо поработали над предыдущей темой», заданием индивидуальных заданий с последующей фронтальной проверкой  произвожу актуализацию мотивов предыдущих достижений. Ученики анализируют в  группах возникшие затруднения, тем самым они пытаются определить свои знания от незнаний. Этот этап обычно заканчивается ответами школьников на вопрос: «Что же мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель мы ставим для этого урока .На какой главный вопрос мы должны ответить?»

На этом этапе современные педагоги используют следующие приемы повышения интереса к учебному материалу.(7 слайд)

Название приема

Формулировка

1.

Привлекательная цель.

Перед учеником ставится понятная, простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

2.

Удивляй!

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

3.

Отсроченная отгадка.

  1. В начале урока учитель даёт загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  2. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

4.

Фантастическая добавка.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

5.

Лови ошибку

  1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
  2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками.

6.

Практичность теории.

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

7.

Пресс-конференция.

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

8.

Вопрос к тексту.

Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

 

Из своего личного опыта могу привести следующие приемы и способы мотивации обучения на этом этапе урока.(8 слайд)

1 Афоризмы. Могут использоваться для определения темы занятия,

проблемы, формулировки собственной точки зрения, составления рейтинга

высказываний, выделения в них общего и различного, Выделения основных

понятий. Уроки обществознания в старших классах без него просто на мой взгляд проводить нельзя, тем более в рамках подготовки к ОГЭ по обществознанию и написанию одного из заданий по- сочинения рассуждения. Да и кто может остаться равнодушным если афоризм что называется на злобу дня

 Платье внушает глупцам уважение.(9 слайд)

Вольтер  

Лучше жить богатым, чем умереть богатым.

Сэмюэл Джонсон,

У него были все ненавистные мне добродетели и ни одного восхищающего меня порока.

Уинстон Черчилль  

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Михаил Булгаков  

3 Графическое изображение. Изображение может стать началом обсу-

ждения проблемы, при этом задействуется образное мышление учащихся, их

творческие способности;

4. Использование нескольких понятий или терминов. Варианты выбора

активизируют умственную деятельность учащихся. Они могут выделить наи-

более правильное понятие, на их основе сформулировать тему урока и вы-

брать лишнее;

5. Произведения художественной литературы. Данный способ активи-

зирует метапредметные связи и актуализирует информацию, полученную на

уроках литературы;(10 слайд)

II этап урока. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.(11 слайд)

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Наиболее применяемые способы мотивации обучающихся на этом этапе Интерактивные методы (12 слайд)

  • все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания
  • ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
  • ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, способствовать обновлению содержательной стороны предметов,
  • индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.
  • развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    В ходе диалогового обучения учащиеся учатся:

  •  критически мыслить,
  •  решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
  • взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,

 участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми

Назову еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.

(13 слайд) Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностиями других школьников). Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте общественное мнение класса, существующие групповые нормы 

Начиная групповую работу, убедитесь, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна. Предложите детям придумать вопросы для одноклассников и задать их на уроке.

КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(14 слайд)

Название приема

Формулировка

1.

Организация работы в группах.

  1. Группы получают одно и тоже задание.
  2. Группы получают разные задания.
  3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

2.

Лови ошибку.

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… придя к определённому мнению, группа выбирает спикера.

3.

Пресс-конференция и вопрос к тексту.

Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

4.

Своя опора.

  1. Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
  2. Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы.

 ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(15-16 слайд)

Название приема

Формулировка

1.

Игры-тренинги.

1.Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

2.

Игры в случайность.

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

3.

Театрализация.

Разыгрывается сценка на учебную тему.

4.

«Да-нетка».

Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».

Можно использовать и такие методы как:

1.Мозговой штурм(18 слайд)

 2. Документ. Документы позволяют познакомиться с мнением совре-менников исторических событий и получить самую достоверную информацию.

3. Видеосюжет. Задействует образное мышление школьников;

4.Неоконченное предложение. Учащиеся дополняют предложения с

целью восстановить смысл высказывания;

5.Определение автора

6.Составление синквейна (19 слайд)

7.Составление кластера (20 слайд)

8.Диссуссия                   (21 слайд)

Обратитесь к проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель.

(22 слайд) Очень полезно использовать метод проектов как проблему. О содержании работы над проектом сегодня много говорится, работа над проектом вошла в практику школ.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП (учебно-воспитательный процесс) школы является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных  источников.

      Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную структуру:

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.

2. Выбор проблемы постановка цели и задач.

3. Сбор и переработка информации.

4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика.

5. Собственно защита проекта.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

- развитию речи и обогащению словаря;

- развитию умения работать в коллективе;

- расширению кругозора учащихся;

- повышению мотивации учащихся;

- поощрению творчества;

- воспитанию самостоятельности;

- развитию обще учебных умений.

    Существуют различные классификации проектов.(23 слайд)

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

1) личност-

ные  

 2) парные

 

1) краткосрочные

 

2) средней

продолжительности

 

3) долгосрочные

1) творческий

 

2) исследова-

тельский

 

3) ролево-игровой

 

4) практико-

ориентированный

 

5) информацион-

ный

 

1) моно-

проект

2) межпред-

метный проект

Формы проекта:

- выставка, коллаж

- исценирование, драматическое представление

- репортаж, интервью, сообщение

- стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ, реферат

- экскурсия, поход

- ролевая игра

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа(24 слайд)

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

На начальном этапе учащимся необходимы учебно-организационные умения:

  • планировать текущую работу;
  • нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
  • вести познавательную деятельность в коллективе (умение объяснять, оказывать помощь, умение принимать помощь товарища);
  • осуществлять взаимообогащающее общение;

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

 При использовании проектной методики наиболее ярко высвечиваются учебно-коммуникативные умения учащихся на третьем этапе – презентации проектов:

– умение слушать – это главное умение, оно требует от ученика сосредоточенности, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

– не менее трудная задача – умение слушать и одновременно записывать содержание;

– умение задавать уточняющие вопросы;

– умение выступать перед аудиторией;

– умение проявлять организаторские способности.

       

Уровни участия на всех этапах проекта это(25-26 слайд)

Исследователь (пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями)

Фотограф (делает фотозарисовки)

Художник (ведет хронику в художественном исполнении)

Участник (выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными  возможностями)

Ожидаемые результаты от проектной деятельности:(27-28 слайд)

- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

- Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование Интернета и др.

- Приобретение коммуникативных навыков.

- Развитие речи и обогащение словаря.

- Положительное влияние на воспитание личности учащегося.

- Активное участие родителей учеников в школьной жизни ребенка.(30 слайд)

- Повышение профессиональной компетентности учителя.

 Учащимся очень нравиться заниматься исследовательской деятельностью потому, что:

- каждый может проявить себя как, творческая личность,

- каждый включен в деятельность, которая ему “по душе”,

- добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,

- развивает навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,

- развивает умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,

- воспитывает целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности.

 Этот этап важен потому, что, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестаешь о ней думать, сосредотачиваясь на предметном содержании урока. Здесь я ориентируюсь на широкий спектр познавательных и социальных мотивов, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставлению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). (31 слайд)

Здесь я использую: чередование разных видов деятельности (устных и письменных, трудных и легких, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных); выбор меры трудности материала (дифференцированный подход); подключаю учащихся к самоконтролю и самооценке (идет активный поиск самих учащихся, их проба сил). Одним из приемов, способствующих формированию мотивации учения, является занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала (познавательные игры, ситуации спора,  «найди ошибку»)

III Этап урока. Этап завершения урока.( 32 слайд)

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Например, полезно использовать задания типа: «Составьте кластер (схему или модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними». Или такое задание: «Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы».

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ(33 слайд)

Название приема

Формулировка

1.

Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

2.

Повторяем с контролем.

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

3.

Повторяем с расширением.

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

4.

Свои примеры.

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

5.

Опрос – итог.

В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

6.

Обсуждаем домашнее задание.

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ(34 слайд)

Название приема

Формулировка

1.

Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задаёт домашнее задание двух или трёх уровней.

Первый уровень – обязательный минимум.

Второй уровень – тренировочный.

Третий уровень – творческий.

2.

Задание массивом.

Задаётся большой массив сразу – в рамках большой изучаемой темы или повторяемой темы.

3.

Особое задание.

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

4.

Творчество работает на будущее.

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

(35 слайд) Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”,  цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)

В выступлении отмечаются  особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Презентация к выступлению на заседании педагогического совета по теме: "Современный урок в учреждениях СПО"

В данной работе дается определение понятию "УРОК". Рассмотрена классификация уроков. Охарактеризованы основные элементы современного урока в СПО....

«ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА»

Что же такое эффективное общение или эффективные коммуникации?Любая коммуникация – это диалог, но она не сводится просто к обмену информацией. Коммуникация всегда значима для ее участников, всту...