Результаты работыпо выявлению и развитию способностей обучающихся
материал

Трифонова Екатерина Васильевна

Цели:

· Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;

· достижение максимального уровня развития способностей детей;

· выявление  и  выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.

  Задачи:

· реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости;

· организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

· выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

· организация проектной деятельности;

· интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

План работы с обучающимися по истории и обществознанию, имеющими повышенную мотивацию к учебному процессу

учителя истории и обществознания

МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

Трифонова Е.В.

на 2021-2022 учебный год

Цели:

Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;

достижение максимального уровня развития способностей детей;

выявление  и  выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.

  Задачи:

реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости;

организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

организация проектной деятельности;

интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

Банк обучающихся по истории и обществознанию, имеющих повышенную мотивацию

Фамилия, имя

класс

Способности

1

Катровский Дмитрий

Воробьева Люба

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

Баранов Вадим

11

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

3

Мордвин Евгений

Клементьев Илья

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

4

Трифонова Виктория

Тимофеева Оксана

Воробьев Алексей

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Организация работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к предметам истории и обществознанию

Направление работы

Время проведения

1

Организация и проведение Интеллектуального марафона по истории и обществознанию

1 раз в четверть

2

Неделя истории

Октябрь

3

История в произведениях художественной литературы.

Март

4

Проектная деятельность:

1)Проект «История Улан-Удэ»;

2) «Права человека глазами ребенка»;

3) «Наши знаменитые земляки»;

4) «Труженики тыла»;

5) «Никто не забыт, ничто не забыто».

1 четверть

декабрь

январь

март

май

5

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

В течение года

6

Участие в олимпиадах и районных конкурсах

В течение года

7

Дополнительные занятия с одаренными детьми с целью углубленного изучения истории и обществознания.

Еженедельно (среда)

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.

 «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: 
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 
4. Их волнуют вопросы философского характера. 
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. 
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. 
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности. 
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа: 
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету. 
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты. 
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. 
Далее я попытаюсь более подробно описать эти три этапа как методы выявления и одновременно формы работы с одаренными детьми. 
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке: 
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения; 
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий; 
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями); 
Урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов); 
Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие «Легенды Тамани» предназначен для учащихся 6-х классов, предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся); 
Урок- конференция. 
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины. 
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. 
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые проходят на ура в классах среднего звена. 
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется во внеурочной сфере. 
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. 
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, выставках, творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи: 
• стимулирование интереса детей к истории; 
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня; 
• расширение информационного пространства в области истории. 
Внимательно изучив различные инновационные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что для отечественной системы школьного образования перспективными являются комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также использование специализированных программ педагогического наставничества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной творческой деятельности

В данном материале представлены: 1. Справка  ГБПОУ СахПЦ№1 о реализации программы кружка Сахалинец, 2. Копии приказов, 3. Копии грамот...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...