Методическое сопровождение учителя начальных классов в условиях дистанционного обучения.
статья

В данной статье рассматривается опыт обучения в дистанционном формате в начальной школе. Предложены некоторые рекомендации педагогам и родителям для улучшения совместной работы и взаимодействия в онлайн-пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Д.С

магистрант

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт обучения в дистанционном формате в начальной школе. Предложены некоторые рекомендации педагогам и родителям для улучшения совместной работы и взаимодействия в онлайн-пространстве.

Ключевые слова: дистанционное обучение, школа, методическое сопровождение, электронные образовательные платформы, образовательные ресурсы.

Методическое сопровождение учителя начальных классов в условиях дистанционного обучения.

Пандемия внесла заметные коррективы в сферу образования. Главным тут стало то, что обучение в школах перешло в дистанционный формат. Педагогам и обучающимся пришлось в кратчайшие сроки освоить новые компетенции и научиться работе с информационно-компьютерными технологиями. Это сопровождалось известными трудностями, как технического порядка (устарелость технических средств и перегруженность каналов передачи информации), так и методического (отсутствие четкого понимания особенностей дистанционного образования и подробных планов ведения учебного процесса в новых условиях). Карантин показал, что в современном образовании важную роль играет дистанционное образование. Однако, к сожалению, он показал и неготовность российской системы образования к работе в новых условиях. Особенно ярко это проявилось именно на стадии начального образования сама суть которого подразумевает личный контакт учителя и обучающегося и упор в первую очередь на работу в классе, а не дома. Поэтому представляется актуальной разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов для действий в новых условиях.

Как известно, главной целью дистанционного образования в начальной школе является предоставление обучающимся условий для освоения программы начального общего образования в удаленном формате (ссылка на ст 16 ФЗ «Об образовании в РФ»). [1]

В своей работе учителя начальных классов могут применять разные образовательные платформы, цифровые образовательные ресурсы, онлайн -  платформы, электронные пособия и. т. д.

В России внедрение и поддержка дистанционного образования закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Педагоги начального звена в своей работе применяют различные электронные образовательные ресурсы (рисунок 1).

Рисунок 1. Виды электронных образовательных ресурсов в РФ


Так же они имеют право разрабатывать и свои средства обучения, но они должны соответствовать ФГОС НОО. Например, возможна разработка так называемых кейс-уроков. Кейс как правило решается в несколько этапов. Решение задачи, может быть направлено на повторение пройденного материала. Это позволяет обучающимся проявить свои исследовательские навыки и помочь систематизировать самостоятельную работу.[3]  

Представляется целесообразным внедрить в практику дистанционного образования ряд более современных электронных ресурсов. Так для обеспечения электронной связи между учащимися и педагогом в качестве альтернативы известному «Скайпу» можно предложить программу «Дискорд». Данная программа имеет над аналогами ряд преимуществ: невысокие требования к оборудованию (памяти, производительности компьютера, линиям связи), наличие браузерной версии, возможность демонстрации экрана в групповых чатах, простоту интерфейса, стабильность работы. Для творческих заданий, подразумевающих возможность представления результатов задания в виде изображений возможно использовать графический редактор GIMP обладающий простым и дружественный интерфейсом и позволяющий реализовать процесс освоения программой в ходе работы с ней по принципу действий «от простого к сложному». Вероятно, в учебном процессе возможно так же и использование некоторых компьютерных игр развивающего характера или же представляющих собой тематические квесты. [4]

Нужно отметить, что существуют некоторые особенности обучения в начальной школе с применением дистанционных технологий:

 1 Такая работа по преимуществу работа самостоятельная (хотя в начале или в отдельные моменты выполнения задания родители школьника могут и должны наблюдать за работой ребенка в интернете).

2. Необходимость индивидуального подход к каждому обучающемуся что подразумевает и неизбежное увеличение количества рабочего времени, потраченного на подготовку и проведение занятия.

3. Система мотивации школьника начальных классов при дистанционной работе существенно отличается от очного обучения. Как правило отсутствует непосредственный (а часто и визуальный) контакт с группой и педагогом что приводит к необходимости использования преимущественно внутреннего локуса социального контроля обучающегося. Решение этой проблемы во многом зависит от родителей, которые должны взять на себя большую часть контроля за учебной деятельностью ребенка.

4. Разный темп работы при очном и дистанционном обучении. Практика показывает, что при обучении с применением дистанционных технологий темп работы как правило выше. Это обусловлено меньшими затратами времени на решение организационных вопросов. Такое положение дел создает известные трудности для детей, и педагог должен это учитывать и строить свою работу с учетом этой особенности ДО.

5. Разные способы восприятия информации учащимися. Часть из них плохо воспринимает информацию, поданную без непосредственного контакта или без применения наглядных пособий.

Особенно велика в ходе дистанционного образования роль родителей. Родители должны контролировать работу ребенка за компьютером, снижать зрительную нагрузку на обучающегося, следить за наличием перерывов в работе за компьютером. Вместо с тем родителям не нужно подгонять и дергать ребенка по мелочам и предоставить ему известную степень самостоятельности. Родители могут помочь педагогам составить распорядок дня в течении всего периода работы в дистанционном формате. В периоды отдыха между занятиями дома желательно проводить подвижные или логические игры.

Помимо методического сопровождения учителей начальных классов существует и психолого–педагогическое сопровождение обучающихся.

Содержание психолого – педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает несколько направлений работы психолога – педагога:

  1. Аналитико – диагностическое. Психолог должен постоянно контролировать процесс дистанционного обучения, подмечать и формулировать его закономерности и вносить предложения по его усовершенствованию.
  2. Просветительское а именно мероприятия, направленные на повышение общей психологической грамотности
  3. Коммуникативное. Психолог должен обеспечить дружелюбное и корректное общение родителей, учеников и педагогов посредством электронных коммуникаций.

Для проведения родительских собрании, можно воспользоваться чатами в различных мессенджерах или создать группу в социальных сетях. Такая группа должна иметь специально выделенного модератора который должен размещать в ней текущую информацию и следить за корректностью дискуссий. Так же важным и актуальным является умение педагога создавать видео – конференции, так как это помогает выстроить живое общение с родителями. При прочих равных условиях родительские собрания и прочие беседы с родителями следует проводить именно в видеочатах а не при помощи текстовых сообщений. К общим конференциям группы (класса) могут подключаться не только педагоги предметники, но и социальный работник, психолог. Каждый специалист даст рекомендации родителям, как лучше организовать комфортные  условия для работы дома.

Сформированность данных навыков у педагогов начального звена, будет детерминантом эффективной работы в дистанционном образовательном процессе. В свою очередь это поможет достичь обучающимся, такого же уровня освоения материала, что и в очном формате.

Дистанционное обучение существенно улучшит и разнообразит образовательный процесс. В дальнейшем педагог может применять дистанционный формат в работе с часто болеющими детьми, а также школьниками, находящимися на семейном обучении.

[1]


[1] 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (ст. 16);

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Багузина Е.И. Разработка веб - квестов  и преимущества их использования в процессе обучения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 1 – С. 9-13.

4.Возможности облачных технологий в электронном обучении / О. И. Ваганова // Международный журнал  фундаментальных и прикладных исследований. – 2017. - № 6 (2). – С. 183-187.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства выражения научного знания в речи учителя начальных классов в условиях национально-русского двуязычия

В  статье  представлена  типология  средств  выражения  знания  в  научно-учебной  речи  учителя  нача...

Комплексный подход к организации учебной и производственной практики будущих учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век» (2013г.) Форма участия: очная Тема доклада: "Комплексный подход к...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....

Памятка от психолога для родителей обучающихся начальных классов в период дистанционного обучения в связи с эпидемией

В материале представлены рекомендации, которые помогут детям и родителям избежать проблем в непривычной ситуации дистанционного обучения....

Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Функциональная читательская грамотность на уроке немецкого языка в условиях реализации ФГОС нового поколения....