Костюмированный бал 1903года, как средство воспитания подрастающего поколения. История традиции исторических балов.
статья

Костюмированный бал 1903 года, как средство воспитания подрастающего поколения. История традиции исторических балов. Бал 1903 года. Русские танцы на балу 1903 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костюмированный бал 1903года, как средство воспитания подрастающего поколения.

История традиции исторических балов.

11-13 февраля 1903 года в России в Санкт-Петербурге произошло событие, которое сразу же вошло в историю. Что же произошло, что до сих пор  это событие будоражит умы самых разных людей, самых различных профессий…

Итак, 11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля — грандиозный костюмированный бал. Это был последний бал императорской России. В приглашениях, разосланных гостям, основным требованием было явиться на бал в костюмах XVII века. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название «Бал 1903 года», остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования последнего императора из рода Романовых. Современники назовут его необыкновенным по красоте и роскоши зрелищем.  Множество различных документов, дневников, очерков, газетных статей и просто воспоминаний, говорит о том, что это событие оставило неизгладимый след на долгие годы и в России и за рубежом. Но обо всем по порядку…

К началу ХХ века балы устраивались все реже, уступая место вечерам танцев. Однако прежде, чем превратиться в экзотическую редкость, в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце состоялся последний придворный костюмированный бал, ставший драгоценной жемчужиной русской бальной культуры, событием из разряда нематериального культурного наследия. Путешествие в глубь веков, осуществленное на нем в последний зимний месяц 1903 года, произвело на очевидцев неизгладимое впечатление. «Редко случалось мне видеть такое необыкновенное по красоте и роскоши зрелище», –писал в своем дневнике внук императора Николая I, великий князь Константин Константинович. Он не преувеличивал. За свои 45 лет ему довелось участвовать во множестве разнообразных бал-маскарадов. К тому же великий князь, единственный из рода Романовых наделенный поэтическим даром (он автор двух стихотворных сборников и слов к целому ряду популярных романсов П.И. Чайковского), как и присуще художественной натуре, умел видеть, чувствовать и ценить прекрасное.

Костюмированный бал в залах Зимнего дворца, вошедший в историю под названием «Бала 1903 года», стал самым ярким придворным танцевальным празднеством времен царствования Николая II. К началу ХХ века бальная культура в России представляла собой соединение двух традиций – западноевропейской и самобытной национальной. Наряду с классическим репертуаром и новинками европейской школы на отечественных балах исполнялись «облагороженные» танцмейстерами русские народные танцы. Мода на них никогда не проходила. С елизаветинской эпохи под «русскую тему» стилизовали не только костюмы, но и целые балы. При императрице Елизавете Петровне, возвращается влияние русского и русских традиций при дворе. Как известно, императрица  Екатерина Великая сама любила  носить русские одежды;  такой традиционно русский головной убор как кокошник ей был очень к лицу. Александр III  был наверно самым «русским» императором. При Александре III было положено начало традиции исторических балов. Активное участие в рождении самой идеи принимала и его супруга,  императрица Мария Федоровна. 

25января 1883г. у младшего брата царя, великого князя Владимира Александровича устроили первый из таких балов. В памяти современников сохранился исторический бал, посвященный допетровской Руси. Среди витязей, запорожских казаков и варягов на нем танцевал его старший брат, император Александр III с супругой Марией Федоровной. «Саша не захотел костюмироваться и был в мундире, – писала государыня своей матери, датской королеве Луизе, – а у меня был очень красивый, но в высшей степени неудобный костюм, так как он был до такой степени тяжел, что я не могла танцевать в нем, но зато был настоящий русский, сделанный по старым изображениям цариц». В придворные костюмы XVII в. оделись хозяева бала – великий князь Владимир Александрович и его жена великая княгиня Мария Павловна. Следует отметить, что исторические костюмы – не импровизация портных «на тему». Созданию костюмов предшествовала серьезная работа в архивах Императорской академии художеств. Для отделки костюмов из лучших тканей использовались золотые и серебряные нити, драгоценные камни и жемчуг, меха соболя и горностая. На балу присутствовали император Александр III с супругой. Императрица Мария Федоровна оделась в костюм русской царицы XVII в., состоящий из «парчовой ферязи, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценностями; парчовой шубки с золотыми цветами, отороченной соболиным мехом и с разрезными рукавами. На голове Ее Величества была надета серебряная шапка-венец, отороченная соболем и украшенная большими брильянтами, изумрудами и крупным жемчугом, который в несколько ниток ниспадал с шапки на оплечье». Во время ужина на этом балу исполнялись исключительно русские песни. Надо заметить, что подобный бал явился еще одним проявлением подчеркнутого национализма Александра III и его ближайших соратников. В журнале «Всемирная иллюстрация» бал описывался следующим образом: «На бал было приглашено до 250 знатных особ обоего пола… На парадной лестнице, на площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, бермяты, стрельцы новгородские и московские... Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнилась русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, окольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV)..»594. Примечательно, что если императрица Мария Федоровна позволила себе появиться в платье московской царицы XVII в., то император Александр III выступал на этом балу в генеральском мундире. Отметили необычный бал и мемуаристы. Так, А.А. Половцев записал в дневнике: «Бал у великого князя Владимира Александровича… в костюмах по преимуществу русских XVI столетия. Праздник удается в высшей степени, обилие и разнообразие ярких цветов оживляет залу в противоположность скучному фраку. На императрице верный исторический костюм, нарисованный кн. Григорием Гагариным. Богатство материи и камней чрезвычайное. Жена моя – в русском костюме XI столетия, дочь–в татарском уборе, а я в костюме, изображенном на известной гравюре, изображающий портрет-241-стольника Потемкина, ездившего послом в Англию. Особенно выдаются костюмы Васильчакова, директора Эрмитажа и двух его дочерей… Все великие князья разодеты в богатейшие костюмы и уборы, вообще мужчины одеты с большею, чем дамы, историческою верностью. Государь уезжает вскоре после ужина, но императрица продолжает танцы до 41/2 утра»595.

Последнему русскому императору Николаю II более чем кому-либо из его ближайших предшественников из дома Романовых, было присуще обостренное сознание себя наследником многовекового Русского Православного Царства. Увлечение русской стариной началось еще при его отце, императоре Александре III, охватив значительную часть высшего света Империи. Еще одна характерная черта императора – его национальная гордость русским происхождением, он поддерживал русское искусство, литературу, театр, музыку. Он был знатоком русской старины, поэтому не случайно была создана традиция русских исторических балов.

Бал 1903года.

Император Николай II впитал «русскость» своего отца с детства. И сам, в свою очередь, продолжил традицию исторических балов. В какой-то мере это стало демонстрацией идеологической преемственности. Грандиозный костюмированный бал, проведенный в Зимнем дворце в 1903 г., стал последним большим балом империи, запомнившимся современникам. Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: "22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем Дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории Империи. Почти четверть столетия прошло с той достопамятной ночи, когда я и Никки смотрели на появление Царя Освободителя под руку с княгиней под сводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых. Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо Империи резко изменилось. Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах XVII века. Хоть на одну ночь Никки хотел вернуться к славному прошлому России, своего рода... Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях чрез неделю в доме богатейшего графа А. Д. Шереметева. Это замечательное воспроизведение картины XVII века, вероятно, произвело странное впечатление на иностранных дипломатов. Пока мы танцевали, в Петербурге шли забастовки рабочих, и тучи все более и более сгущались на Дальнем Востоке". Без преувеличения, на этом балу собралась вся политическая элита России, весь дипломатический корпус, иностранные послы. Именно этот Бал войдёт в историю как последний бал Российской империи. Костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай II  рассматривал  не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора.

Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Надо отметить, что «малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным. Эскиз костюма для царя разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых – два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в. Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.

Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века… Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом».

 «Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

«Мы смотрели друг на друга в изумлении: словно по волшебству все знакомые фигуры обратились в чудесные образы из нашего восточного прошлого», – Вспоминала великая княгиня Мария Георгиевна.

Каждый участник бала, выбравший для себя определенный костюм, несомненно, использовал имевшиеся в то время образцы. Костюмы заново создавались как точные копии 17 века, восстанавливающие русский исторический костюм, который подчеркивал русский национальный характер. Драгоценности, брильянты, жемчуга, изумруды, рубины, все было подлинным, также как и ткани, парча, шелк и т. д. Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.

Все участники знаменитого бала были одеты в костюмы «допетровской эпохи», специально созданные выдающимся художником А.Я. Головиным, а также И.А. Всеволожским, С.С. Соломко и лучшими портными-костюмерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф.Иващенко и Е.Т. Ивановой. Роскошь в костюмах удачно сочеталась с изяществом. По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». По желанию последней русской императрицы Александры Федоровны лучшими фотографами Петербурга сделаны фотографии всех участников костюмированного действа. Фирмами : «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д.Асикритова, А.Ясвоина, Л.Городецкого и Е.Мразовской, Д.Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф.Шрадера, и других. В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг ограниченным тиражом  был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную, весьма не малую,  плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.  Блеск карнавальных костюмов был столь ослепителен, что они стали эталоном для художников сцены и кинематографа, обращавшихся впоследствии к историческим темам. Замечательно то, что несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа.

Бал был устроен по случаю очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам  Костюмированный бал. Этот величественный  праздник проходил в два дня. Каждый день имел свою программу и особенности. Здесь следует сказать, что воспоминания участников бала о ходе праздника и танцевальной программе немного расходятся. Итак…

Знаменитому балу предшествовала только одна генеральная репетиция, она состоялась 10 февраля 1903 г. Все танцующие репетировали предполагавшееся действо в Павильонном зале Зимнего дворца. Все дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и пр. Осматривали подготовленные костюмы лично императрица Александра Федоровна и ее старшая сестра великая княгиня Елизавета Федоровна. Предполагалось, что в этих костюмах пройдут три бала. В качестве "жюри" на репетиции также присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

На следующий день,  11 февраля состоялся первый бал. Вечером гости собрались в Романовской галерее Зимнего дворца, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, отдавая «русский поклон» в Большой (Николаевской) зале. Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Федор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале участники бала танцевали «русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где сервировали вечерний стол. Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором. Затем участники бала проследовали опять в Павильонный зал, и вечер завершили танцами.
         Из дневника императора Николая II (ЦГАОР, фонд 601, ед. хр. 245), запись от 11(24) февраля 1903 г.: «...В 9 часов вечера вошли в Романовскую галерею Аничкова Дворца в костюмах времен Алексея Михайловича. Оттуда со всем семейством мимо всех приглашенных в Эрмитаж. Остановились в большой комнате и пропустили общество попарно мимо себя. Затем пошли в театр. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого двенадцать пар танцевало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 1/2.»

В Эрмитажном театре артисты разглядывали публику, обсуждая умение участников бала носить исторические костюмы. Одни, как юная балерина Тамара Карсавина, с любопытством изучали зрительный зал сквозь дырочку в занавесе. «Императрица в тяжелой короне была похожа на византийскую икону,– вспоминала она через годы. – Я... не могла оторвать глаз от ее сарафана из тяжелой парчи, расшитого драгоценными каменьями»

13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Члены царской семьи собирались в Малахитовом зале, остальные – в прилегающих помещениях. В 23 часа все участники перешли в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в Большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с вином и чаем – в Малахитовой столовой. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничих XVII века. Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова.

«После гала-представления в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа состоялся ужин с шампанским, мадерой и прочим. Затем императорская чета с участниками

бала проследовали в Эрмитажный павильон, чудесный белый зал которого соединялся арками с зимним садом. Когда все заняли свои места, в павильон вошли 16 пар гостей и замерли в центре зала. Через мгновение зазвучала музыка, и начался русский танец. Этот сюрприз готовился заранее. Его инициатором была графиня Е.В.Шувалова, слывшая в аристократических кругах «женщиной большого вкуса». Сначала она выбрала восемь девиц из знатных семейств – самых изящных и грациозных, затем подобрала им восемь кавалеров из гвардейских офицеров – лучших танцоров Санкт-Петербурга. Главный режиссер балетной труппы Аистов подготовил с ними три танца – «русскую», хоровод и плясовую. Зрители с восторгом приняли выступление самодеятельных артистов. В первой паре «русской» шли лейтенант Д. Звегинцов из Гвардейского полка и графиня Надя Толстая. Ловко выделывая замысловатые па, солировали Катя Зарнекау (дочь принца К.П. Ольденбургского от морганатического брака с княгиней Агриппиной Джапаридзе) и поручик-улан Александр Коцебу. Костюмированная публика танец дружно бисировала. Хоровод вела горделивая красавица княгиня Зинаида Юсупова графиня Сумаркова-Эльстон. Свое соло она танцевала легко, азартно, чем вызвала восхищение всех присутствовавших. «Идеально, – записала в дневнике великая княгиня Ксения Александровна. – Никогда ничего красивее не видела!» Плясовая в исполнении штабс-ротмистра М. Маслова, поручиков Коцебу, фон Гартмана, Звегинцова и корнета Бибикова также пришлась гостям по душе. Старинные русские мелодии перенесли нас в те времена, когда европейская мода еще не была введена в России». (Из воспоминаний Варвары Долгорукой)

По рассказам фрейлины Вырубовой, императрица «забыла свою застенчивость, ходила по зале, разговаривая, рассматривая костюмы». Вместо воздушных платьев с глубокими декольте дамы носили наряды, закрывавшие их по самый подбородок. У замужних даже волосы были забраны под изумительной красоты кокошники, венцы и шапочки. Только девушкам разрешалось заплести косы, перевитые лентами и жемчугом.

Дивно хороша была в своем древнерусском наряде сестра царицы, великая княгиня Елизавета Федоровна. Костюм ей шила знаменитая московская портниха Н.П.Ламанова, о которой с гордостью говорили как о русском гении элегантности. Впоследствии талантливая, обладавшая безукоризненным вкусом и стилем Надежда Петровна сотрудничала с театрами (Художественный, Вахтанговский, Красной Армии) и работала для кино (под ее руководством выполнены костюмы к фильмам: «Аэлита», «Александр Невский», «Цирк» и др.), став одним из первых профессиональных советских модельеров.

Среди мужчин высокой стройной фигурой в боярском костюме выделялся великий князь Алексей Александрович. Большим успехом пользовался княжеский наряд XVII века его младшего брата Сергея Александровича. Отлично смотрелись в щегольских парадных костюмах сокольничего внук Александра II великий князь Андрей Владимирович, (в 1921г. сочетался браком с балериной Матильдой Кшесинской) и внук Николая I великий князь Александр Михайлович, контр-адмирал, родоначальник русской военной авиации. Наряд графа С.Д.Шереметева с мальтийским крестом в точности повторял одеяние фельдмаршала графа Б.П.Шереметева с портрета, хранящегося в усадьбе Кусково. Гости танцевали в Эрмитажном павильоне до двух часов ночи.

Через день костюмированный бал состоялся в Концертном зале Зимнего дворца. «Повторение предыдущего для Мамá,–записал в дневнике император. На этот раз «земные поклоны» костюмированных приглашенных принимала также императрица Мария Федоровна. Бал открылся полонезом из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», который исполнил придворный оркестр, одетый в костюмы трубачей царя Алексея Михайловича. В просторном Концертном зале, зеркала которого отражали семь поколений Романовых, старинные наряды смотрелись еще фантастичнее. Оправившийся от болезни «Миша», великий князь Михаил Александрович, наконец, продемонстрировал свой костюм царевича, усыпанный драгоценными камнями. В украшенном камелиями Концертном зале 16 пар снова сплясали «русскую».

«На балу шло соревнование за первенство между Эллой (великая княгиня Елизавета Федоровна) и княгиней Зинаидой Юсуповой, – вспоминал великий князь Александр Михайлович, которого в юности называли «самым красивым молодым человеком династии».– Сердце мое ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости. Я танцевал все танцы с княгиней Юсуповой до тех пор, пока очередь не дошла до «русской». Княгиня танцевала этот танец лучше любой заправской балерины». Все восторгались ею. Образ княгини, запечатленный художником Серовым, вошел в золотой фонд отечественной культуры.

Сестре императрицы и Зинаиде Юсуповой не было равных на балу, где не ведая о грядущих страданиях, веселились гости. «...Танцевали все, и стар и млад,– было очень оживленно и большой подъем духа (что бывает редко!)»,–записала в дневнике великая княгиня Ксения Александровна. После мазурки, переросшей во всеобщий хоровод, по традиции следовал ужин, который накрыли в Николаевском зале. Хор Славянского, одетый в стилизованные боярские костюмы, создавал соответствующее настроение народными песнями. Под былины про Добрыню Никитича гостям подавали фуагра, тимбаль из ершей нантюа с устрицами и соленые огурцы. Запивалось все это мадерой, шампанским и красным Шато Марго. После ужина танцы возобновились. В третьем часу праздник закончился.

Обе версии «бала 1903 года» оказались настолько удачными и зрелищными, что похожий на сказку маскарад дождался даже своего «эха», то есть третьего воспроизведения:14 февраля его устроил в своем дворце один из самых богатых и экстравагантных петербургских аристократов граф А.Д. Шереметев. Участники в последний раз облачились в старинные одежды. 14 февраля в доме у графа А.Д. Шереметева состоялся заключительный третий бал, который был повторен во всех деталях. Этот грандиозный замысел, а тем более его воплощение, не могли оставить равнодушными ни участников бала, ни современников.

Русские танцы на балу 1903года.

На балу 1903года, как упоминалось выше  были исполнены специально подготовленные три танца: русский, хоровод и плясовая, под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.  Впервые ли хореографы обращаются к народной тематике? Обратимся к истории…

Во второй половине XIX века в России на балах и маскарадах использовался устоявшийся и довольно ограниченный набор общественных танцев. Практически каждый учебник и самоучитель, изданный в период с 1870 по 1890 гг., описывает один и тот же репертуар. При этом многие авторы  отмечают значительный упадок интереса общества к танцам.  В частности, Л. П. Стуколкин пишет: “Танцы, как и всякое другое искусство, неминуемо должны иметь свои периоды падения и возрождения. Не далее, как три года назад, мы с грустью высказывали свое мнение о плачевном состоянии этого приятного, приличного и изящного времяпрепровождения, вытесненного из общества картами и биллиардом. Но вот, настало время, когда танцы снова полюбились нашей публике, хотя в то же время она выражает свое недовольство устарелым репертуаром бальных танцев и усиленно ищет каких либо новинок. Однако, во второй половине 1890-х годов произошло своего рода “возрождение”, и в дополнение к привычным кадрилям, вальсу, польке и польке-мазурке пришли новые авторские танцы, представляющие собой последовательности коротких фигур и предназначенные для исполнения в паре. За небольшой отрезок времени было опубликовано большое число схем и нот подобных танцев. Описания модных танцев включались в разнообразные  сборники и самоучители танцев, которые в большом количестве издавались в  конце XIX - начале XX века. Характерной особенностью этих материалов является то, что их создатели зачастую публиковали не авторское описание, а свою собственную трактовку. В результате, описания одного и того же танца могли иметь довольно существенные различия.  Для обозначения авторских салонных танцев конца XIX - начала XX века будет использоваться термин “сиквенс” от англ. sequence – последовательность. С 1900 г. появляется ряд композиций, использующих характерные движения народных танцев Российской Империи: «Во саду ли, в огороде», «Бальная лезгинка», «Украинский казачок», «Коханочка», «Иван да Марья» и т.д. Описания народных танцев публиковались в русских учебниках на протяжении всего XIX века, и хореографы, взяв за основу эти композиции, сочинили ряд новых.  Н. П. Петров в своем труде «Опыты методики обучения танцам в учебных заведениях», делит все многообразие танцев своего времени на  “танцы, носящие бальный характер” и “танцы, носящие национальный характер”.  В схемах и движениях этих танцев используются характерные народные элементы, адаптированные для салона и бальной залы. Интерес к характерным танцам в России не угасал никогда, и описания русских, венгерских, польских, грузинских, малороссийских танцев можно встретить на протяжении всего XIX века.

Исходя из этих документов, можно сделать вывод, что это было не первое обращение к народной танцевальной культуре. Единственно, что можно отметить танцы готовились, тщательно разучивались и репетировались заранее, поэтому можно полагать, что они отличались от бальных стилизаций и были более сложны по композиции и лексике. Не совсем до конца ясно кто, когда и в каком количестве танцевал на балу русские танцы и в каком виде они были представлены, так как воспоминания участников костюмированного бала очень разнятся.  Вот некоторые из воспоминаний. Император Николай II пишет, что  «После ужина (11 февраля) был небольшой котильон, во время которого двенадцать пар танцевало русскую пляску». Кто-то отмечает20 пар, другие 16, третьи и вовсе 24пары… 13 февраля было исполнено три русских танца: русский, хоровод и плясовая. Также по поводу солистов есть разногласия: очевидцы отмечают, что в русском солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Другие сообщают, что «В русском танце сольные номера исполнили лейтенант Д. Звегинцов из Гвардейского полка и графиня Надя Толстая», а две княгини солировали в хороводе, кто-то пишет, что в хороводе солировала только княгиня Юсупова, иные вспоминают Мазурку, где образовался из всех танцующих большой хоровод, который вела княгиня Юсупова. Есть записи о том, что хоровод был все-таки женским. В плясовой по описаниям участвовали пять мужчин (по другим воспоминаниям всего двое). Что же это был за танец? Наиболее популярными мужскими танцами, в том числе и иногда плясавшимися на балу были Трепак и Камаринская. Исходя из источников, можно предположить, что на этом балу исполнялась Камаринская, и был этот танец в форме перепляса. Все же более полная и, думается, достоверная картина всего этого трехдневного действа представлена в газете Санкт-Петербургские ведомости 1903, четверг,13(26)февраля,№43, стр.3 «Костюмированный вечер у Их величеств. Костюмированный бал в Концертном зале. Бал у графа А.Д.Шереметьева.»Н.Коровин. (См.Приложение) 14 февраля бал был полностью повторен с небольшими изменениями, на нем артистки Императорского театра г-жа Георгиевская и г.Сергеев исполнили «Уральский танец», а г-жа Астафьева и г.Кшесинский 2й – Лезгинку. Также был исполнен русский танец, в котором солировали графиня Царнекау и поручик лейб-гвардии уланского Государыни Императрицы Александры Федоровны полка Коцебу.

       В Российском обществе  маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое прибрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия, вызвав новую волну интереса к русской истории, русскому национальному костюму. Для современного зрителя сохранившиеся фотографии участников бала представляют двоякий интерес: как портретная галерея русской знати последних лет империи и как путеводитель по истории старинного русского костюма.

       На протяжении периода советской власти об этом бале никто не знал, кроме узких специалистов. Вглядываясь в лица участников бала, известнейших в свое время личностей русской знати, в их благородные, умные и серьезные лица, которые верой и правдой служили России на протяжении многих столетий, и являлись примером не только своим детям, но и своей отчизне.

Бальная эпоха в России началась отказом от прошлого, а завершилась возвращением к традициям допетровских церемоний. Зачастую воспоминания о минувшем дают силы для жизни в настоящем, укрепляют веру в будущее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борев Ю.Б  Эстетика  - Смоленск 1997 г.2. Подласный И.П.  Педагогика  -  Москва 1996 г.

2. Брыкин Д. К. Украинский казачок (гопак). М., 1901г.

3. Гусев Г.П. Народный танец – Москва «Владос» 2012г.

4. Деламар Л. Тройка. Русская полька. Изд. Циммермана, СПб.-М.-Варшава, 1901г.

5. Дашкова И.  Энциклопедия Балет - Москва 1995г.

6.​ Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время. Спб-Москва-Краснодар. 2010г.

7.​ Зимин И.В. Придворные маскарады // Повседневная жизнь Российского императорского двора. - Москва :ЦентрполиграфМиМ - Дельта, 2010г.

8.​ Зимин И.В. Люди Зимнего дворца. Монаршие особы, их фавориты и слуги. М-СПб. 2014г.

9.​ Захарова, Оксана Юрьевна Русский бал XVIII - начала XX века :: танцы, костюмы, символика / Москва :Центрполиграф, 2010г.

10.​ Захарова О. Русские балы и конные карусели. М., 2000г.

11. Карп П.   Младшая муза  -  Москва 1986г.

12.​ Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце. [Кат.выст /Е.Ю. Моисеенко и др.]. - СПб.: Славия, 2003. - 38,[2] с. : ил., цв. ил. ; 29 см

13.​ КостюмированныйбалвЗимнемдворце = CostumeballintheWinterPalace. В 2 т [Авт.-сост. Рифат Гафифуллин]. - М. : Рус.антиквариат, 2003г. - 35 см

14.​ Конивец А.В. Последний бал в Зимнем дворце ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА. – 2008г. - № 5. - С. 3-12

15. де Колиньяр.  Практический самоучитель бальных танцев, 4 издание, М., 1874г.

16.​ Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX в. СПб-М., 2009г.

17. Костюмированный бал в Зимнем дворце // РОДИНА. - 2003. - № 1. - С. 174-176 Аннотация: Облик участников торжества в год 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга. 22 января 1903 года.

18. Крылов В. Н., Беляев Г. И. Памятка по современному танцу. Госфилармония на КМВ, Кисловодск, 1937г. С. 9.

19.​ Лихой русский танцор и плясун без помощи учителя или книга школы и самоучитель всех русских плясок М., 1885-1888Муров Е.А. Двор российских императоров М, 2014 тт.1-2

20. Мурашко М.П. Классификация русского танца МГУКИ 2012г.

21. Мурашко М.П. Русская пляска МГУКИ 2010г.

22.Муров Е.А. Двор российских императоров М, 2014 тт.1-2

23. Неменский Б.М.  Искусство – школа - формирование личности - Москва 200 г.

24. Отто А. К. Полный практический самоучитель новейших бальных танцев. М., 1902г.

25.​ Огаркова Н.А. Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора АДД, 2002г.

26.Петров Н. П. Опыты методики обучения танцам в учебных заведениях.М., 1903г.

27.Поморский Ю. Л. Методика бальных танцев. Петроград, 1914. С. 42.

28.Пуртова  Т.В,  Беликова А.Н   Учите детей танцевать -  Москва   2003г.

29.​ Раевский Ф.В. Дирижер. Практическое руководство дирижировать бальными и общественными танцами СПб, 1896г.

30.Смирнов Н.Г, Бочкарёва Н.И   Уроки хореографии в образовательных учреждениях -  Кемерово 1996 г.

31.​ Сальто А. Самоучитель танцев бальных, салонных, модных и характерных плясок М, 1912г.

32.​ Самый новейший самоучитель модных бальных и характерных танцев М., 1911г.

33.Сутолкин Л.П. Преподаватель распорядитель бальных танцев. 4-е изд., испр. – СПб. Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2010г.

34. Серия “Парные танцы”. Государственное музыкальное издательство, М.- Ленинград, 1939г.

35.Сборник бальных танцев арт. ГАБТ. (часть 1-я). / Под ред. Гаврилова А. М., Чудинова С. В., Степанова С.Я.  Москва, 1937г.

36.Ткаченко Т.  Народный танец – Москва «Искусство» 1954г.

37.​ Тихомиров А.Д. Самоучитель бальных танцев М., 1902г.

38. Царман А. А. Новый салонный танец Бальная лезгинка. М., 1901г.

39. Чернявский А. Н. Иван да Марья. Новый русский салонный танец. СПб. 1901г.

40.​ Юнисов, М. В..Маскарады. Живые картины. Шарады в действии: театрализованные развлечения и любительство в русской культуре второй половины XVII - начала XX века, 2008г.

41. Яковлев Н. Н. Коханочка. Бальный малороссийский гопак. СПб. ,1902г.

42.Зимин И.. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX началоXXв.http://mirknig.mobi/data/20130216/1326955/Zimin_Povsednevnaya_zhizn_Rossiyskogo_imperatorskogo_dvora_1_Vzroslyiy_mir_imperatorskih_rezidentsiy._Vtoraya_chetvert_XIX_-_nachalo_XX_v..1326955.pdf (дата обращения 28.04.2015г.)

43.http://mamm-mdf.ru/exhibitions/costume-ball-at-the-winter-palace/,(дата обращения 29.04.2015г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.

Доклад о народном кубанском песенном творчестве и о песенном творчестве кубанских композиторов....

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.

Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения....

Проект "Историческая память: аспекты воспитания подрастающего поколения"

В данной работе авторы анализируют собранный материал о том, что знает подрастающее поколение о Великой Отечественной войне, а также вносят предложения о воспитании в детях чувства патриотизма....

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...

Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям

Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...