Школа воспитания искусством
статья

Школа воспитания искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание искусством.24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание искусством

        Для духовного созревания человека развитие эстетической сферы имеет непреходящее значение. Именно поэтому в школе целостного развития ей отводится едва ли ни одно из основных мест в расписании. Предметы эстетического цикла составляют  на нашей условной схеме сферу «Воспитание искусством», где обозначены предметы «Музыка», «Живопись», Хореография, МХК. Первых три предмета преподаются во всех одиннадцати классах. В эстетическом восприятии человека обычно присутствует  низшая и высшая функции. Если первая служит развлечениям, то вторая должна питать душу через приобщение к красоте. Обе функции находят свое воплощение в различных видах творческой деятельности и искусствах, начиная от быта и заканчивая высшими достижениями в области профессионального искусства.  Понятное дело, что одна функция не может заменить другую. Более того, развитие одной из функций в ущерб другой приводит к нарушению целостности. К сожалению, такое нарушение стало обыденным для нашего времени. Оно наблюдается и в образовании, и в культуре, и во всей жизни. Причем, преобладает сегодня в основном низшая функция, и довольно часто сомнительного качества. И, если в прошлом противоположной высшей функции могла быть довольно высокого качества  народная музыка, пение, то теперь это чаще всего эстрада, а то и достаточно низкопробный музыкальный ширпотреб, на котором воспитываются целые поколения. Иногда он носит и откровенно разрушительный характер. Конечно же, в обществе особняком стоит духовная музыка и песнопения, граничащие в том числе и с произведениями классической музыки. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А. Сухомлинский.

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании изучена достаточно подробно, есть не мало работ, посвященных этой проблеме.Большое значение придавал музыкальному искусству в духовно-нравственном воспитании основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский. Школа определяет лицо будущей России - эта мысль выражена в его известных словах: «Запоет школа - запоет вся страна» 

Духовно-нравственному воспитанию средствами музыки особое значение придавали выдающиеся музыканты - педагоги Б.В. Асафьев, В.Г. Коротыгин,  В.И. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская…

Как уже отмечалось выше,  в нашей школе кроме музыки и изобразительного искусства преподается и хореографическое искусство. Большинство предметов этого цикла ведутся по  авторским  программам, как правило,  профессиональными преподавателями.

Практика показала, что эти предметы весьма желательны для старшеклассников, они подходят к вопросам творчества более осмысленно, со всей серьезностью, музыка и живопись становятся для них жизненно необходимыми.  Именно здесь более всего следует  искать скрытые родники  творчества,  а они есть  у каждого ребенка.  И именно эти открывшиеся  вдруг  таланты способны окрылить,  одухотворить  школьника,  дать почувствовать себя личностью.   Особенно это важно для педагогически «запущенных» детей  (кстати, они «запущены» чаще всего  во втором, а то и третьем, поколении), а также для детей седьмого и восьмого вида,  каких в каждой общеобразовательной школе,  особенно сельской, довольно большое количество.

К сожалению, учебный план общеобразовательной школы предусматривает изучение предметов  музыки и живописи лишь до 8-9  классов. Старшеклассники  же (речь идет о самых обычных ребятах, не имеющих предрасположенности к  этим дисциплинам) совсем иначе относятся к этим курсам, чем в среднем звене. Как показала практика, именно в этом возрасте предметы эстетического цикла в полной мере играют не только прикладную роль,  но и мировоззренческую. Эти предметы своего рода  ключик для подхода к таким детям,  которым лишь на первый  взгляд ничего не интересно и ничего не нужно, а на самом деле они ищут, в чем бы проявить себя. Более того, по нашим наблюдениям именно "неблагополучные" дети оказываются чаще  всего одаренными к искусствам, мастерству, и здесь важно лишь  в каждом ребенке отыскать творческое начало,  важно найти к ребенку подход.

Вместе со всем комплексом программ, о которых говорилось выше, нами были введены во всех одиннадцати классах такой  предмет,  как мировая художественная культура (МХК). Учитывая огромное значение эстетической сферы в формировании духовности в школе вообще уделяется первостепенное внимание циклам предметов музыкальной и эстетической культуры и во внеурочной деятельности. Как видно из содержания системы дополнительного образования, в школе работает  десяток  музыкальных студий и кружков: хор мальчиков и хор девушек, хор  духовных песнопений.  Долгое время существовал ансамбль старинной музыки, фортепьяно, скрипки, гитары, ансамбль «Кадет», танцевальные кружки,  работают кружки живописи и прикладных видов искусств, глиняной игрушки,  моделирование одежды, «Золотошвейка», клуб «Хозяюшка».

Хоровому искусству в школе уделяется особое внимание. Хоры духовных песнопений постоянно задействованы на богослужениях в храмах.  В них рядом с учениками поют и родители, и педагоги, и выпускники школы. Хор «Родники» выступает в разных составах: младший, старший, сводный. Наш хор довольно известен  не только в области, но и в стране. Ребята  не раз становились лауреатами  районных и областных фестивалей хорового искусства и детского творчества.  «Родники» - участник  епархиального фестиваля имени священника Василия Зиновьева, многих районных мероприятий. Нашему хору выпадала честь не раз выступать на сцене Международной Академии балета, в Храме Христа Спасителя в Москве.  В репертуаре ансамбля духовные, народные, военные, патриотические песни, классика. Руководит им, как и хорами духовных песнопений,  талантливый педагог Мария Александровна Чудинова. Хоровое искусство воспитывает в детях сплоченность, утончает сценическую культуру, прививает  вкус к музыкальным произведениям. Этому способствует строгий отбор репертуара,  согласовываемый и отбираемый всегда вместе с детьми. Добрая песня воспитывает любовь к Отечеству, ценностное отношение к жизни.

В школе имеется также мужской хор, состоящий из преподавателей и работников нашего учебного заведения.  В хоровых студиях царит добрая, творческая атмосфера. Итоги года наши певцы вместе с руководителями подводят на берегу Волги, куда выезжают на целый день и где поют песни, купаются...

  Музыка транслируется на переменах в зале, создавая благозвучную среду для отдыха детей между уроками, формируя   атмосферу постижения интонаций классической музыки. Здесь вспоминаются вновь  Б. Асафьев, который еще  в конце 20-х годов ХХ века определил, что через музыкальную интонацию человек открывает окружающему миру свой внутренний мир: свои мысли и чувства, страдания и радости, свое отношение к действительности. Он связывает интонационную природу музыки с ее общественно-социальными функциями, с той «системой интонации», которая рождается «не в статике, а в непрестанной эволюции и мутациях, в живой практике, в исторически данных формах музицирования».  Хочется верить, что процесс этот  обоюдный и касается как исполнителя, так и слушателей.

    Введение нами в 1994 году    хореографии как обязательного предмета для всех классов трудно переоценить. В детях  раскрывается красота, культура движения, культура взаимоотношений, здесь напрямую осуществляется связь между эстетическим и нравственным началом. Именно на  примере уроков  хореографии легче всего провести границу между высшей и низшей функциями в эстетическом воспитании. Первостепенное значение имеет введение этого предмета для воспитания мужского и женского достоинства у ребят.

На уроках хореографии изучаются бальные танцы, историко-бытовые, народные. На уроках же ребята знакомятся с историей танца, с лучшими хореографическими группами и ансамблями  России.  Школьники занимаются в танцевальных ансамблях классического, народного  танца,  которые  постоянно участвуют в школьных мероприятиях, фестивалях от районных до областных, ездят с гастролями в школы, воинские части.

Воплощением идеи эстетического воспитания в Ивановской  школе является проект «Русские балы», осуществляемый  нами с 1993 года.  То есть, это действо мы начали возвращать в русскую культуру с некоторыми московскими гимназиями едва ли не первыми в России. Вначале этой деятельности  процесс продвигался достаточно сложно. Школьники, приученные к дискотекам, причем,  в самых худших их вариантах, сложно осваивали технику бальных танцев,  да и особого желания приобщаться к этому виду культуры не просматривалось. Чтобы как-то «стимулировать»  ребят,  приходилось даже первую часть  вечера проводить в виде бала, а во второй   начинали дискотеку. Потребовались годы (и это-то с преподаванием в школе во всех классах хореографии!),  чтобы  школьные балы  превратились в  самые что ни на есть  настоящие, такие же,  какие  проходили во дворцах и залах дворянских усадеб  в XVIII-XIX веках:  настоящие наряды с полотен Левицкого и Брюллова, сшитые руками девушек, живая музыка фортепиано, скрипки, гитары, флейты, мерцание свеч, угощения и, естественно, этикет бала, и сами танцы: полонез, падеграс, мазурка, вальсы...

Бал — это осуществление долгосрочного проекта, включающего в себя изучение исторической эпохи.  Бал — это синтез светских видов искусств,  он включает в себя музыку, танец, театральные постановки,  романс, песню,  освещение,  костюм,  кулинарию, художественное оформление, этикет…  Сегодня бал - это чаще всего завершающий аккорд наших исторических погружений в ту или иную эпоху. Ну, а если не было погружения, то  все равно, три бала в год нашим детям  подай: Осенний, Рождественский и Пасхальный.  Балы заменили не только дискотеки, но  вечера встреч выпускников, так как на них собираются, как правило,  те, кто окончил школу в последние десять лет....

Особая роль  в  школе отведена изобразительному искусству. Кроме привычных уроков для каждой школы, ИЗО  у нас, как сказано, ведется и в старших классах. Ребята осваивают разные техники изобразительного искусства, создают свои произведения, организуют периодически школьные выставки, участвуют и в конкурсах областных, всероссийских, где бывали и победителями. Кроме урочной деятельности этому виду искусства уделяется большое внимание и во внеурочной. Четверть века работают  студии и кружки живописи и прикладных видов искусства,   проводятся кафедры искусствоведения с известными российскими художниками, мастер-классы. А то и в клубе «Горница», как, например, заседание, посвященное финифти, которое вел самый известный в России мастер в этом виде искусства  А.Г.  Алексеев, демонстрируя ребятам все этапы изготовления и пластин, и этапы рисования. Не раз наши ребята отправлялись и на фабрику финифти, где так же изучали секреты изготовления финифти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание искусством (методический доклад)

Влияние музыкального искусства на воспитание полноценной, всесторонне развитой личности....

Школа парикмахерского искусства

Занятие в начальных классах коррекционной школы. Направление: социализация....

Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».

Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...

Кубанский компонент как компонент воспитания искусством

Использование регионального компонента в обучении изобразительному искусству...

Родительская конференция "Воспитание искусством"

Ниже предложены материалы для проведения родительской конференции: объявления,план, памятки, сообщение, вопросы для дискуссии, протокол. Презентации и видеосюжет можно скачать по ссылкам: https:/...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....