Методическая разработка для проведения занятия по теме: Ориентирование на местности без карты
методическая разработка (7 класс)

Шерстнёв Эдуард Валерьевич

Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл topografiya_7_klass.docx69.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПАВЛОВСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА

.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

по проведению занятия с кадетами 7 класса

по предмету «Основы военной подготовки»

Тема № 2: «Ориентирование на местности без карты»

Занятие № 1: «Измерение расстояний различными способами»

г. Павловск

2022 г.

I. Учебные и воспитательные цели

1. Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами.

II. Учебные вопросы и расчет времени

Содержание и порядок проведения  занятия

Время, мин

ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Измерение расстояний различными способами.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

3

34

3

                                            Всего                                 40

III. Литература

Основная:

1. Топографическая подготовка командира, А.А. Псарев, А.Н. Коваленко, 1989 г.

IV. Материальное обеспечение

Наглядные пособия:

1. Топографическая подготовка командира, А.А. Псарев, А.Н. Коваленко, 1989 г.

2. Топографическая карта М 1:50000.

Технические средства:

  1. Интерактивная доска, проектор.
  2. Комплект слайдов по теме занятия

V.  Методические рекомендации преподавателю

по подготовке и проведению группового занятия

При подготовке к занятию преподаватель обязан:

Изучить учебный материал, рекомендованную литературу и ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения занятия. Согласовать с классным руководителем дату и часы проведения самостоятельной подготовки кадет к занятию. Уточнить через классного руководителя, какую литературу необходимо получить.

Во вступительной части занятия

Учитель принимает доклад о готовности класса к занятию. Проверяет наличие кадет по журналу, их внешний вид и готовность класса к занятию. При необходимости даёт указания по устранению выявленных недостатков.

Затем учитель объявляет тему, учебные цели занятия, обращает внимание кадет на значение данного занятия в системе отработки всей темы, объявляет учебные вопросы, порядок их отработки в ходе занятия.

При рассмотрении учебного вопроса (Измерение расстояний различными способами)

Приступая к отработке учебного вопроса, учитель устно с применением интерактивной доски и показом слайдов доводит до кадет под запись способы измерения расстояний до объектов, в процессе доведения материала отвечает на вопросы кадет.

В заключительной части занятия учитель напоминают тему, учебные цели занятия, отмечает, в какой степени они достигнуты в ходе занятия. Дает задание на самостоятельную работу и отвечает на вопросы.

VII. Приложение

Учебный материал:

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:

Определение расстояний на местности

Очень часто требуется определять расстояния до различных предметов на местности, а также оценивать их размеры. Наиболее точно и быстро расстояния определяются посредством специальных приборов (дальномеров) и дальномерных шкал биноклей, стереотруб, прицелов. Но из-за отсутствия приборов нередко расстояния определяют с помощью подручных средств и на глаз. К числу простейших способов определения дальности (расстояний) до объектов на местности относятся следующие: глазомерно; по линейным размерам объектов; по видимости (различимости) объектов; по угловой величине известных предметов; по звуку.

1. Глазомерно – это самый простой и быстрый способ. Главное в нем – тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 м). Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности. При измерении расстояния путем последовательного мысленного откладывания хорошо изученной постоянной меры надо помнить, что местность и местные предметы кажутся уменьшенными в соответствии с их удалением, то есть при удалении в два раза и предмет будет казаться в два раза меньше. Поэтому при измерении расстояний мысленно откладываемые отрезки (меры местности) будут уменьшаться соответственно удалению. При этом необходимо учитывать следующее:

– чем ближе расстояние, тем яснее и резче нам кажется видимый предмет; чем ближе предмет, тем он кажется больше;

– более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии;

– предмет более яркой окраски кажется ближе, чем предмет темного цвета;

– ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии;

– во время тумана, дождя, в сумерки, пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные и солнечные дни;

– чем резче разница в окраске предмета и фона, на котором он виден, тем более уменьшенными кажутся расстояния; так, например, зимой снежное поле как бы приближает находящиеся на нем более темные предметы;

– предметы на ровной местности кажутся ближе, чем на холмистой, особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные водные пространства;

– складки местности (долины рек, впадины, овраги), невидимые или не полностью видимые наблюдателем, скрадывают расстояние;

– при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;

– при наблюдении снизу вверх – от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз – дальше;

– когда солнце находится позади разведчика, расстояние скрадывается; светит в глаза – кажется большим, чем в действительности;

– чем меньше предметов на рассматриваемом участке (при наблюдении через водное пространство, ровный луг, степь, пашню), тем расстояния кажутся меньше.

Точность глазомера зависит от натренированности. Для расстояния 1000 м обычная ошибка колеблется в пределах 10–20 %.

2. По линейным размерам.

 Чтобы определить расстояние этим способом, надо:

– держать перед собой линейку на расстоянии вытянутой руки (50–60 см от глаза) и измерить по ней в миллиметрах видимую ширину или высоту предмета, до которого требуется определить расстояние;

– действительную высоту (ширину) предмета, выраженную в сантиметрах, разделить на видимую высоту (ширину) в миллиметрах и результат умножить на 6 (постоянное число), получим расстояние.

Например, если столб высотой 4 м (400 см) закрывается по линейке 8 мм, то расстояние до него будет 400 х 6 = 2400; 2400: 8 = 300 м (действительное расстояние).

Чтобы определять расстояния таким способом, требуется хорошо знать линейные размеры различных объектов либо иметь эти данные под рукой (на планшете, в записной книжке). Размеры наиболее часто встречаемых объектов десантнику надо помнить, так как они требуются и для способа измерения по угловой величине, являющегося для десантников основным. Невооруженным глазом можно приблизительно определить расстояние до целей (предметов) по степени их видимости. Десантник с нормальной остротой зрения может увидеть и различить некоторые предметы со следующих предельных расстояний, указанных в таблице. Надо иметь в виду, что в таблице указаны предельные расстояния, с которых начинают быть видны те или иные предметы. Например, если десантник увидел трубу на крыше дома, то это означает, что до дома не более 3 км, а не ровно 3 км. Пользоваться данной таблицей как справочной не рекомендуется. Каждый десантник должен индивидуально для себя уточнить эти данные. При глазомерном определении расстояний желательно пользоваться ориентирами, расстояния до которых уже точно известны.

3. По угловой величине.

Для применения этого способа надо знать линейную величину наблюдаемого предмета (его высоту, длину либо ширину) и тот угол (в тысячных), под которым виден данный предмет. Тогда расстояние до наблюдаемого предмета определяется по формуле: Р=Вх100/У, где Р – расстояние до предмета; В – одна из линейных величин; У – угол, под которым видна известная наблюдателю линейная величина предмета (объекта); 1000 – постоянный коэффициент. Например, высота железнодорожной будки составляет 4 м, разведчик видит ее под углом 25 тысячных (толщина мизинца). Тогда расстояние до будки составит 4?1000 = 4000, деленное на 25, то есть 160 м. Или разведчик видит танк «Леопард-2» под прямым углом сбоку. Длина этого танка – 7 м 66 см. Предположим, что угол наблюдения составляет 40 тысячных (толщина большого пальца руки). Следовательно, расстояние до танка – 191,5 м. Чтобы определить угловую величину, надо знать, что отрезку в 1 мм, удаленному от глаза на 50 см, соответствует угол в две тысячных (записывается: 0-02). Отсюда легко определить угловую величину для любых отрезков. Например, для отрезка в 0,5 см угловая величина будет 10 тысячных (0-10), для отрезка в 1 см – 20 тысячных (0-20) и т. д. Проще всего выучить наизусть стандартные значения тысячных:

Угловые величины (в тысячных долях дистанции)

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/388998_151__328.jpg

Учитель Основ военной подготовки ________________________ Э.В. Шерстнев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Решение систем линейных уравнений методом Крамера»

Тема урока: Способы решения линейных систем уравненийТип урока: урок первичного ознакомления с материаломДлительность: 1 час 20 мин.Технология - развитие критического мышления через чтение и письмоЦел...

Методическая разработка к проведению занятия по теме "Первая помощь при ДТП"

В методической разработке рассматриваются  вопросы последовательности действий при оказании первой помощи пострадавшим при ДТП....

Методическая разработка для проведения занятия по теме "Информационные технологии в механике. Взгляд в будущее"

Мероприятие приурочено к проведению общетехникумовской Недели наук «День механика».Наименование учебной дисциплины: Информатика (1 курс).Аудитория: компьютерный класс.Студенты: обучающиеся...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ

1. История возникновения Устава ВС РФ.2. Общие положения Устава внутренней службы ВС РФ....

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Действия солдата в обороне

Рассмотреть учебные вопросы:1. Общевойсковой бой (понятие, определение).2. Ознакомить учащихся с действиями солдата при ведении оборонительного боя....

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты

Азимут (определение, понятие). Определение азимута.                   Движение по азимуту...