Рабочая программа элективного курса «Я и закон»
рабочая программа

электив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_i_zakon1.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Астапковичская средняя школа»

  ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

   На заседании педагогического совета                 приказом директора

     протокол от «31» августа 2018г. № 1                от «31»августа 2018г. №128/1-о

Рабочая программа

элективного курса

«Я и закон»

6 класс

на 2018 – 2019 учебный год

 

Составлена 

     

Жаковой Татьяной Анатольевной- учителем истории и обществознания

                   _________________________________

                  ФИО учителя

                                               

                         ____________________________________________

                       Квалификационная категория

2018 г.

ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Я И ЗАКОН».

Гражданско-правовая направленность в современной педагогике имеет очень большую актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные изменения в последние 10 – 15 лет выявили острые противоречия в социализации подрастающего поколения, в полноценном и качественном воспитании школьников, в позиции между школой и семьями воспитуемых.            Среди важнейших проблем, эффективное решение которых обеспечивает нормальное развитие любого общества, особое место занимает защита прав и интересов несовершеннолетних. Острота проблемы правового воспитания обусловлена тем, что ребенок является не только объектом, но и субъектом правовых отношений. Как свидетельствует статистика, несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав несовершеннолетних встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом, в результате чего ребенок становится жертвой произвола взрослых членов общества. Кроме того, несовершенство, а порой и полное отсутствие знаний законов, защищающих права каждого ребенка, делает его участником правонарушений и преступлений, формирует толерантность и снисходительное отношение к различным формам девиантного поведения. Это, в свою очередь, ведет к искажению процесса социализации.

 Общая деморализация общества, распространения в СМИ рекламы и сообщений о «прелести » лёгкой и красивой жизни, бесконтрольность, которая сопровождает современных школьников, порой наталкивает их на мысль о безнаказанности и беззаконии. Современный подросток не задумывается над тем, что общественные отношения регулируются законом. Забыв об этом, он естественно и не думает о последствиях, наказании которые будут после совершения правонарушения. Исходя из этого я выделяю следующую цель и задачи данного кружка:

ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей. Снижение уровня правонарушении и преступлений среди несовершеннолетних. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

 1)познакомить учащихся с основными понятиями: правонарушение, административное право, уголовное право, суд, закон, право;

2) дать детям достоверную информацию об ответственности, наступающей после совершения правонарушения;

3) дать знания о штрафных санкциях при свершении административных правонарушениях .

Развивающая: сформировать у детей понимание данной проблемы, значимость проблемы правонарушений, развивать чувство ответственности за свершённые поступки.

Воспитательная: воспитывать в детях сознательное социально-активное поведение в обществе, воспитывать умение уважать права других людей, умело разрешать конфликты в повседневной жизни.

Принципы:

 -Безусловное уважение личности подростка.

 - защита прав и законных интересов обучающихся.

 -Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.

 -Взаимодействие различных заинтересованных служб.

Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:

  • Ролевые игры;
  • Психотехнические тренинги и упражнения;
  • Работа в малых группах;
  • Дискуссии, творческие диалоги;
  • Творческие работы;

Программа построена с учётом обязательного минимума содержания обществоведческого образования для основной и средней (полной) школы, который предполагает изучение значительного блока правовых знаний.

Данный курс разработан на основе:

- программы "Права человека";

- программы модульного курса "Права человека" Молодёжного Центра прав человека и правовой культуры;

- программы "Права человека в современном мире" для лидеров 1некоммерческих организаций Варшавского Хельсинского Фонда по правам 1человека;

- основе профилактических поведенческих программ «Формирование жизненных социально – психологических навыков» и программе Н. В. Вострокнутова «Обучение здоровому образу жизни»

 - программы "Тренинг для тренеров" проекта Нидерландского Хельсинского Комитета, Варшавского Хельсинского Фонда по правам человека и Московской Хельсинской группы "Российская правозащитная школа".

Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.

При изложении материала необходимо учитывать особенности возрастного периода учащихся. Главным при ведении кружка должен стать принцип «Не навреди» - то есть, нельзя рассказывать учащимся о том чего он не знает, дабы не разбудить дополнительный интерес к правонарушениям.

В каждом разделе имеются как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с правовыми документами, основными законами РФ. На практике ребята учатся решать реальные жизненные ситуации в соответствии с этими законами и правовыми актами. Практические занятия должны проходить в форме дискуссии, диалога, ролевой игры, творческих заданий. Так же на практических занятиях, возможно, использовать видеотеку, посвященную данной проблеме и различные тексты из художественной литературы. Форма контроля за знаниями учащихся – это устный опрос, который проводится в конце каждого занятия, тестирование по окончанию изучения крупной темы.

В конце курса ученики должны:

уметь

осуществлять свои права на практике;

уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;

знать

юридические термины и понятия;

знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

владеть

четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;

владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;

владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

                                                               

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

                Тема занятия.   Практическая работа.

Теория

Практика

Всего     часов

I раздел: «Основные права и свободы человека».

1

Правовые понятия: право на жизнь, свободу, равенство.

1

1

2

3

Право на жизнь: кто его дает

1

1

2

4

Право на свободу

1

1

2

5

Все ли люди равны?

1

1

2

6

Происхождение и природа законов; первые законы человека.

1

1

2

7

Что такое закон?

1

1

2

8

Божественные законы, все ли их соблюдают

1

1

2

9

Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

1

1

2

10

Всеобщая декларация прав человека

1

1

2

11

Конституция РФ.

1

1

2

12

Конвенция о правах ребёнка.

1

1

2

13

Кодекс учащихся общеобразовательной школы.

1

1

2

14

Правонарушение – когда оно наступает?

1

1

2

15

Правонарушение и юридическая ответственность.

1

1

2

15

Система права.

1

1

2

16

Практическое занятие по теме:

«Основные права и свободы человека.» (подготовка, проведение)

1

1

2

17

Политико-правовая игра-форум

«Глобализация. за и против» (подготовка, проведение)

1

1

2

Содержание программы:

        

Содержание кружка «Я и закон» представлено основами важнейших отраслей российского права, знание которых необходимо совершеннолетнему гражданину - полноправному субъекту права. Основное назначение данного курса - научить осознанно действовать в правовой сфере на основе юридических норм в соответствии с современными представлениями о социальной ценности права как регулятора общественных отношений, с помощью которого обеспечивается всеобщий устойчивый порядок и становятся возможными активные действия человека, так как право препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности.

        Таким образом, данный курс являет собой практическое руководство по реализации правомерного поведения на основе действующего законодательства как совокупности нормативно-правовых актов. Понятие "законодательство" - важнейшее системообразующее понятие программы кружка «Я и закон».  Программа включает в себя нормы административного, трудового, гражданского права, связанные с применением труда.

Формы организации учебной деятельности:

Занятия предполагают использование классических форм и методов подачи материала, а также элементы дискуссий, упражнения, другие активные и интерактивные приёмы и методы обучения. В силу специфики предмета, главный принцип занятий по правам человека - принцип сотрудничества ученика и учителя.

Методы проведения занятия:

Достижению поставленных учебных, развивающих, воспитательных задач в наибольшей степени способствуют активные методы обучения:

  • Ролевые игры;
  • Психотехнические тренинги и упражнения;
  • Работа в малых группах;
  • Дискуссии, творческие диалоги;
  • Творческие работы;
  • Тренинговые занятия

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (приучение, упражнение, словесные указания требование):
  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Список литературы

         1. Абчук В. А. Основы предпринимательства. — М., 1998.

2. Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9–11 классов. — М., 1998.

3. Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М., 1995.

4. Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. — М., 1997.

5. Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1995.

6. Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1–2. — М., 1997.

7. Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 1997.

8. Гурина М. Философия. — М., 1998.

9. Дягилев В. В. Занимательная философия. — М., 1996.

10. Елисеев Г. А. История религий. — М., 1996.

11. История. Основы государства и права: Путеводитель абитуриента и старшеклассника. — М., 1998.

12. Кашанин А. В. Основы государства и права. 9–11 кл.: Краткий справочник школьника. — М., 1998.

13. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., 1998.

14. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. — М., 1996.

15. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1997.

16. Кулаков А. Е. Религии мира. — М., 1998.

17. Малышевский А. Ф. Введение в философию. — М., 1998.

18. Малышевский А. Ф. и др. Мир человека. — М., 1997.

19. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 1997.

20. Мушинский В. О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. — М., 1996.

21. Мушинский В. О. Основы правоведения. — М., 1996.

22. Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. — М., 1995.

23. Никитин А. Ф. Право и политика. Учебное пособие. — М., 1997.

24. Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. — М., 1998.

25. Основы государства и права / Под ред. М. Н. Марченко и П. Ф. Лунгу. — М., 1997.

26. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б. И. Пугинский, А. А. Рогачев. — М., 1997.

27. Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.

28. Сморгунов Л., Семенов В. Политология. — СПб., 1996.

29. Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997.

30. Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.

31. Соколов Я. В. Российская Конституция (азбука демократии). Пособие по курсу «Граждановедение». — М., 1995.

32. Суворов О. В. Обществоведение. Зачеты и экзамены. — М., 1998.

33. Уткин Э. А., Мирошникова В. А. Граждановедение. Учебник для средней школы. — М., 1997.

34. Федоров М. В., Еремян В. В. Основы государства и права для поступающих в вузы. — М., 1997.

35. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. — М., 1997.

36. Человек и общество. Кн. 1–3 / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1993.

37. Шабуров Н. В. Религии мира. — М., 1997.

38. Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. 10—11 кл. — М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...