Рабочая коррекционная программа «Охрана и развитие зрительного восприятия» (5-7 классы)
материал (5 класс)

Рабочая коррекционная программа

«Охрана и развитие зрительного восприятия»

(5-7 классы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено

Директор МБОУ СОШ № 84

 _____________ Коппалова Л.Н.

Приказ № 42/14 от 31.08.2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

 

Принято педагогическим советом          

МБОУ «СОШ №84№»

Протокол № 14 от 31.08.2017

Рабочая коррекционная программа

«Охрана и развитие зрительного восприятия»

(5-7 классы)

Выполнил:

Учитель биологии Ермоленко Е.А.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия» для 5-7-х классов составлена на основе программы  «Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида для слабовидящих детей»  Плаксиной Л.И. М., «Город» 1999 г. В настоящее время охрана нарушенного зрения трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого- педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и на его развитие. Проведение коррекционных занятий на развитие зрительного восприятия в сочетании со всей работой по использованию слабого зрения в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение для компенсаторного развития познавательной деятельности в условиях зрительного дефицита.

ЦЕЛЬ: Формирование способности к обнаружению, различению, опознаванию предметов с различного расстояния, цветоразличению, координации движений глаза и руки для увеличения и развития зрительной зоркости, зрительной реакции, зрительного внимания и зрительной памяти.

 ЗАДАЧИ:

1. Развитие зрительной реакции.

2. Учить различать цвет, форму, величину, размер, расстояние.

3. Формирование зрительных способов обследования предметов.

4. Учить подкреплять зрительное восприятие предметов обследованием с помощью сохранных анализаторов.

5. Учить подкреплять рассматриваемое словесным объяснением.

6. Развивать зрительное внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Группы для занятий комплектуются с учётом возраста, состояния основных зрительных функций. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 7 классе (34 часа в год), в 5-6 классах – 17 часов в год. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 7 минут. В ходе занятий происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, развитие монокулярной и бинокулярной фиксации, глазодвигательных функций, поля зрения. Совершенствуется способность к обнаружению, восприятию основных информативных признаков (формы, размера, цвета, яркости, контраста), опознанию изображений.

      Работа строится в 3 этапа:

I Этап- Восприятие простых изображений (цвет, форма, размер, удалённость, оттенки, яркость)

II Этап- Восприятие сложных изображений (контраст, контуры, симметрия, теневое изображение, выпадение рисунка).

III Этап- Восприятие сложных сюжетных рисунков (план, детали, расположение объектов, выпадение элементов рисунка).

        Формирование зрительных представлений о растительном и животном мире ведётся по темам:

- Деревья, кустарники, травянистые растения, цветы;  

- Овощи, Фрукты;

- Четвероногие животные, птицы, рыбы, насекомые.

        Формирование зрительных представлений о жизни и деятельности людей, объектах быта и труда ведётся по темам:

- Мой дом – моя семья; Мой город;

- Мебель, посуда, одежда и обувь;

- Инструменты;

- Транспорт.

5 класс.

Характеристика группы: занятия посещают 15 учеников – 5 мальчиков и 10 девочек. У 13 из них патология зрения, которая является результатом плохого зрительного восприятия окружающей действительности. У одной девочки имеется задержка психического развития, у другой – умственная отсталость. Нарушение полноты, скорости, целостности восприятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 17 занятий в году.

Тематическое планирование.

№ п/п  

Тема раздела

Количество часов

Виды деятельности

1

Проверка уровня развития зрительного восприятия учащихся.

1

Тестирование, гимнастика для глаз.

2

Гигиена зрения, уход за очками, чистота рук и глаз.

1

Беседа с учениками, гимнастика для глаз.

3

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.  

1

Выполнение различных комплексов упражнений. Фиксация в тетради различных методик.

4

Тренировка механизмов восприятия глубины через рисование.  

1

Рисование, гимнастика для глаз.

5

Повторение. Фигуры.

2

Трапеция, параллелограмм.  Куб, цилиндр, брусок, конус, пирамида. Фигуры: звезда (5, 8- конечная), крест (с прямым и суженным углом).   Многоугольники.  

6

Упражнения на восприятие формы предмета.  

1

Работа учащихся с различными предметами, определение их формы, гимнастика для глаз.

7

Повторение. Цвет.

1

Основные цвета, цвета радуги. Упражнения на восприятие цвета.  

8

Повторение: восприятие сложных изображений: теневое, контурное,

недорисованное.

1

Работа по карточкам  (раскрась, дорисуй), гимнастика для глаз.

9

Рисование обеими руками.  

1

Рисование различных объектом обеими руками, гимнастика для глаз.

10

Восприятие наслоений.  

1

Работа учащихся по карточкам, гимнастика для глаз.

11

Восприятие сюжета по нескольким последовательным картинкам.  

1

Работа с картинками, рассказ учащихся, как результат проделанной работы, гимнастика для глаз.

12

Восприятие сюжетного рисунка.  

1

Работа учащихся с различными сюжетными рисунками, гимнастика для глаз.

13

Задания на развитие мышления, внимания, памяти с использованием

зрения.

1

Работа с карточками, гимнастика для глаз.

14

Отражения. Упражнения с зеркалом.  

1

Выполнение упражнений с зеркалом, гимнастика для глаз.

15

Величина и измерение предметов.  

1

Практическая работа с различными предметами, фиксация результатов в таблицу, гимнастика для глаз.

16

Диагностика уровня сформированности зрительных представлений.  

1

Тестирование, гимнастика для глаз.

ИТОГО

17

Планируемые результаты:

-- Знать основные цвета, их оттенки, закономерности смешивания цветов.

-- Знать некоторые характеристики цветов.

-- Называть предметы основных цветов (жёлтый - солнце, банан).

-- Узнавать предмет в чёрно- белом варианте, основные формы, объёмные фигуры.

-- Сложные фигуры (звезда).

-- Называть предметы основных форм (круг - колобок, солнце, тарелка, куб - аквариум).

-- Узнавать предмет по тени, силуэту, контуру.

-- Изображать симметрично простой предмет.

-- Дорисовывать незаконченное изображение.

-- Видеть выпавшие изображения.

-- Составлять разрезанные (на 6- 9 частей) открытки и разрезать сами.

-- Узнавать выпавшие фрагменты рисунка.

-- Выделять детали изображённых объектов.

-- Сравнивать объекты с их плоскостным изображением.

-- Опознавать объект по его описанию.

-- Знать и применять правила гигиены зрения, ухода за очками, упражнений для глаз.

-- Раскрашивать сюжетный рисунок.

-- Знать правила игры в лото, домино, шашки, «морской бой», «крестики-нолики».

6 класс

Характеристика группы: занятия посещают 10 учащихся: 8 мальчиков и 2 девочки. У 9 из них небольшая зрительная патология, у одного мальчика – задержка психического развития. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 17 занятий в году.

Тематическое планирование.  

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Проверка уровня развития зрительного восприятия учащихся.    

1

Тестирование, выполнение индивидуальных заданий, гимнастика для глаз.

2

Гигиена зрения, уход за очками, чистота рук и глаз.

1

Презентация «Гигиена зрения». Беседа с учениками, гимнастика для глаз.

3

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1

Выполнение различных комплексов упражнений. Фиксация в тетради различных методик.

4

Упражнения на восприятие формы предмета.

1

Работа учащихся с различными предметами, определение их формы, гимнастика для глаз.

5

Оттенки цветов.

1

Презентация «Мир красок». Игра «Угадай оттенок», гимнастика для глаз.

6

Упражнения на восприятие цвета.  

1

Основные цвета, цвета радуги. Упражнения на восприятие цвета.   гимнастика для глаз.

7

Повторение: восприятие сложных изображений: теневое, контурное, недорисованное.

1

Работа по карточкам  (раскрась, дорисуй), гимнастика для глаз.

8

Рисование обеими руками.  

1

Рисование различных объектом обеими руками, гимнастика для глаз.

9

Работа с разрезными иллюстрациями.  

1

Работа учеников с разрезанными иллюстрациями, гимнастика для глаз.

10

Восприятие сюжета по нескольким последовательным картинкам.  

1

Работа с картинками, рассказ учащихся, как результат проделанной работы, гимнастика для глаз.

11

Восприятие сюжетного рисунка.  

1

Работа учащихся с различными сюжетными рисунками, гимнастика для глаз.

12

Задания на развитие мышления, внимания, памяти с использованием

зрения.

2

Работа с карточками, гимнастика для глаз.

13

Упражнения, способствующие снятию общего утомления.  

1

Выполнение специальных упражнений, гимнастика для глаз.

14

Комплекс упражнений на развитие мышц глазодвигательного аппарата.

1

Выполнение специальных упражнений, гимнастика для глаз.

15

Выполнение упражнений с использованием зрения на скорость.  

1

Выполнение специальных упражнений, гимнастика для глаз.

16

Диагностика уровня сформированности зрительных представлений.

1

Тестирование, гимнастика для глаз.

17

ИТОГО

17

Планируемые результаты:

-- Знать основные цвета, их оттенки, закономерности смешивания цветов

-- Знать некоторые характеристики цветов

-- Называть предметы основных цветов (жёлтый-солнце, банан)

-- Узнавать предмет в чёрно- белом варианте

-- Основные формы, объёмные фигуры

-- Сложные фигуры (звезда)

-- Называть предметы основных форм (круг- колобок, солнце, тарелка, куб - аквариум)

-- Узнавать предмет по тени, силуэту, контуру

-- Изображать симметрично простой предмет

-- Дорисовывать незаконченное изображение

-- Видеть выпавшие изображения

-- Составлять разрезанные (на 6- 9 частей разной формы) открытки и разрезать сами

-- Узнавать выпавшие фрагменты рисунка

-- Выделять детали изображённых объектов

-- Сравнивать объекты с их плоскостным изображением

-- Опознавать объект по его описанию

-- Знать и применять правила гигиены зрения, ухода за очками, упражнений для глаз

-- Раскрашивать сюжетный рисунок

-- Знать правила игры в лото, домино, шашки, «морской бой», «крестики-нолики»

-- Правила работы с инструментами, пиротехническими изделиями, работы в кабинетах повышенной опасности.

 

7 класс

Характеристика группы: занятия посещают 16 учеников – 9 мальчиков и 7 девочек. У всех имеется патология зрения, запас представлений относительно нормы снижен у всех, зрительное восприятие недостаточное. У одного ученика имеется умственная отсталость и еще у двух мальчиков задержка психического развития. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 за год.

Тематическое планирование.  

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Проверка уровня развития зрительного восприятия учащихся.    

1

Тестирование, выполнение индивидуальных заданий, гимнастика для глаз.

2

Гигиена зрения, уход за очками, чистота рук и глаз.

2

Презентация «Гигиена зрения». Беседа с учениками, гимнастика для глаз.

3

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

2

Выполнение различных комплексов упражнений. Фиксация в тетради различных методик.

4

Гигиена питания слабовидящего школьника.  

3

Презентация «гигиена питани», беседа с учащимися. Заполнение учениками таблицы «Правильное питание», гимнастика для глаз.

5

Гигиеническое обучение и воспитание.  

3

Работа в группах по карточкам. Игра «Личная гигиена», гимнастика для глаз.

6

Глаз человека- сложная оптическая система.

2

Изучение строения глаза человека, работа с макетом, слайдами, гимнастика для глаз.

7

Зрительные функции глаза.  

2

Работа с таблицами. Работа в группах, гимнастика для глаз.

8

Близорукость – миопия.  

2

Выступление учащихся с докладами. Беседа, гимнастика для глаз.

9

Астигматизм.  

2

Выступление учащихся с докладами. Беседа, гимнастика для глаз.

10

Дальнозоркость – гиперметропия.  

2

Выступление учащихся с докладами. Беседа, гимнастика для глаз.

11

Травмы глаз.  

2

Презентация «Травмы глаз», практическая работа «оказание первой помощи при глазных травмах», гимнастика для глаз.

12

Ожоги глаз.  

2

Презентация «Ожоги глаз», практическая работа «оказание первой помощи при глазных ожогах», гимнастика для глаз.

13

Заболевания зрительного нерва.

1

Презентация «Заболевания зрительного нерва». Заполнение таблицы, гимнастика для глаз.

14

Косоглазие.  

2

Рассказ учителя, беседа с учащимися, гимнастика для глаз.

15

Альбинизм.

1

Рассказ учителя, беседа с учащимися, гимнастика для глаз.

16

Заболевания сетчатки.  

1

Презентация «Заболевания сетчатки», гимнастика для глаз.

17

Обобщение и систематизация знаний по теме «Заболевания глаз».

1

Тестирование, гимнастика для глаз.

18

Подведение итогов года.

1

Тестирование, гимнастика для глаз.

19

Резерв

2

Повторение пройденного материала.

ИТОГО

34

Планируемые результаты:

-- Знать основные цвета, их оттенки, закономерности смешивания цветов

-- Знать некоторые характеристики цветов

-- Узнавать предмет в чёрно- белом варианте

-- Основные формы, объёмные фигуры

-- Сложные фигуры (звезда)

-- Называть предметы основных форм (круг- колобок, солнце, тарелка, куб - аквариум)

-- Узнавать предмет по тени, силуэту, контуру

-- Изображать симметрично простой предмет

-- Дорисовывать незаконченное изображение

-- Видеть выпавшие изображения -- Составлять разрезанные (на 6- 9 частей) открытки и разрезать сами

-- Определять предметы на рисунке дальнего и ближнего плана

-- Узнавать выпавшие фрагменты рисунка

-- Определять объекты на рисунках в разных ракурсах (в фас, в профиль, в полупрофиль)

-- Выделять детали изображённых объектов

-- Сравнивать объекты с их плоскостным изображением

-- Опознавать объект по его описанию

-- Раскрашивать сюжетный рисунок

-- Знать правила игры в лото, домино, шашки, «морской бой», «крестики-нолики»

-- Знать и применять правила гигиены зрения, ухода за очками, упражнений для глаз

-- Знать своё зрительное заболевание, причину, проявление, коррекцию и профилактику данного заболевания

-- Гигиену питания, обучения и воспитания слабовидящего школьника

-- Правила работы с инструментами, пиротехническими изделиями, работы в кабинетах повышенной опасности.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет. Ярославль, «Академия развития», 1997г.

2. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В.,  Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. М., Школа- Пресс, 2001г.

3. Григорьева Л.П. Развитие зрительного восприятия // Программы специальных (коррекционных) учреждений IV  вида. М., ИКПРАО, 1999 г.

4. Ермаков В.П. Таблицы для подбора и построения графических  изображений при нарушении зрения. М., ВОС, 1988 г.

5. Забрамная С.Д. Наглядный материал для обследования детей. М. , Просвещение, 1981г.

6. Матюгин И.Ю. Зрительная память. М., Эйдос, 1992г.  

7. Никулина Г.В. Готовим к школе ребёнка с нарушениями зрения С-П. 2004 г.

8. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в учреждении для детей с нарушением зрения. М., ИКПРАО,

1998г.

9. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., ВОС, 1988г.

10. Тимофеева Т.Б. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах 3-4 видов. Р-на-Д., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе

Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в старшей группе «Цветы»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия.

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее  занятие по развитию зрительного восприятия.Тема: «Транспорт»....

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Овощи и фрукты».

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Овощи и фрукты»....

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Насекомые».

Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Насекомые»....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для учащихся второго класса с нарушением зрения "Урожай-собирай"

Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул для выполнения зрительной задачи; формируют умение пользов...